Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Моя шняга.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
2.88 Mб
Скачать

14 Особенности деятельности анализаторов у детей

Анализатор – это не просто ухо или глаз. Он представляет собой совокупность нервных структур, включающих в себя периферический, воспринимающий аппарат (рецепторы), трансформирующий энергию раздражения в специфический процесс возбуждения; проводниковую часть, представленную периферическими нервами и проводниковыми центрами, она осуществляет передачу возникшего возбуждения в кору головного мозга; центральную часть – нервные центры, расположенные в коре головного мозга, анализирующие поступившую информацию и формирующие соответствующее ощущение, после которого вырабатывается определенная тактика поведения организма. С помощью анализаторов мы объективно воспринимаем внешний мир таким, какой он есть. Это материалистическое понимание вопроса. Напротив, идеалистическая концепция теории познания мира выдвинута немецким физиологом И.Мюллером, который сформулировал закон специфической энергии. Последняя, по мнению И.Мюллера, заложена и формируется в наших органах чувств и эту энергию мы же и воспринимаем в виде определенных ощущений. Но эта теория не верна, так как она базируется на действии неадекватного для данного анализатора раздражения. Интенсивность стимула характеризуется порогом ощущения (восприятия). Абсолютный порог ощущения – это минимальная интенсивность стимула, которая создает соответствующее чувство. Дифференциальный порог – это минимальное различие интенсивностей, которое воспринимается субъектом. Это означает, что анализаторы способны дать количественную оценку прироста ощущения в сторону его увеличения или уменьшения. Так, человек может отличить яркий свет от менее яркого, дать оценку звуку по его высоте, тону и громкости. Периферическая часть анализатора представлена либо специальными рецепторами (сосочки языка, обонятельные волосковые клетки), либо сложно устроенным органом (глаз, ухо). Зрительный анализатор обеспечивает восприятие и анализ световых раздражений, и формирование зрительных образов. Корковый отдел зрительного анализатора расположен в затылочных долях коры больших полушарий головного мозга. Зрительный анализатор участвует в осуществлении письменной речи. Слуховой анализатор обеспечивает восприятие и анализ звуковых раздражений. Корковый отдел слухового анализатора расположен в височной области коры больших полушарий. С помощью слухового анализатора осуществляется устная речь.

Особенности зрительного анализатора у детей

В развитии зрительного анализатора после рождения выделяют 5 периодов:

  • формирование области желтого пятна и центральной ямки сетчатки в течение первого полугодия жизни — из 10 слоев сетчатки остаются в основном 4 (зрительные клетки, их ядра и пограничные мембраны);

  • увеличение функциональной мобильности зрительных путей и их формирование в течение первого полугодия жизни

  • совершенствование зрительных клеточных элементов коры и корковых зрительных центров в течение первых 2 лет жизни;

  • формирование и укрепление связей зрительного анализатора с другими органами в течение первых лет жизни;

  • морфологическое и функциональное развитие черепных нервов в первые 2—4 мес жизни.

Становление зрительных функций ребенка происходит соответственно этим этапам развития.

Кожа век у новорожденных очень нежная, тонкая, гладкая, без складок, через неё просвечивает сосудистая сеть. Глазная щель узкая и соответствует размеру зрачка. Ребенок мигает в 7 раз реже по сравнению с взрослыми (2— 3 мигания в минуту). Во время сна часто нет полного смыкания век и видна голубоватая полоска склеры. К 3 мес после рождения увеличивается подвижность век, ребенок мигает 3—4 раза в минуту, к 6 мес — 4—5, а к 1 году — 5— 6 раз в минуту. К 2 годам глазная щель увеличивается, приобретает овальную форму в результате окончательного формирования мышц век и увеличения глазного яблока. Ребенок мигает 7—8 раз в минуту. К 7—10 годам веки и глазная щель соответствуют показателям взрослых, ребенок мигает 8—12 раз в минуту.

Слезная железа начинает функционировать лишь через 4—6 нед и более после рождения, дети в это время плачут без слез. Однако слезные добавочные железки в веках сразу продуцируют слезу, что хорошо определяется по выраженному слезному ручейку вдоль края нижнего века. Отсутствие слезного ручейка расценивается как отклонение от нормы и может быть причиной развития дакриоциститов. К 2—3-месячному возрасту начинается нормальное функционирование слезной железы и слезоотделение. При рождении ребенка слезоотводящие пути в большинстве случаев уже сформированы и проходимы. Однако примерно у 5% детей нижнее отверстие слезно-носового канала открывается позже или вообще не открывается, что может служить причиной развития дакриоцистита новорожденного.

Глазница (орбита) у детей до 1 года относительно мала, поэтому создается впечатление больших глаз. По форме глазница новорожденных напоминает трехгранную пирамиду, основания пирамид имеют конвергентное направление. Костные стенки, особенно медиальная, очень тонкие и способствуют развитию коллатеральных отеков клетчатки глазницы (целлюлиты). Горизонтальный размер глазниц новорожденного больше вертикального, глубина и конвергенция осей глазниц меньше, что создает порой впечатление сходящегося косоглазия. Размеры глазниц составляют около 2/3 соответствующих размеров глазниц взрослого человека. Глазницы новорожденного площе и мельче, поэтому хуже защищают глазные яблоки от травм и создают впечатление высто- яния глазных яблок. Глазные щели у детей шире из-за недостаточного развития височных крыльев клиновидных костей. Зачатки зубов расположены ближе к содержимому глазницы, что облегчает попадание в нее одонтогенной инфекции. Формирование глазницы заканчивается к 7-летнему возрасту, к 8— 10 годам анатомия глазницы приближается к таковой взрослых людей.

Конъюнктива новорожденного тонкая, нежная, недостаточно влажная, со сниженной чувствительностью, может легко травмироваться. К 3-месячному возрасту она становится более влажной, блестящей, чувствительной. Выраженная влажность и рисунок конъюнктивы могут быть признаком воспалительных заболеваний (конъюнктивит, дакриоцистит, кератит, увеит) или врожденной глаукомы.

Роговица новорожденных прозрачная, но в ряде случаев в первые дни после рождения она бывает несколько тусклой и как бы опалесцирует. В течение 1 нед эти изменения бесследно исчезают, роговица становится прозрачной. Следует отличать эту опалесценцию от отека роговицы при врожденной глаукоме, которая снимается инсталляцией гипертонического раствора (5%) глюкозы. Физиологическая опалесценция не исчезает при закапывании этих растворов. Очень важно проводить замеры диаметра роговицы, так как его увеличение является одним из признаков глаукомы у детей. Диаметр роговицы новорожденного равен 9—9,5 мм, к 1 году увеличивается на 1 мм, к 2—3 годам — еще на 1 мм, к 5 годам он достигает диаметра роговицы взрослого человека — 11,5 мм. У детей до 3-месячного возраста чувствительность роговицы резко снижена. Ослабление корнеального рефлекса приводит к тому, что ребенок не реагирует на попадание инородных тел в глаз. Частые осмотры глаз у детей этого возраста имеют важное значение для профилактики кератитов.

Склера новорожденного тонкая, с голубоватым оттенком, который постепенно исчезает к 3-летнему возрасту. Следует внимательно относиться к данному признаку, так как голубые склеры могут быть признаком заболеваний и растяжения склеры при повышении внутриглазного давленш при врожденной глаукоме.

Передняя камера у новорожденных мелкая (1,5 мм), угол передней камерк очень острый, корень радужки имеет аспидный цвет. Полагают, что такой цвет обусловлен остатками эмбриональной ткани, которая полностью рассасывается к 6—12 мес. Угол передней камеры постепенно раскрывается и к 7 годам становится таким же, как у взрослых людей.

Радужка у новорожденных голубовато-серого цвета из-за малого количества пигмента, к 1 году начинает приобретать индивидуальную окраску. Цвет радужки окончательно устанавливается к 10—12-летнему возрасту. Прямая и содружественная реакции зрачка у новорожденных выражены не очень отчетливо, зрачки плохо расширяются медикаментами. К 1 году реакция зрачка становится такой же, как у взрослых.

Цилиарное тело в первые 6 мес находится в спастическом состоянии, что обусловливает миопическую клиническую рефракцию без циклоплегии и резкое изменение рефракции в сторону гиперметропической после инсталляций 1% раствора гоматропина.

Глазное дно у новорожденных бледно-розового цвета, с более или менее выраженной паркетностью и множеством световых бликов. Оно менее пигментировано, чем у взрослого, сосудистая сеть просматривается четко, пигментация сетчатки часто мелкоточечная или пятнистая. По периферии сетчатка сероватого цвета, периферическая сосудистая сеть незрелая. У новорожденных диск зрительного нерва бледноват, с синевато-серым оттенком, что можно ошибочно принять за его атрофию. Рефлексы вокруг желтого пятна отсутствуют и появляются в течение 1-го года жизни. В течение первых 4—6 мес жизни глазное дно приобретает вид, почти идентичный глазному дну взрослого человека, к 3 годам отмечается покраснение тона глазного дна. В диске зрительного нерва сосудистая воронка не определяется, она начинает формироваться к 1 году и завершается к 7-летнему возрасту.

Особенности слухового анализатора у детей

Слуховой анализатор человека начинает функционировать уже с момента его рождения. При воздействии звуков достаточной громкости у новорожденных можно наблюдать ответные реакции, протекающие по типу безусловных рефлексов и проявляющиеся в виде изменений дыхания и пульса, задержки сосательных движений и пр. В конце первого и начале второго месяцев жизни у ребенка образуются уже условные рефлексы на звуковые раздражители. Путем многократного подкрепления какого-либо звукового сигнала (например, звука колокольчика) кормлением можно выработать у такого ребенка условную реакцию в виде возникновения сосательных движений в ответ на звуковое раздражение. Очень рано (на третьем месяце) ребенок уже начинает различать звуки по их качеству (по тембру, по высоте). По новейшим исследованиям, первичное различение звуков, резко отличающихся друг от друга по характеру (например, шумов и стуков — от музыкальных тонов, а также различение тонов в пределах смежных октав), можно наблюдать даже у новорожденных. По этим же данным, у новорожденных отмечается также возможность определения направления звука.

В последующем периоде способность к дифференцированию звуков получает дальнейшее развитие и распространяется на голос и элементы речи. Ребенок начинает по-разному реагировать на различные интонации и различные слова, однако последние воспринимаются им на первых порах недостаточно расчлененно. В течение второго и третьего годов жизни, в связи с формированием у ребенка речи, происходит дальнейшее развитие его слуховой функции, характеризующееся постепенным уточнением восприятия звукового состава речи. В конце первого года ребенок обычно различает слова и фразы преимущественно по их ритмическому контуру и интонационной окраске, а к концу второго и началу третьего года он обладает уже способностью различать на слух все звуки речи. При этом развитие дифференцированного слухового восприятия звуков речи происходит в тесном взаимодействии с развитием произносительной стороны речи. Это взаимодействие носит двусторонний характер. С одной стороны, дифференцированность произношения зависит от состояния слуховой функции, а с другой стороны — умение произнести тот или иной звук речи облегчает ребенку различение его на слух.

Следует, однако, отметить, что в норме развитие слуховой дифференциации предшествует уточнению произносительных навыков. Это обстоятельство находит свое отражение в том, что дети 2—3 лет, полностью различая на слух звуковую структуру слов, не могут ее воспроизвести даже отраженно. Если предложить такому ребенку повторить, например, слово карандаш, он воспроизведет его как «каландас», но стоит взрослому сказать вместо карандаш «каландас», как ребенок сразу же определит фальшь в произношении взрослого.

Можно считать, что формирование так называемого речевого слуха, т. е. способности различать на слух звуковой состав речи, заканчивается к началу третьего года жизни. Однако совершенствование других сторон слуховой функции (музыкальный слух, способность к различению всякого рода шумов, связанных с работой некоторых механизмов, и т. п.) может происходить не только у детей, но и у взрослых в связи со специальными видами деятельности.