
- •Глава 4. Анестезиология и хирургия.
- •4.1 Анестезиология
- •4.1.1 Общие принципы.
- •4.1.2 Препараты для премедикации и потенцирования наркоза.
- •4.1.3 Инъекционные анестетики.
- •4.1.5. Эндотрахеальный наркоз
- •4.1.6. Мониторинг анестезии и реанимационные мероприятия
- •4.1.7 Местная анестезия.
- •4.1.8 Боль и аналгезия.
- •4.2 Хирургия
- •4.2.1.Общие принципы.
- •4.2.2. Аспекты травматологии
- •4.2.3 Некоторые распространенные хирургические вмешательства.
Глава 4. Анестезиология и хирургия.
4.1 Анестезиология
За последние 30 лет активного развития ветеринарии экзотических животных для анестезии пресмыкающихся предприняты попытки использования большинства препаратов, применяемых в медицинской и ветеринарной анестезиологии. Накопленный опыт свидетельствует о том, что целый ряд общепринятых средств анальгезии и седации теплокровных не оказывает действие на рептилий, а дозы эффективных лекарств и динамика их действия значительно отличаются у представителей различных систематических групп (Васильев, Тимерин, 1999; Bennett, 1991, 1996; Boyer, 1991; Johnson, 1992).
Фармакокинетика дыхательных и сердечных стимуляторов, ганглиоблокаторов, парасимпатолитиков, нейролептиков, анальгетиков и диуретиков у пресмыкающихся практически не изучена, данные различных авторов противоречивы (Frye, 1991).
Анатомо-физиологические особенности рептилий не позволяют напрямую использовать методы иммобилизации и наркоза, широко применяемые для теплокровных (Чижов, 1992). Основную сложность для анестезиолога представляет относительно медленный обмен веществ у рептилий по сравнению с млекопитающими. При этом увеличивается время индукции препаратов при любом способе введения, значительно (до нескольких суток) удлиняется время остаточного действия и в целом резко сужается широта терапевтического действия средств для наркоза: дозы, необходимые для достижения надежной седации, вплотную приближаются к токсическим. Тем не менее, общие принципы анестезиологии применимы к любым животным, включая рептилий, и при разработке анестезиологического протокола необходимо следовать определенному алгоритму, позволяющему минимизировать анестезиологические риски.
4.1.1 Общие принципы.
4.1.1.1 Подготовка пациента.
Если позволяет время, пациента необходимо в течение 1-3 суток подготовить к операции, выдержав его при температуре, соответствующей POTZ. Никогда, даже в случае экстренных операций, не следует анестезировать охлажденную рептилию. Ее нужно хотя бы в течение 1-2 часов выдержать при повышенной температуре и саму операцию обязательно проводить на грелке.
Перед анестезией рекомендуется провести общий осмотр и некоторые лабораторные исследования, включающие взвешивание, определение гематокрита, проведение ОКА и биохимического исследования крови, а также копроскопию (Schumacher, 1996). Это позволяет в некоторых случаях выявить скрытую патологию печени или почек, достаточно широко распространенные у рептилий. Подозрение на заболевание этой группы влияет на анестезиологический протокол и ограничивает выбор средств для наркоза. Во время осмотра важно определить ЧСС и ЧДД, хотя оба эти параметра у не анестезированных животных могут быть повышены вследствие стресса. У зеленых игуан массой 1 кг при 25°С ЧСС составляет 34-70 уд/мин, а ЧДД – порядка 15-30 вдохов в мин. (Bennett, Schumacher, et al, 1998).
Голодную диету назначат только здоровым рептилиям, так как больные обычно не питаются. Рвотный рефлекс для ящериц не характерен, и кроме того, гортанная щель у рептилий в норме открывается только во время вдоха, а у анестезированных животных, как правило, остается закрытой. Поэтому аспирация содержимого желудка маловероятна, хотя некоторые предварительные диагностические процедуры, например, УЗИ или рентгенографию, лучше проводить при опорожненном желудке и мочевом пузыре. Плановых больных с сохраненным аппетитом выдерживают на голодной диете в течение 3 суток. Змеям с наполненным желудком (2-5 суток после кормления) лучше отложить операцию. Это же касается животных, находящихся в линьке.
Если предполагается проводить аппаратный мониторинг анестезии, то показания приборов нужно снимать еще до начала операции, после премедикации или заранее – за сутки или несколько часов до начала анестезиологических процедур. Это позволяет охарактеризовать «норму» для данного пациента, а также в редких случаях оценить риск со стороны ССС. ЭКГ и обзорная рентгенограмма грудной клетки при рутинном обследовании рептилий дают мало информации. Гораздо полезнее сделать перед операцией УЗИ печени, почек и миокарда, если имеется такая возможность.
Парентеральную регидратацию назначают всем плановым больным в объеме 20-30 мл/кг в сутки за 1-3 дня до операции. При экстренных вмешательствах замещение ОЦК начинают за 1-2 часа до операции (рассчитав объем и скорость инфузии) и затем при необходимости продолжают и в процессе самой операции. Периоперативная регидратация показана при любых операциях, длящихся более часа. Рекомендуемая скорость введения жидкости составляет 5 мл/кг/час внутривенно или внутрикостно (Bennett, 1991, 1995, 1996).
Интубацию проводят всем пациентам, независимо от метода проведения наркоза, если операция занимает более 15 минут. Интубировать следует также всех пациентов, утерявших роговичный рефлекс или при быстром наступлении адинамии в случае применения низких доз инъекционного анестетика. Например, остеосинтез подкалиберным штифтом у мелких хамелеонов обычно проводят под короткой седацией кетамином или пропофолом. Если хирург и пациент нормально подготовлены к операции, она занимает не более 15 минут. Трахея у хамелеонов неудобна для введения интубационной трубки, поэтому при таких коротких операциях интубацию можно не проводить. Однако, если при низких дозах кетамина (20-30 мг/кг) или пропофола (3мг/кг) адинамия наступает в течение 1-2 минут, появляется стрессовая окраска и исчезает педальный рефлекс, пациента необходимо интубировать и сразу начинать аппаратное дыхание под переменным давлением.
4.1.1.2 Выбор методов наркоза.
Выбор методов наркоза и применяемых медикаментов определяется общим состоянием пациента и наличием анестезиологических рисков, характером и продолжительностью операции и возможностями клиники и владельца. При этом важную роль играет клинический опыт врача, поскольку лучше применять именно тот метод наркоза, с которым он наиболее знаком. Многие врачи, традиционно применявшие кетамин, теперь сталкиваются со значительными трудностями при использовании золетила или пропофола, поскольку к этим препаратам существует видовая чувствительность, а терапевтическая широта в некоторых случаях уступает кетамину. При работе со сравнительно новыми для рептилий препаратами, такими как мидазолам, саффан, золетил, севофлуран и т.п., накоплен еще недостаточный опыт. Поэтому приводимые здесь дозы отработаны только для ограниченного круга видов, и при использовании их для других рептилий вполне возможны осложнения. Тем не менее, каждый врач должен быть восприимчив к новым методам, улучшающим безопасность и надежность при проведении наркоза.
Анестезиологические риски часто возникают при введении даже небольших доз инъекционных анестетиков или при комбинированном наркозе. В группу риска попадают прежде всего животные, способные к пролонгированному апноэ, то есть ныряющие виды или виды, впадающие при стрессе в торпидное состояние. Кроме того, как и при анестезии млекопитающих, особого внимания требуют особи с тяжелыми травмами, гиповолемией и заболеваниями печени, почек или сердечно-сосудистой системы. Рептилиям с признаками сердечной недостаточности применение анестезии лучше вообще исключить. При гиповолемии не рекомендуется применять фенотиазины и диссоциативные анестетики. При нарушениях дыхания пациента необходимо интубировать независимо от метода анестезии и проводить ИВЛ чистым кислородом. При почечной недостаточности лучше в предоперационный период провести внутривенную регидратацию, сразу прекращая инфузию при опухании век у ящерицы. Показано преоперативное введение кортикостероидов (метилпреднизолон, 5-10 мг/кг). Наркоз лучше проводить только ингаляционный. При нарушении функции печени отмечается увеличение продолжительности действия анестетиков. Поэтому противопоказано применение препаратов, подвергающихся метаболизму: кетамина, фенотиазинов, галотана. При серьезных травмах и массивной кровопотере давать наркоз можно только после внутривенной регидратации или полного комплекса противошоковой терапии. Необходима интубация и дыхание чистым кислородом. При необходимости лучше использовать бензодиазепины и исключать фенотиазины.
Для всех пациентов группы риска показан эндотрахеальный мононаркоз изофлураном или севофлураном, если есть такая возможность. Если необходима предварительная седация для проведения интубации, лучше сразу начинать с масочного наркоза или анестезировать животное в контейнере. Если необходимо воспользоваться инъекционным анестетиком перед переходом на ингаляционный наркоз, то, на наш взгляд, лучше для этих целей подходит пропофол (5 мг/кг) или буторфанол (1 мг/кг), но не диссоциативные анестетики, фенотиазины или бензодиазепины. Сложные анестезиологические протоколы в основном используют для крупных рептилий, но следует учитывать, что любые схемы неингаляционной анестезии у рептилий значительно менее управляемы, чем у теплокровных.