Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Пособие по детской книге.doc
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
402.94 Кб
Скачать

§1. Общие сведения о композиции в контексте книжной иллюстрации

Существует множество определений композиции. Приведем одно из них, с нашей точки зрения, наиболее полное:

Композиция – это гармоничная организация в произведении разнообразных пластических и цветовых форм, отображающих авторскую идею на основе композиционных законов.

Что нового можно внести в это определение применительно к книжной иллюстрации? Прежде всего, отметим, что иллюстрация, в отличие, например, от станковой картины, существует не сама по себе, а лишь как часть книжного ансамбля. Поэтому композиция иллюстрации – часть композиции книги, и рассматривать ее необходимо в тесной взаимосвязи со всеми остальными элементами книги.

Остановимся сначала на общих композиционных закономерностях, присущих иллюстрации как изображению.

1.1 Композиционное равновесие.

Одним из ведущих композиционных принципов является композиционное равновесие (илл. 25). Обобщенно определим его как зрительную уравновешенность частей и целого относительно пространственных осей (вертикальной, горизонтальной, диагональных). Вертикальная ось доминирует в композиции, что обусловлено гравитацией.

Равновесие по тону (илл. 26) определяет гармонию тональных пятен различных элементов композиции (например, большому пятну более светлого тона соответствует малое – темного тона).

Равновесие по цвету (илл. 21, 52) создает цветовой баланс (по насыщенности, цветовому тону, светлоте, тепло-холодности).

Равновесие по форме (илл. 81) помогает «помирить» между собой предметы, различные по форме (например, большому ажурному пятну соответствует небольшое плотное и т. п.).

Равновесие по размеру (илл. 28) тесно связано со всеми предыдущими видами. Оно предполагает соответствие размеров цветовых и тональных пятен между собой, при этом их допустимая разница компенсируется насыщенностью цвета и темнотой тона. Равновесие по размеру определяет сомасштабность главных и второстепенных элементов композиции, а также пределы, в которых они могут отличаться, чтобы не нарушалась гармония картинной плоскости.

Равновесие по расположению указывает нам, где должен располагаться один элемент относительно другого в плоскости картины, чтобы одна из ее частей не оказалась перегруженной, а другая – пустой.

О равновесии иллюстрации относительно остальных элементов книги мы поговорим подробнее в §2.

1.2 Закон целостности и закон контрастов. Композиционный центр.

«Кроме равновесия относительно осей, композиция должна обеспечить устойчивость внимания на основных доминантных отношениях» (1, с. 11). Здесь мы сталкиваемся с ведущим композиционным законом - законом целостности.

Целостность предполагает единство и соподчиненность элементов формы: гармоничное пластическое и цветовое решение, наличие композиционного центра – доминанты, упорядоченный ритмический строй. Говоря обиходным языком, целостная композиция – это такая, к которой нельзя ничего добавить и от которой ничего нельзя убавить без ущерба для ее выразительности. Необходимо, чтобы «взгляд зрителя не отвлекался на отдельные моменты, а охватывал сразу всю «мелодию» картины» (4, с. 12).

Применительно к иллюстрации понятие «целостность» приобретает особое звучание. Разрабатывая ее сюжет и пластические средства, художник должен думать о том, насколько она гармонирует с остальными элементами книги и отвечает задачам данного издания. Целостность иллюстрации предполагает единство в ней литературного, изобразительного и дизайнерского аспектов.

Гармония пластического решения достигается всем строем композиции – выразительным движением форм, их сомасштабностью, соотнесением с доминантой.

Использование цвета – свойство преимущественно детской книги. Поэтому об этом мы поговорим несколько позже, рассматривая отличие детской иллюстрации от взрослой (§4).

Композиционный центр – это главное в картине. При его выделении художник опирается на закон контрастов. Их бессчетное множество, вот только некоторые:

объемное и плоское

большое и малое,

близкое и далекое,

высокое и низкое,

темное и светлое,

теплое и холодное,

движение и покой,

свет и тень,

плотность и разреженность,

твердое и мягкое и т. п.

В соответствии с законом контрастов композиционный центр может быть выделен: тоном, цветом, размером, необычной формой, фактурой, расположением (илл. 27 - 31).

Расположение главного в геометрическом центре картины наиболее выигрышно, но придает композиции статичность (илл. 32). Поэтому чаще всего доминанту помещают приблизительно в 1/3 от границ формата. Привлекает внимание к композиционному центру или другим значимым частям картины их расположение по трехчастной схеме (при этом композиция разделена на три приблизительно равные части по вертикали и горизонтали). Всякий предмет, помещенный в область пересечения горизонталей и вертикалей, автоматически притягивает взгляд зрителя (илл. 33). Возможно смещение композиционного центра даже к краю картины, но при этом возникшую асимметрию необходимо уравновесить каким-либо значимым элементом в противоположной части композиции (илл. 34). Доминанту, как правило, помещают на первом или втором плане. Возможно даже отстранение ее на дальний план, сильно дистанцированной от других объектов и контрастирующей с ними (прием изоляции) (илл. 35).

Композиционный центр не существует сам по себе – он взаимосвязан со всеми деталями изображения. «Определенной направленностью линий складок… на тканях драпировок и одежды, …ракурсом объектов… и расположением теней… нужно стараться ненавязчиво устремлять [к нему] взгляд зрителя …» (5, с. 85). Свойства композиционного центра должны в меньшей степени, но повторяться в других частях картины. Например, если главное выделено цветом, то его оттенок должен присутствовать в фоне или остальных объектах. Не должно быть слишком навязчивого выделения главного, в противном случае оно будет смотреться обособленно, и композиция развалится на части.

«Для активного восприятия композиции не только основной замысел, но и вся художественная ткань произведения должны быть сотканы из контрастов» (5, с. 108). К контрасту примыкает нюанс – незначительное отличие, сообщающее восприятию новый оттенок. В слишком резком контрасте – опасность нарушения целостности. Очень слабый нюанс не будет читаться, сильный – разрушит контраст.

Наличие композиционного центра обычно считают главным и необходимым признаком композиции, без которого она просто не состоится. Но всегда ли это бесспорно? Главный критерий искусства – гармония. Художник волен в выборе путей ее достижения. Поэтому нельзя считать заранее запретными никакие композиционные решения. Это в еще большей степени касается иллюстрации, нежели станковой картины. Почему, например, не признать право на существование за композицией, построенной по принципу орнамента, с несколькими композиционными центрами? И почему она не может восприниматься цельно, но равнозначно во всех своих частях? При этом внимание распределяется равномерно между отдельными элементами или сюжетами, а целостности добиваются их равновесием. Можно привести интересные примеры подобных нетрадиционных композиционных решений в иллюстрации, декоративно-прикладном искусстве и даже станковой живописи (илл. 36).

Можно привести еще один любопытный пример (илл 37). Композиционный центр пейзажа – церковь, но картина задумана не ради нее, а ради неба. А церковь лишь фокусирует внимание зрителя, помогая ему осознать главное (контраст между огромным простором природы и маленьким человеческим творением, которое, тем не менее является отражением этой красоты в человеческом сознании). Все это лишний раз доказывает, что в искусстве не может быть универсальных рецептов.