Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
КУРС ЛЕКЦИЙ из УМКД.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
366.59 Кб
Скачать

Тема 5. Поведенческий аспект институциональной теории.

    1. Модель экономического человека в классической теории.

    2. Поведенческие предпосылки институционального анализа.

    3. Ограниченная рациональность и оппортунизм.

    4. Институт хозяйственной этики.

Самое главное т, что, по мнению институционалистов, экономическое поведение – это та основа, которая дает понимание протекания экономических процессов. Важно рассмотреть, как менялась модель поведения человека с развитием теории. Отсчет мы должны брать с классики, ранее еще не было оформленной модели. Чтобы увидеть те изменения, которые привносит институционализм в трактовку человеческого поведения. Мы должны обратиться к модели классиков и неоклассиков, и тогда мы увидим, что же привнесли институционалисты.

Во-первых, говоря о модели экономического человека в рамках классической теории, первый принцип - это принцип естественности. В то время это было оппозицией феодальному обществу, когда поведение человека было стесненно.

Одна из предпосылок - принцип рациональности.

Другой предпосылкой естественного поведения является принцип эгоизма. Поведение человека базируется на удовлетворении своих интересов.

Характеристики поведения экономического человека:

  1. Рациональность - люди четко осознают свою цель;

  2. Индивидуализм;

  3. Оптимизация;

  4. Устойчивость предпочтений;

  5. Конкурентное поведение - в условиях ограниченных ресурсов имеет место борьба;

  6. Гипотеза полной информации.

Эти черты были подвержены критике. Критика рациональности, речь идет об ограниченной рациональности. Этот термин ввел психолог Герберт Саймон, он говорил о том, что человек ведет себя рационально до определенного предела.

Задача институционалистов – уйти от экономики классной доски.

  1. Они предложили учитывать факторы неполноты информации, влияния ожиданий, коллективных действий и институтов на поведение. Институциональная структура общества –это рамки, которые дозволяют/ запрещают что- то делать. Невозможно говорить об абсолютной свободе.

  2. Принцип максимизации необходимо заменить принципом удовлетворенности. В сложных ситуациях следования принципу удовлетворенности, чем попытки глобальной максимизации.

С ограниченностью информации тесно связана проблема оптимизации. Хайек, которого упоминают, рассматривая многие течения XX века. С его точки зрения, рациональным можно назвать такое поведение, при котором индивид нацелен на получение строго определенных результатов.

Уильямсон рассматривает 3 основные формы рациональности:

  1. Максимизация. Лучшее из возможного.

  2. Ограниченная рациональность. Субъекты стремятся действовать рационально, но в определенных рамках. Одни считают, что это из-за ограниченных познавательных способностей. Другие – стремление к лучшему похоронит хорошее.

  3. Органическая рациональность. Сама по себе, распылена вокруг. Уильямсон пишет, что «существуют ситуации, когда незнание оказывается даже более эффективным, чем знание целей и сознательное планирование их достижения. «Невидимая рука» Смита.

Модель рационального поведения как ориентация на собственный интерес:

    1. Оппортунизм;

    2. Простое следование своим интересам;

    3. Послушание.

Различают две основных формы оппортунистического поведения. Первая форма носит название морального риска. Моральный риск возникает тогда, когда в договоре одна сторона полагается на другую, а получение действительной информации о ее поведении требует больших издержек или вообще невозможно. Самая распространенная разновидность оппортунистического поведения такого рода - отлынивание, когда агент работает с меньшей отдачей, чем от него требуется по договору.

Особенно удобная почва для отлынивания создается в условиях совместного труда целой группой. Например, как выделить личный вклад каждого работника в совокупный итог деятельности команды, завода или правительственного учреждения? Приходится использовать суррогатные измерения и, скажем, судить о производительности многих работников не по результату, а по затратам (вроде продолжительности труда), но и эти показатели сплошь и рядом оказываются неточными.

Если личный вклад каждого агента в общий результат измеряется с большими ошибками, то его вознаграждение будет слабо связано с действительной эффективностью его труда. Отсюда отрицательные стимулы, подталкивающие к отлыниванию.

В частных фирмах, и в правительственных учреждениях создаются специальные сложные и дорогостоящие структуры, в задачи которых входят контроль за поведением агентов, обнаружение случаев оппортунизма, наложение наказаний и т. д. Сокращение издержек оппортунистического поведения - главная функция значительной части управленческого аппарата различных организаций.

Вторая форма оппортунистического поведения­ - вымогательство.  Возможности для него появляются тогда, когда несколько производственных факторов длительное время работают в тесной кооперации и настолько притираются друг к другу, что каждый становится незаменимым, уникальным для остальных членов группы. Это значит, что если какой-то фактор решит покинуть группу, то остальные участники кооперации не смогут найти ему эквивалентной замены на рынке и понесут невосполнимые потери. Поэтому у собственников уникальных (по отношению к данной группе участников) ресурсов возникает возможность для шантажа в форме угрозы выхода из группы. Даже когда вымогательство остается только возможностью, оно всегда оказывается сопряжено с реальными потерями (Самая радикальная форма защиты от вымогательства - превращение взаимозависимых (интерспецифических) ресурсов в имущество, находящееся в совместном владении, интеграция собственности в виде единого для всех членов команды пучка правомочий).

Институт хозяйственной этики.

Этические нормы – важные ограничители человеческого поведения.

Этические нормы вырастают в институты неформального поведения (мораль и т. д.).

Этические нормы позволяют увидеть людей в разных ситуациях. Они отличают поведение человека от шаблона человека в неоклассической теории. Необходимо учитывать это при анализе институтов.

Этические нормы сильно влияют на трансакционные издержки, то есть гораздо сильнее влияние этических норм, чем формальных норм.

Сложность изучения этических норм заключается в том, что они меняются в течение времени, то есть определенному этапу развития соответствуют определенные нормы. Нормы определяют этап, и сам этот этап диктует те нормы, которые воспринимаются в качестве общепринятых. Существуют правила морали, которые основываются на массовом институте (коллективном усилии). Они в большей мере связаны с выживанием. Это врожденные правила – альтруизм и солидарность.

Добавляются и приобретенные нормы. Хайек по этому поводу писал: «...Существуют благоприобретенные правила (бережливость, уважение к собственности, честность и т. д.), создавшие и поддерживающие расширенный порядок... Расширенный порядок зависит от этой морали, он и возник благодаря тому факту, что груп­пы, следовавшие ее основным правилам, опережали другие по уве­личению численности и богатства». Именно эти благоприобретенные институты, сохраняясь и эволюционируя, позволили возникнуть современной цивилизации, основанной на экономическом и социальном обмене между людьми и между государствами. На основе таких правил поведения возникли правовые нормы, сформировались системы права, способствующие обмену и облегчающие его. Условия существования расширенного порядка не происходят прямолинейно и однонаправлено. Есть разные траектории развития. Существуют правила, основанные на индивидуализме. Они тоже находятся в конкуренции. Нельзя сказать, что есть единый путь развития морали.

Антогонистом расширенного порядка выступаю тот «закрытые общества», они вырастают на отрицании важности индивидуализма. Тоталитарные государства имеют свои цели, власть, которая стремится к достижению этих целей). Это приводит к формированию совершенно различных типов обществ. Конечно, в этом закрытом обществе совершенно иначе можно оценивать издержки функционирования системы. Не надо думать, что закрытое общество устраняет трансакционные издержки. Так как на самом деле, это не затраты рыночного механизма, а затраты вообще.

Развитие традиций не происходит прямолинейно и однонаправлено. Есть разные траектории развития, есть правила, основанные на коллективизме и правила, основанные на индивидуализме. Формировались цивилизации, отрицающие важность обмена и эти общества назывались закрытыми, они отрицали важность индивида.

Закрытые общества характеризуются наличием цели и, исходя из цели, формируется план. Цель и план определяет орган власти. Выбор приоритетов приводит к различному развитию обществ.

Трансакционные издержки являются выражением системы затратности вообще (а не только рыночной системы).

Переходная экономика - это неустоявшаяся система, нормы морали работают не в полном объеме. Осознание того факта, что морально-этические нормы играют важную роль, но они не дают гарантии того, что человек может воздействовать на них. Потому что институты этики формируются в результате эволюционного отбора, мы не можем формировать их сознательным образом. Мы можем воздействовать на эти процессы через искусство, литературу.

Моральные нормы влияют на формирование ментальных конструкций. Надо сказать, что менталитету стали уделять достаточное внимание, раньше это было за рамками интересов экономистов, уделяли внимание объективным факторам.

Неоклассика рассматривала мотивацию как рациональный поиск прибыли. В неоклассике все сводилась только к рационализму. Рассмотрение субъекта как такового, а как в это время ведут себя политики, какие господствуют ценности, этим они не занимались. Это все называли экономикс. В неоклассике нет изучения моральных норм.

Отличие политической экономии от экономикса состоит в том, что в экономиксе выхолащивается политический фон. Экономикс не может дать адекватных рекомендаций. Моральные нравственные проблемы остаются за рамками экономикса. Только включая весь фон можно создать теорию, которая реально объясняла бы экономическое поведение. Историческая школа также уделяла внимание этим вопросам. Еще Сисмонди говорил, что политэкономия должна быть моральной и нравственной наукой, благополучие людей зависит от государства.

Норт привлек внимание к роли идей - идеи являются важным фактором развития, важная сила институционального развития, определяющая переустройство мира. Источник институциональных изменений - изменение в соотношении цен. Оно изменяет стимулы, испытываемые индивидом в процессе человеческих отношений, меняются стереотипы поведения, следовательно, образуются новые стандарты поведения. Норт считает, что изменение относительных цен происходит через фильтры предсуществующих в нашем сознании ментальных конструкций, которые формируют наше толкование этих изменений. Играют роль идеи, и то, как они реализуются на практике.

Главный вопрос - как формируются ментальные конструкции?

Интересные соображения, помогающие в какой то мере ответить на поставленный вопрос, можно найти в книге Т. Веблена «Теория праздного класса». Т. Веблен считает, что «… социальные институты не только сами являются результатом отбора и приспособления, формирующего преобладающие или господствующие типы отношений и духовную позицию; они в то же время являются особыми способами существования общества, которые образуют особую систему общественных отношений и, следовательно, в свою очередь выступают действенным фактором отбора».

Т. Веблен обращает внимание на то, что отбор происходит среди разных этнических элементов, из которых состоит население. В результате будет выживать и господствовать определённый тип характера, и «… тип человека, прошедшего такой отбор, для того, чтобы далее развивать и продолжать унаследованные от прошлого институты, будет в какой-то существенной мере формировать эти институты по своему собственному образу и подобию».

Т. Веблен показывает, как взаимодействуют индивидуальные точки зрения и общественное мнение. «Как только проявление какой-то конкретной склонности или выражение определённой точки зрения получает признание, становясь официальной нормой или образцом в общественной жизни, эта точка зрения начинает влиять на характер членов общества, принявшего её в качестве нормы. Она будет до некоторой степени формировать их образ мысли, подчиняя себе развитие человеческих способностей и наклонностей и выступая фактором отбора. Частично такое влияние происходит из-за вынужденной адаптации при воспитании обучении, частично – путём устранения в процессе отбора неприспособленных индивидов и генеалогических линий. Тот человеческий материал, который не годится для существования по тем способам, которые навязываются общепринятой системой жизни, подвергается как подавлению, так и до некоторой степени элиминации».

Подавление и элиминация («устранение от жизни») «негодного» с господствующей точки зрения человеческого материала - это то, что очень масштабно иллюстрируется российской историей, в том числе совсем недавним прошлым.