
- •О. Уильямсон. Экономические институты капитализма (гл.3)
- •Глава 3 управление контрактными отношениями
- •I. Традиционные юридические концепции контракта
- •1.1. Классическое контрактное право
- •1.2. Неоклассическое контрактное право
- •1.3. «Отношснческая» контрактация
- •2. Эффективное управление контрактными отношениями
- •2.1. Рыночное управление
- •2.2. Трехстороннее управление
- •2.3. Двустороннее управление
- •2.4. Объединенное управление
- •3. Неопределенность
- •4. Измерение рентабельности трансакций
- •4.1. Ex ante проблемы
- •5. Распределение спектра контрактных решений
2.3. Двустороннее управление
Специализированные структуры управления, как правило, разрабатываются для двух типов трансакций — для регулярно повторяющихся трансакций, поддерживаемых мало- и высокоспециализированными инвестициями. Вследствие нестандартности трансакций в обоих случаях имеет место фундаментальная трансформация. Таким образом, непрерывность торговых отношений приобретает особую ценность. Регулярно повторяющийся характер трансакций потенциально позволяет покрыть издержки,
6 Логическое обоснование данного раздела кодекса заключается в том, что «детальное описание в контракте параметров товаров позволит продавцу востребовать с покупателя (в определенных пределах) их полную цену, а не возместить просто убытки вследствие нарушения им своих обязательств... (при этом убытки количественно могут быть намного меньше действительных потерь и их наличие намного труднее доказать)» (Macneil, 1978, р. 880).
связанные с использованием специализированных структур управления.
Для осуществления трансакций на рынке полуфабрикатов используются два типа трансакционно-специфических структур управления — двусторонние структуры, предполагающие сохранение автономности участников сделки, и объединенные структуры, подразумевающие перенос трансакций с рынка в границы фирмы, где они организуются на основе административных отношений (вертикальная интеграция). Двусторонние структуры лишь недавно привлекли заслуживающее их внимание исследователей, и пока их функционирование наименее изучено. Эти вопросы подробнее рассматриваются в главах 7 и 8.
В высшей степени идиосинкразических трансакциях человеческий капитал и физические активы, необходимые для их осуществления, являются высокоспециализированными. Поэтому нет очевидных возможностей получения экономии от масштаба посредством межфирменной торговли, которую покупатель (или продавец) не смог бы извлекать самостоятельно (через механизм вертикальной интеграции). Однако в случае малоспециализированных трансакций степень специализации активов выражена менее четко. Соответственно внешние закупки этих ресурсов могут приветствоваться с точки зрения логики экономии от масштаба.
По сравнению с вертикальной интеграцией внешние закупки способствуют поддержанию мощной мотивации и ослаблению бюрократических искажений функционирования организации (см. главу 6). Проблемы с рыночными закупками тем не менее возникают, когда встает вопрос об адаптивности и расходах, связанных с реализацией контракта. В то время как внутрифирменная адаптация может осуществляться лишь по приказу сверху, внешние закупки подразумевают эффективную адаптацию путем опосредованного рынком взаимодействия сторон. Если потребность в адаптациях не была учтена изначально и активно реализуется посредством выполнения условий контракта, что зачастую бывает либо просто невозможно, либо связано с запретительно высокими затратами, то адаптация путем рыночного взаимодействия сторон может достигаться только на основе взаимных соглашений, отражающих изменения в ситуации. Поскольку интересы сторон обычно различны в период выдвижения любой из них предложений по адаптации к изменениям, здесь с неизбежностью возникает дилемма.
С одной стороны, у обоих участников сделки есть стимулы к поддержанию, а не разрушению отношений друг с другом с целью избежать потерь в трансакционно-специфической экономии издержек. С другой стороны, каждый из них заинтересован в собственной прибыли, и вряд ли можно с уверенностью сказать, что они с готовностью примут любое предложение о дополнениях к условиям контракта. Очевидно, требуется некоторый способ выработки допустимых пределов адаптации к непредвиденным обстоятельствам, когда принятие решений в данных пределах происходит на основе механизма, которому доверяют обе стороны. Этого можно достигнуть частично за счет, во-первых, понимания того, что величина рисков оппортунистического поведения меняется в зависимости от типа предлагаемой адаптации, и, во-вторых, ограничения ее масштабов мероприятиями, обеспечивающими наименьшие из таких рисков. Здесь, однако, в равной степени важен настрой участников сделки на достижение эффективной адаптации (Macaulay, 1963, р. 61).
Совпадение интересов сторон в количественных изменениях в параметрах поставляемых товаров значительно более реально, чем в отношении корректировки цен. С одной стороны, регулирование цен обладает неудачным свойством: сумма подобных изменений равна нулю, тогда как предложения увеличить, уменьшить или задержать поставку товара не сопряжены с подобными результатами. Кроме того, за исключением ситуации, описанной ниже, предложения по корректировке цен таят в себе риск изменения условий договора стороной, не согласной с такой адаптацией и использующей при этом к своей выгоде торговый дефицит, образующийся в условиях двусторонней монополии. С другой стороны, предположение о том, что причиной количественных изменений являются экзогенные события, а не стратегические устремления одного из участников сделки, обычно находит подтверждение. Ввиду идиосинкразической природы обмена у продавца (или покупателя) фактически нет оснований сомневаться в репрезентативности контрагента, когда возникает предложение о количественных изменениях в условиях контракта.
Таким образом, покупатели не станут ни искать других поставщиков требуемой продукции, ни применять купленный (по хорошей цене) товар не по назначению (или перепродавать его) вследствие того, что использование альтернативных поставщиков связано с высокими затратами на организацию взаимодействия с ними, а идиосинкразический товар, в свою очередь, не функционален для другого применения и других пользователей. Аналогичным образом продавцы не будут прекращать поставки при возникновении более благоприятных возможностей сбыта товара, так как находящиеся в их распоряжении активы специализированны. В итоге количественная репрезентативность для идиосинкразических продуктов обычно реализуется исходя из ее номинальной ценности. Поскольку невозможность одновременной адаптации количественных и ценовых параметров к новой ситуации привела бы к срыву большинства идиосинкразических обменов, количественные изменения происходят рутинно.
Конечно, не всякая корректировка цен одинаково рискованна. Изменения, включающие в себя лишь незначительный риск, предсказуемо будут иметь место. Жестко сформулированная в контракте оговорка о скользящих ценах (escalator clause)*, отражающих изменения в общих экономических условиях, представляет собой одну из возможностей подобной корректировки цен. Однако ввиду того, что такие оговорки не являются трансакционно-специфическими, применение их в ситуации колебаний локальных условий бизнеса часто приводит к несовершенной адаптации. Поэтому рассмотрим вопрос о рациональности корректировки цен, осуществляемой в более тесной зависимости от таких локальных условий; Проблема адаптации здесь заключается в следующем: возможна ли временная корректировка цен, соответствующая некоторому набору обстоятельств, таким образом, чтобы при этом не возникли стратегические риски, описанные выше? Каковы должны быть предварительные условия подобной корректировки цен?
Кризисные ситуации, с которыми сталкивается любой из участников идиосинкразического обмена, образуют один вид исключений из общего правила. При возникновении, угрозы для сделки, ставящей под сомнение хорошие отношения партнеров, вполне может произойти ad hoc ** изменение цены. Более интересным и близким к нашему анализу является, однако, вопрос об условиях, при кото-
* Согласно такой оговорке окончательная цена обычно устанавливается в зависимости от величины издержек производства. — Прим. ред.
** Специальное (для данного случая) (лат.).
рых временная корректировка цен происходит в текущем порядке. Здесь должны быть выполнены два предварительных условия. Во-первых, предложения о корректировке цены должны быть связаны с экзогенными, относящимися к сути сделки и легко проверяемыми событиями. Во-вторых, изменения цен должны быть непосредственно связаны с такими событиями. Проиллюстрируем эту ситуацию на следующем примере. Рассмотрим изделие, значительная доля издержек на производство которого связана с затратами на исходные материалы (такие, как медь или сталь). Предположим, что размер этой доли точно известен. Экзогенные изменения цен на используемые материалы создали бы в таком случае некоторые риски, если бы в соответствии с вышеизложенной формулой адаптации происходило преодоление трудностей выполнения контракта с помощью частичного, хотя и временного, изменения цен. Поэтому необходимо применение более совершенного механизма адаптации, чем разработанные для общего случая оговорки о скользящих ценах. Необходимо, однако, отметить, что не все издержки могут учитываться при подобных корректировках. Так, совершенно иначе обстоит дело с изменениями в накладных или других расходах, проверка правильности оценки которых очень сложна и которые, даже если их изначальная калькуляция затем подтверждается, имеют неясное отношение к издержкам производства конкретного изделия. Осознав возможные риски, участники сделки воздержатся в этом случае от изменения цен.