
- •1. Введение *.
- •2. Иконописец.
- •2.1. Церковные предписания иконописцу.
- •2.2. Послание иконописцу прп. Иосифа волоцкого.
- •2.3. Наставления иконописцу.
- •3. Труд иконописца.
- •3.1. Выписка из кормчей книги (Сидора Пилусийского).
- •Глава 127. О том, на коих вещех писати и воображати святые иконы, и на коих не писати.
- •3.2. Из выписки феодосия пустынника.
- •4. Мастерская иконописца.*
- •5. Великие столпы иконописи.
- •5.1. Прп. Алипий печерский.
- •5.3. Дионисий. (ок.1440–после 1502).
- •6. Литература.
5.3. Дионисий. (ок.1440–после 1502).
Дионисий – ещё одна крупнейшая фигура в древнерусском искусстве – талантливый исследователь прп. Андрея Рублева.
Дионисий во главе больших иконописных дружин выполнял самые почетные работы своего времени: писал новый иконостас и делал росписи в Успенском соборе Кремля, расписывал соборные храмы Пафнутие-Боровского и Иосифо-Волоколамского монастырей (из числа самых почитаемых духовных центров Руси).
Как отмечал Лазарев, «увлекшись художественным языком своего кумира, он утратил глубокую содержательность творчества преподобного». Да это и вполне естественно. Дионисия отделяет от Рублева почти целое столетие. За это время изменилась ситуация на Руси – социально-политическая, и духовная атмосфера и эстетические вкусы.
Дионисий был убежденным исихастом, хранителем чистоты Православия, и когда появилась ересь жидовствующих на Руси (конец 15в.) – антихристианская и иконоборческая, было написано «Послание иконописцу» прп.Иосифом Волоцким. По всей видимости, адресатом был сам Дионисий, и скорее всего послание составлялось по его просьбе «в назидание его ученикам и вообще русским иконописцам».
Известно, что Дионисий был близок к Иосифу, который высоко ценил искусство прп.Андрея Рублева. И в послании образцом для иконографов называются прп.Андрей Рублев и Даниил Черный, которые никогда не упражнялись в земном, но всегда «возносили ум и мысль к невещественному Божественному Свету». Послание явно восходит к исихастскому учению о божественных энергиях.
«В искусстве Дионисия много одухотворенности, нравственного благородства, тонкости чувства, и это связывает его с лучшими традициями Рублева» – писал Алпатов. Однако, живопись Дионисия нельзя также безоговорочно назвать «философией в красках», как искусство Феофана или Рублева; она также глубоко духовна, но это – скорее эстетика в красках, чем философия. Не сущность духовно-религиозных исканий, не поиски умонепостигаемой истины, но формы ее выражения в культе и обряде занимали умы многих современников Дионисия, и он активно откликнулся творчеством на эту эстетическую потребность времени. Было бы, однако, неверно утверждать, что в связи с этим искусство Дионисия – это шаг назад по сравнению с Рублевым. Как Рублев не был шагом вперед по сравнению с Феофаном, но шагом совсем в ином направлении, так и Дионисий – не отступление от высоких достижений Рублева, но движение в другом, актуальном для своего времени направлении.
Среди главных специфических особенностей художественного мышления Дионисий – это утонченная красота, лиризм, музыкальность. Духовные ценности у Дионисия предстают в зеркале тончайших движений поэтического чувства, воплощенного в музыке линий и цветовых отношений. Живопись храма Рождества Пресвятой Богородицы Ферапонтова монастыря дают возможность хорошо прочувствовать особенности художественного языка Дионисия. Эти фрески, выполненные Дионисием совместно с сыновьями и учениками, воплотили все требования исихастского учения о духовной живописи. Она дает самое живое представление о неземной красоте, о духовной сосредоточенности, проницательной мудрости христианского подвижничества.
Дионисий, как и Рублев,– явление чисто русское. В его языке мы практически не находим византинизмов. Все своеобразие его стиля выражает особенности русского художественного мышления того времени.
Радуют глаз зрителя обостренной красотой и гармонией, создают атмосферу легкости, невесомости, грациозности удлиненные до максимума фигуры с изящно наклоненными головами, величественные жесты, вытянутые вверх овалы, треугольники, пирамиды…
Особой композиционной легкостью и изысканностью отличаются многофигурные сцены (а их очень любил Дионисий) росписей. Это прием ассиметрии и принцип пустого центра (он наполняется особым духовным смыслом – как бы видимые персонажи уступают здесь место невидимым, перед которыми они предстоят в молитвенных позах).
Лики в письме Дионисия мало выразительны. Не они, а жест обладает у него особой значимостью и пластичной выразительностью.
Важную роль в художественном языке Дионисия играет линия. Она обладает большой смысловой насыщенностью.
Особой красотой, изысканностью и удивительной просветленностью отмечается колорит творчества Дионисия мудрого.
Заключение.
Итак, украсили святые иконописцы и чудотворцы небо и землю, вознесясь туда добродетельною дуушею, а здесь пребывая телом, в честь начального Иконописца, Бога Отца, Который сказал:
«Сотворим человека по образу и подобию Нашему» /Быт.1,26/,
также и в честь образа Ипостаси Его /Евр.1,3/, Бога Сына, Который по виду стал как человек /Филип.2,7/ и Святого Духа, Который сходил в образе голубя /Матф.3,16/ и огненных языков /Деян.2,3/.
Да будем и мы, соединившись с апостолами и Евангелистами Лукой и Иоанном, святителем Петром, преподобными Алипием и Григорием, Андреем и Иосифом, Дионисием и сонмами святых иконописцев, хвалить Их, сущих во едином Существе – в бесконечные веки веков. Аминь.