Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Латинкая америка.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
661.31 Кб
Скачать

Глава 16

Солдаты военной хунты на улицах г. Сантьяго (сентябрь 1973)

имела тайная военная полиция, созданная в 1974 г. До милли­она чилийцев покинули родину. Это происходило в стране с 10-миллионным населением, с давними демократическими и конституционными традициями.

Участники хунты высказывались за построение национа­листического общества, в котором традиционные институты западной демократии были бы заменены «органической», «со­циальной демократией*, основанной на корпоративных нача­лах, под эгидой авторитарной власти военного руководства, на моральных принципах христианства и испанских духовных традициях.[Национализм сочетался с модернизаторскими тех­нократическими идеями транснационализации экономики по рецептам «чикагской школы». Частному капиталу были пере­даны сотни государственных предприятий, что привело к вос­становлению и дальнейшему укреплению позиций местных и иностранных корпораций. Но и после денационализации гос­сектору принадлежали значительная часть добывающей про­мышленности, производство электроэнергии, нефтеперераба­тывающие заводы, средства связи, военная промышленность. Медные рудники остались государственными, но за их наци­онализацию была выплачена крупная компенсация. За 1974— 1978 гг. в чилийскую экономику было вложено 2,3 млрд дол­ларов иностранных, преимущественно американских, капита­лов. Увеличилось поступление займов и кредитов из-за гра­ницы, внешняя задолженность выросла с 3,3 млрд долларов в конце 1973 г. до 21 млрд — в 1986 г.

В сельском хозяйстве из 10 млн га экспроприированных в 1965—1973 гг. угодий к 1978 г. 2,8 млн га были возвращены прежним владельцам. Коллективная собственность преобразо­вывалась в частную, ставка делалась на укрепление сельской буржуазии и фермерства. Более трети крестьян, получивших землю, разорилось.

Была осуществлена частичная модернизация промышлен­ности, повысились техническая оснащенность, энерговоору­женность и производительность труда на крупных предприя­тиях в экспортных отраслях — медной, железорудной, пи­щевой, деревообделочной, целлюлозно-бумажной. С 1971 по 1983 г. продукция медной промышленности выросла на 70% при уменьшении персонала на 1/3. Увеличилось производство сельскохозяйственной продукции. Но одновременно разори­лись многие национальные предприятия, ориентированные на внутренний рынок. Резко сократился выпуск продукции ма­шиностроительной, текстильной и некоторых других отраслей "промышленности. Это явилось следствием ликвидации тамо­женных барьеров и других мер по либерализации экономики и внешней торговли, создавших благоприятные условия для притока импортных товаров, конкуренции с которыми мест­ное производство не выдерживало. На ситуацию повлияло и общее снижение покупательной способности большинства чилийцев. Все это отразилось на общем объеме производства. В 1974—1975 гг. произошел глубокий спад экономики, после которого ВВП лишь в 1978 г. достиг уровня 1973 г., в 1980 г. превысил его на 19,3% . Но уже с конца 1981 г. начался новый разрушительный кризис. На этот раз обанкротились и обнов­ленные отрасли, владельцы крупных капиталов, приобре­тенных в годы военного режима. В 1982 г. ВВП упал на 14,1% , а промышленное производство на 21,7%. Продукция обраба­тывающей промышленности в 1982 г. составила лишь 74% от уровня 1973 г. Спад продолжался и в 1983 г. По производству на душу населения Чили после десяти лет правления Пино­чета оказалась на уровне 60-х гг. Очень высокой в первые го­ды военного режима была инфляция (605% в 1974 г. и 375% в 1975 г.), затем она снизилась до 19,7% в 1981 г.

Пиночетовский вариант «шоковой терапии» принес огром­ные лишения трудящимся. Реальная заработная плата в 1974 г. составила менее половины от уровня 1972 г. Безработица в стране с 3,8% в 1972 г. выросла до 30% в 1975 г. и 35,2% в 1985 г.

Происходившие процессы отразились и на социальной структуре общества. Все население Чили выросло с 9 млн че­ловек в 1970 г. до 12,7 млн — в 1988 г. В городах проживало в 1970 г. 75% чилийцев, а в 1985 г. — уже 84%. Занятость в сельском хозяйстве уменьшилась с 23,8% в 1970 г. до 14,6% в 1984 г., в промышленности (со смежными отраслями) упала с 38,6 до 26,9%, а в сфере торговли и услуг возросла с 37,6 до 55,4%. Усилилась дифференциация между высококвалифи­цированным и высокооплачиваемым персоналом крупных мо­дернизированных предприятий и традиционными кадрами ра­бочих.

На международной арене военная хунта стремилась пред­стать защитницей западной христианской цивилизации от коммунизма. Была выдвинута геополитическая концепция исторического предназначения Чили на роль региональной державы на юге Тихого океана. Обострились территориальные споры с Перу, Аргентиной и Боливией. Хунта добивалась тес­ного экономического и военного сотрудничества с США, соли­даризировалась с правыми режимами. В 1976 г. Чили вышла из Андской группы, участники которой ограничивали де­ятельность ТНК.

Репрессивная политика военной диктатуры привела к международной изоляции страны. Переворот и репрессии осу­дили парламенты и правительства ряда стран Латинской Аме­рики. Социалистические страны (за исключением Китая и Румынии) прервали дипломатические и экономические отно­шения с режимом Пиночета. Чилийские беженцы нашли убе­жище в Мексике, на Кубе, в других странах Америки и Евро­пы. Международные профсоюзные федерации разных направ­лений предприняли акции бойкота чилийских товаров. Ежегодно в сентябре проводились «недели солидарности» с на­родом Чили. В 1974 г. приступила к работе представительная общественная международная комиссия по расследованию преступлений военной хунты. В 1976 г. репрессии и ликвида­цию демократических свобод в стране осудила ОАГ. Аналогич­ные резолюции ежегодно принимались в ООН. В период прези­дентства Дж. Картера (1977—1981) США присоединились к заявлению, осуждающему нарушения прав человека в Чили. Не прекращая сотрудничества с режимом Пиночета, в том чис­ле в военной области, Соединенные Штаты пытались склонить его к либерализации, к компромиссу с умеренной оппозицией. Международное движение солидарности с жертвами диктату­ры и осуждение чилийского режима мировым сообществом по­могли спасти жизни многих тысяч патриотов, заставили хун­ту занять оборонительные позиции, перейти к лавированию. В конце 1976 г. Советскому Союзу удалось добиться освобож­дения генерального секретаря компартии Чили Луиса Корва-лана, арестованного в конце сентября 1973 г. (он был обменен на диссидента-правозащитника В. К. Буковского, находивше­гося в заключении в СССР).

Гл. 17