Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Латинкая америка.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
661.31 Кб
Скачать

45 Вопрос Чили

В Южной Америке дольше всех продержалась диктатура в Чили, где демократическим силам пришлось выдержать упор­ную борьбу за ее ликвидацию. Переворот 1973 г. был поддер­жан значительными непролетарскими слоями населения, бур­жуазными партиями, в том числе влиятельной Христиан-ско-демократической партией (ХДП). Но режим Пиночета не допускал их к власти. Большинство мелкой буржуазии и слу­жащих скоро ощутило негативные последствия политики хун­ты, что привело к сужению социальной опоры военного режи­ма. Перешла в оппозицию действовавшая полулегально ХДП. Однако руководство партии отказывалось от активных анти­правительственных действий, тем более от сотрудничества с коммунистами и их союзниками. Умеренные лидеры ХДП — Фрей и его сторонники ограничивались критикой режима, требуя его либерализации. Они надеялись, что такая позиция со временем откроет им путь к власти и в то же время предот­вратит возможность возврата левых сил.

Большую роль в спасении жертв репрессий, в разоблаче­нии преступлений режима, в развитии правозащитного дви­жения сыграла чилийская католическая церковь, бывшая ряд лет единственной легальной оппозицией.

Рабочее движение и левые силы долго не могли оправиться от тяжелого поражения и жестоких преследований. В 1976 г. были уничтожены хунтой три подпольных руководящих цент­ра компартии. Лишь к концу 70-х гг. наметились признаки активизации рабочего движения и нелегальной деятельности левых партий, первой из которых восстановила свою подполь­ную структуру компартия. Явочным порядком стали оформ­ляться объединения лидеров бывших профсоюзных федера­ций, пытавшиеся восстановить связи с первичными профсоюз­ными организациями. В 1978 г. возник Национальный коор­динационный совет трудящихся, объединивший основное ядро деятелей прежнего Единого профцентра трудящихся (КУТ) Чили, главным образом коммунистов, социалистов и левых христианских демократов. Предоставление в 1979 г. ограни­ченных прав легальной деятельности профсоюзам на пред­приятиях привело к восстановлению в большинстве из них по­зиций левых сил, что способствовало возобновлению связей между всеми звеньями возрождавшегося профсоюзного дви­жения. Национальный координационный совет трудящихся стал наиболее влиятельным и представительным объединени­ем промышленных рабочих. Но его позиции ослаблялись на­личием параллельных объединений умеренной и даже про­правительственной ориентации, а также тем фактором, что значительная часть рабочих оказалась вытесненной из про­мышленного производства в ряды маргиналов. Кроме того, Со­циалистическая партия и другие прежние участники Народ­ного единства распались на конкурирующие фракции, часть которых стала переходить на социал-демократические пози­ции. Тем не менее рабочее движение активизировалось. На­чались производственные конфликты, в которых в 1979— 1980 гг. участвовали десятки тысяч человек.

Усиление оппозиционных настроений и растущая между­народная изоляция режима Пиночета заставили военную хун­ту в конце 70-х гг. отказаться от курса на создание «корпора­тивного государства» и выдвинуть лозунги — «либерализа­ция» и «авторитарная демократия». Речь шла о придании диктатуре атрибутов «законности», с допуском к ограничен­ной легальной деятельности умеренных партий. Но и это пред­полагалось осуществить поэтапно. В ответ на обвинения миро­вой общественности в узурпации власти Пиночетом 4 января 1978 г. хунта инсценировала «плебисцит», на котором, подан­ным властей, лишь 20% участников высказались против ре­жима. Затем правительство разработало проект новой консти­туции Чили, вынесенный на плебисцит 11 сентября 1980 г., в седьмую годовщину переворота. Оппозиционные силы осу­дили это мероприятие как попытку узаконить диктатуру. Со­гласно объявленным властями результатам, против конститу­ции высказались 32,5% голосовавших.

\ Конституция 1980 г. провозглашала восстановление инс­титутов представительной демократии и гражданских свобод. Однако деятельность партий регламентировалась, запреща­лись политические объединения, придерживавшиеся принци­пов классовой борьбы. Учреждалась авторитарная власть пре­зидента, избиравшегося всеобщим голосованием сроком на во­семь лет с правом повторного избрания. Президент являлся главой исполнительной власти, обладал важными законода­тельными функциями, правом издания декретов с силой зако­нов, правом роспуска конгресса, проведения плебисцитов, введения чрезвычайного положения. Он контролировал воору­женные силы и корпус карабинеров, руководил деятель­ностью созданного при нем Совета национальной безопаснос­ти, назначал четверть членов сената.

Было объявлено о введении новой конституции с марта 1981 г. Однако осуществление ее основных статей — о демо­кратических свободах, о выборах, о конгрессе и партиях — от­кладывалось на восемь лет. До истечения этого срока полномо­чия конгресса исполняла хунта в составе четырех генералов — командующих родами войск и корпуса карабинеров. Пиночет без всяких выборов был объявлен «конституционным» прези­дентом на ближайшие восемь лет, с правом переизбрания на последующие восемь лет. Тем самым режим диктатуры факти­чески был узаконен.

Экономический кризис начала 80-х гг. обострил обстанов­ку в стране и ускорил рост оппозиционного движения. В апре­ле 1983 г. Конфедерация трудящихся медной промышленнос­ти обратилась с призывом к чилийцам провести общенаци­ональные выступления против диктатуры. При поддержке всех оппозиционных профсоюзов и партий 11 мая 1983 г. со­стоялся «День национального протеста». Толпы безработ­ных, жителей «поселков нищеты», студентов, рабочих, пред­ставителей средних слоев населения вышли на улицы Сантья­го и других городов. Произошли столкновения демонстрантов с полицией и войсками, баррикадные схватки в рабочих и уни­верситетских кварталах. В качестве руководящего органа в июне 1983 г. был создан Национальный руководящий совет трудящихся. Дни национального протеста стали проводиться практически ежемесячно. Каждый раз в них участвовало до полутора миллионов человек.

Левые силы намеревались перейти к всеобщей забастовке и выступить с акцией народного неповиновения, вплоть до мас­сового восстания и свержения диктатуры. Умеренные участ­ники движения ставили перед народными выступлениями бо­лее ограниченные задачи давления на правительство с целью склонить его к соглашению с оппозицией. Их надежды вдох­новлял пример мирного перехода Испании в 1976—1977 гг. от франкистского режима к демократии. В августе 1983 г. ХДП и другие буржуазные партии, а также ряд фракций соци­алистов, радикалов и некоторых других, отошедших от союза с компартией, создали блок умеренной оппозиции — Демо­кратический альянс. Компартия, значительная часть прежней Социалистической партии и Левое революционное движение образовали в сентябре 1983 г. Народно-демократическое дви­жение, отстаивавшее курс на свержение режима Пиночета.

Борьба с диктатурой в 1983—1986 гг. не раз приобретала острый характер. В октябре 1984 г. и в июле 1986 г. Нацио­нальному руководящему совету трудящихся удалось орга­низовать всеобщие забастовки. Но дальнейшего развития дви­жение не получило. Правительство сумело, предложив Демо­кратическому альянсу переговоры, добиться его отхода от участия в выступлениях. 4—6 сентября 1986 г. Народно-демо­кратическое движение организовало новую всеобщую стачку, но она имела более ограниченные масштабы. После более чем трехлетнего периода массовых выступлений наступил период разочарования в их эффективности.

В декабре 1984 г. с участием молодых коммунистов была создана подпольная вооруженная организация Патриотиче­ский фронт имени Мануэля Родригеса (герой партизанской борьбы в годы войны за независимость начала XIX в.) для осу­ществления вооруженных акций против режима и подготовки отрядов защиты участников массовых выступлений. 7 сентяб­ря 1986 г. было совершено покушение на Пиночета (атакована кавалькада машин, в одной из которых находился диктатор). Многие его спутники были убиты и ранены, но самому Пино­чету удалось отделаться легкой царапиной. Неудачное поку­шение власти использовали для очередных репрессий. Уме­ренные и левоцентристские партии осудили вооруженные ме­тоды борьбы и отказались от дальнейших выступлений. Массовое движение против диктатуры пошло на спад.

Устоять режиму помог и выход Чили из экономического кризиса с помощью смены курса в пользу государственного вмешательства в экономику, предпринятого в 1982—1983 гг. Был установлен контроль государства над банками, произо­шел частичный возврат к протекционизму в отношении ряда национальных производств. Нормализовав экономику, прави­тельство с 1984—1985 гг. вернулось к неолиберальному курсу, но в более смягченном варианте, отказавшись от «шоковой те­рапии» 70-х гг. После длительной полосы стагнации и спадов (1973—1983) в 1984—1988 гг. среднегодовые темпы роста ВВП достигли 6%, а в 1989 г. — 8,5%. Инфляция снизилась до 12,7%. Несколько уменьшилась безработица, однако вне стабильной занятости находилось более трети населения. Ста­ла повышаться заработная плата, хотя она оставалась заметно ниже, чем при Альенде.

Успехи второй половины 80-х гг. объяснялись переходом к более взвешенной экономической политике. Стали сказывать­ся и результаты модернизации, особенно экспортных отраслей экономики. Режим использовал результаты аграрной рефор­мы и национализации, проведенных правительствами Фрея и Альенде. Государство взяло под свой контроль валютные пос­тупления от экспорта меди и аграрной продукции. Рост цен на медь и на другие чилийские товары на мировом рынке увели­чил доходы республики на 1/3. Немаловажную роль сыграл приток иностранных капиталов, привлеченных льготными ус­ловиями и дешевой рабочей силой. Дополнительные средства дала распродажа государственных компаний. Более эффек­тивному развитию производства и некоторому ослаблению со­циальной напряженности в стране способствовала продажа мелких акций компаний и банков, в которой приняли участие 400 тыс. человек. В результате этих мероприятий режиму уда­лось привлечь на свою сторону часть населения.

Однако перестройка экономики была достигнута поистине драконовскими методами, путем террора, лишения чилийцев на многие годы элементарных гражданских прав и свобод, об­нищания большей части населения. Доля заработной платы в ВВП Чили упала с 60% в 1971 —1972 гг. до 38% к концу 80-х гг. Ниже черты бедности (по критериям ООН) в Чили в 1971 г. находилось 15—17% чилийцев, а в конце 80-х гг. — 45_48%. в конце правления Пиночета ВВП лишь в полтора раза превысил уровень начала 70-х гг., а на душу населения оставался на уровне 20-летней давности. Удельный вес Чили в общем валовом продукте стран Латинской Америки умень­шился с 5,4% в 1970 г. до 3,2% в 1988 г. За эти годы республи­ка сильно отстала от многих стран региона по темпам экономи­ческого развития.

Неудача открытой конфронтации народного движения с властью в 1983—1986 гг. означала поражение левой, револю­ционной альтернативы диктатуре. Но массовые выступления ослабили режим, создав условия для реализации более уме­ренной, либерально-реформистской политики. Под давлением оппозиции начался процесс либерализации. В марте 1987 г. была разрешена легальная деятельность правых и умеренных партий. Все более отвоевывали пространство для полулегаль­ной деятельности левые партии. Основные силы оппозиции (кроме компартии и ее союзников, ряды которых сократились) объединились с ХДП в коалицию, выступавшую за переход Чили к демократии путем сочетания давления с поиском со­глашений с режимом, с тем чтобы избежать осложнений и больших жертв.

Явочным порядком был воссоздан Единый профцентр тру­дящихся (КУТ) Чили, объединивший профсоюзы страны, за­метно сократившиеся за годы диктатуры (300 тыс. человек).

На 5 октября 1988 г. хунта назначила плебисцит, который должен был предоставить 73-летнему Пиночету президент­ские полномочия еще на восемь лет. В случае его отрицатель­ного исхода в конце 1989 г. состоялись бы президентские вы­боры. Но и в этом случае диктатор оставался у власти еще бо­лее года и мог претендовать на выдвижение на этих выборах своей кандидатуры. «Нет» Пиночету высказали около 55% уча­стников плебисцита. Более 43% поддержали его.

На 14 декабря 1989 г. были назначены президентские вы­боры. Пиночет не решился выдвигать свою кандидатуру, но сохранил за собой право остаться командующим сухопутными силами.^Оппозиция добилась внесения в конституцию 1980 г. существенных поправок. Отменялся запрет партий по идеоло­гическим мотивам, что открывало путь к легализации компар­тии. Срок полномочий президента сокращался с восьми до че­тырех лет, он мог избираться только на один срок, отменялся ряд его чрезвычайных полномочий, в частности право роспу­ска конгресса.

Ведущая партия оппозиции — ХДП выдвинула кандида­том в президенты своего лидера П. Эйлвина, влиятельного де­ятеля партии, близкого соратника основателя и многолетне­го руководителя ХДП Э. Фрея (умер в 1982 г.). Он принад­лежал к умеренному крылу христианских демократов. Эйл-вин, как и Фрей, в 1973 г. был противником правительства Альенде, но затем постоянно выступал с критикой диктатуры Пиночета, в защиту прав человека и за восстановление демо­кратии. Вокруг его кандидатуры объединились все силы демо­кратической оппозиции.

От правых партий на пост президента претендовали два кандидата, что облегчало задачу Эйлвина. На выборах 14 де­кабря 1989 г. он одержал победу, получив более 53% голосов. В пачпате депутатов оппозиция завоевала 72 места из 120. 11 марта 1990 г. военная хунта во главе с Пиночетом была вы­нуждена передать власть избранному президенту Патрисио Эйлвину и возглавляемому им гражданскому правительству. С политической карты Южной Америки исчезла последняя диктатура.

Гл. 18