Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Латинкая америка.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
661.31 Кб
Скачать

40 Вопрос Интервенция сша в Доминиканской Республике

Провозглашение политики «Союза ради прогресса» расши­рило круг сторонников сотрудничества с США и способствова­ло отходу от революционного движения некоторых его участ­ников. В то же время реформистские начинания вызвали про­тиводействие буржуазно-помещичьих кругов. Реформистской деятельности «сверху» были присущи определенные противо­речия: наряду с осознанием необходимости перемен в ней воп­лотилось и стремление воспрепятствовать радикальным пре­образованиям.

Курс на демократизацию сочетался с мерами против рево­люционных сил. Опасаясь обострения обстановки, реформист­ские круги уступали давлению консервативных сил и искали компромисса с ними. Часто они оказывались не в состоянии обеспечить социальную и политическую стабильность. Нацио­нал-реформистский курс вызывал и опасения среди американ­ских компаний, действовавших в регионе, а также у консерва­тивных сил в самих США. В такой обстановке довольно скоро наметился поворот вправо. В 1963 г. в результате военных пе­реворотов были установлены военно-диктаторские режимы в Гватемале, Эквадоре, Доминиканской Республике и Гондура­се. В этих странах были свергнуты конституционные прави­тельства, объявившие себя сторонниками реформ в духе программы «Союз ради прогресса».

В Доминиканской Республике впервые за многие десятиле­тия 1 января 1963 г. к власти пришел конституционно избран­ный президент X. Бош, лидер национал-реформистской Доми­никанской революционной партии. Он был писателем и обще­ственным деятелем, участвовал в борьбе против диктатуры Трухильо, 24 года провел в эмиграции. Бош был сторонником демократии и реформ. Его обещания следовать курсу «Союза ради прогресса» встретили одобрение правительства Дж. Кен­неди в США. Однако едва он попытался всерьез взяться за осуществление обещанных реформ (легализация партий и профсоюзов, установление контроля над экспортом сахара, принятие новой конституции, предусматривавшей аграрную реформу), как это вызвало оппозицию правых сил. 25 сентяб­ря 1963 г. он был свергнут. К власти пришла военная хунта, начавшая репрессии против своих противников.

Поражение в апреле 1964 г. левых и реформистских сил и утверждение военной диктатуры в крупнейшей латиноамери­канской республике — Бразилии изменили общую обстановку в регионе. В ноябре 1964 г. в Боливии установился военно-диктаторский режим генерала Р. Баррьёнтоса. В июне 1966 г. военные захватили власть в Аргентине.

После убийства Дж. Кеннеди в ноябре 1963 г. правительст­во его преемника Л. Джонсона (1963—1969) внесло корректи­вы в осуществление программы «Союз ради прогресса». Лояльные США диктаторские режимы получили открытую поддержку. Больше внимания стало уделяться защите непо­средственных интересов американского капитала и борьбе с «подрывной деятельностью» в регионе, расширению военно-политического сотрудничества Соединенных Штатов со стра­нами Центральной Америки. 9 января 1964 г. американские войска расстреляли демонстрацию панамцев, проникших в зону канала и требовавших восстановления суверенитета над ней.

Наиболее откровенный интервенционистский характер по­литика США в Латинской Америке приобрела в связи с собы­тиями 1965 г. в Доминиканской Республике. 24 апреля 1965 г. два батальона доминиканской армии во главе с пол­ковником Ф. Кааманьо восстали против военной хунты. Они потребовали восстановления демократической конституции 1963 г. и возвращения к власти законного президента Боша. Участники восстания стали называться конституционалис­тами. Население столицы — г. Санто-Доминго — поддержало их. Кааманьо возглавил временное правительство конституци­оналистов. Глава военной хунты генерал Э. Вессйн-и-Вессйн предпринял 27 апреля наступление на столицу. Войска хунты прорвались в город, но 28 апреля были разбиты. В тот же день под предлогом защиты жизни и собственности американских граждан США начали высадку подразделений морской пехоты в районе Санто-Доминго, воспрепятствовав распространению власти восставших за пределы столицы.

2 мая 1965 г. президент Джонсон провозгласил «право США на вооруженное вмешательство в любой стране Западно­го полушария с целью помешать установлению коммунисти­ческого правительства». Это заявление получило известность как «доктрина Джонсона». 20 сентября 1965 г. палата пред­ставителей Национального конгресса США приняла соответст­вующую резолюцию.

В ночь на 3 мая американские войска блокировали основ­ные силы конституционалистов в юго-восточной части Санто-Доминго. Через несколько дней общая численность американ­ских войск в республике достигла 30,5 тыс. человек, что многократно превосходило силы участников восстания. В ин­тервенции участвовали 50 американских кораблей и 275 само­летов.

США старались придать своей интервенции характер кол­лективной акции ОАГ. 6 мая 1965 г. Консультативное совеща­ние министров иностранных дел — членов ОАГ 24 голосами против пяти при одном воздержавшемся приняло решение о создании межамериканских вооруженных сил и направлении военных формирований стран—участников ОАГ в Доминикан­скую Республику. США пытались использовать эти события для создания постоянных межамериканских вооруженных сил под своим контролем.

Правительства Бразилии, Гондураса, Никарагуа и Параг­вая направили в Доминиканскую Республику воинские под­разделения общей численностью 1700 человек. Остальные страны отказались участвовать в этой акции. Правительства Мексики, Перу, Боливии, Эквадора, Чили, Уругвая осудили интервенцию. Предложение США о создании постоянных межамериканских вооруженных сил не прошло.

Соединенные Штаты заставили доминиканских конститу­ционалистов 31 августа 1965 г. подписать соглашение о пре­кращении борьбы. В июне 1966 г. президентом Доминикан­ской Республики был избран лояльный Вашингтону полити­ческий деятель X. Балагёр, после чего последние части интервентов покинули остров.

Гл. 14

Международные отношения

В 60-е гг. проявилась тенденция к росту внешнеполитиче­ской активности латиноамериканских государств. США уда­лось добиться присоединения стран региона (за исключением Мексики) к политике изоляции Кубы и к решению ОАГ в пользу интервенции в Доминиканской Республике. Но боль­шинство стран не приняло участия в этой военной акции и вы­ступило против намерения Соединенных Штатов создать постоянные межамериканские вооруженные силы. Латино­американские участники ОАГ добивались расширения роли организации в экономическом и социальном развитии реги­она. В 1967 г. нерегулярные межамериканские конференции были заменены на ежегодные генеральные ассамблеи ОАГ. Срок полномочий генерального секретаря ОАГ сокращался с десяти до пяти лет.

Страны региона поддержали процесс деколонизации. В 1967 г. Латиноамериканский парламент высказался за ликвидацию остатков колониализма в Западном полушарии. На Женевской конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) в 1964 г. делегации стран Латинской Америки сов­местно с делегациями других развивающихся государств по­требовали ликвидации дискриминационных для них условий международной торговли и внешнеэкономических связей и высказались за развитие сотрудничества. Латиноамерикан­

Страны региона во второй половине 60-х гг.

239

ские республики приняли участие в деятельности созданной с этими целями Группы 77-ми, объединившей усилия разви­вающихся стран трех континентов.

Активизировались отношения с западноевропейскими дер­жавами. В 1964 г. президент Франции Шарль де Голль совер­шил поездку по пяти странам региона, заявив о поддержке стремлений латиноамериканцев добиться лучших условий международного экономического сотрудничества. Произошло расширение связей с Советским Союзом, с которым восстано­вили дипломатические отношения Бразилия, Чили и Ко­лумбия.

Важной международной акцией стало подписание в февра­ле 1967 г. Договора Тлателблъко (по названию района мекси­канской столицы, где он был подписан) о создании безъядер­ной зоны на территории подписавших его стран Латинской Америки и в прилегающем водном пространстве. В 1966 г. Латиноамериканский парламент осудил испытания ядерного оружия в Тихом океане и потребовал демилитаризации мор­ского пространства.