
- •Введение.
- •Глава 1. Теоретические основы исследования «Коррекция депрессивного состояния в условиях интернет-консультирования»
- •1.1. Депрессивное состояние»: определение, причины
- •1.2. Способы реагирования на депрессивное состояние.
- •1.3. Психологические методы коррекции депрессивного состояния
- •1.5. Социальные причины депрессивного состояния.
- •1.6. Авторская методика коррекции депрессивного состояния.
- •Авторская методика коррекции депрессивных состояний в форме интернет-консультирования
Введение.
Актуальность: Депрессия — наиболее распространённое и опасное психическое расстройство. Она «является причиной 60% всех суицидов» [32, стр.129]. Депрессией страдает 10 % населения в возрасте старше 40 лет, из них две трети — женщины. Среди лиц старше 65 лет депрессия встречается у 30%, среди детей и подростков в возрасте от 10 до 16 лет - около 5 %, в юношеском возрасте - от 15 до 40 %. Постепенно она «молодеет».
Несмотря на активную работу психиатров, психотерапевтов и психологов, несмотря на появление разнообразных методик лечения, число людей, находящихся в депрессивных состояниях, неуклонно растет. «ВОЗ объявила ХХ1 век веком депрессии» [32, стр.129].
При этом многие больные с депрессивными симптомами не получают помощи в связи с особенностями болезни, а также, потому что воспринимают депрессию как бесчестье и позор. В то же время, такие больные часто общаются в социальных сетях интернета.
Считаю, что существует острая необходимость поиска путей подхода к этим больным для облегчения их участи.
Для меня лично задача «понять депрессию» также исключительно важна из-за наличия эпизодов депрессии.
Глава 1. Теоретические основы исследования «Коррекция депрессивного состояния в условиях интернет-консультирования»
1.1. Депрессивное состояние»: определение, причины
Депре́ссия (от лат. deprimo — «давить», «подавить») — это психическое расстройство, характеризующееся «депрессивной триадой»: снижением настроения и утратой способности переживать радость (ангедония), нарушениями мышления (негативные суждения, пессимистический взгляд на происходящее и т. д.), двигательной заторможенностью. Снижается самооценка, наблюдается потеря интереса к жизни и привычной деятельности, «заторможена психическая деятельность, нарушена аффективная сфера. Крайним выражением заторможенности является депрессивный ступор (полное отсутствие движения и речи)» [4, стр. 611].
В психоанализе депрессию определяют «как патологию способности желать; как патологию действия; и, более философски, как неспособность принять нашу человеческую природу» [28, стр.145].
Когнитивная депрессионная триада складывается из негативного отношения к себе, негативной интерпретации настоящего и негативных ожиданий.
Депрессия известна давно. В христианстве уныние входит в число семи смертных грехов. Это состояние воспето поэтами.
Недуг, которого причину Давно бы отыскать пора, Подобный английскому сплину, Короче: русская хандра
Пушкин А.С.
Ярко описал свою депрессию Лев Толстой: «Жизнь моя остановилась. Я мог дышать, есть, пить, спать и не мог ни дышать, ни есть, ни пить, ни спать; но жизни не было, потому что не было таких желаний, удовлетворение которых я находил бы разумным... Если бы пришла волшебница и предложила мне исполнить мои желания, я бы не знал, что сказать. Если есть у меня не желания, но привычки желаний прежних,... Даже узнать истину я не мог желать, потому что догадывался в чём она состояла. Истина была то, что жизнь есть бессмыслица.
… Мысль о самоубийстве пришла мне так естественно, как прежде приходили мысли об улучшении жизни. Мысль эта была так соблазнительна, что я должен был употреблять против себя хитрости, чтобы не привести её слишком поспешно в исполнение» [33, стр.22].
Среди причин депрессивных расстройств выделяют генетические, биологические и психосоциальные факторы.
Генетическая предрасположенность выявлена при исследовании близнецов, но «данные молекулярно – генетических исследований пока не объясняют, какими генами или через какие механизмы генетической трансмиссии передаётся риск депрессий». [12, стр. 633].
«В настоящее время мнение Крепелина по поводу того, что тяжёлые формы депрессии и маниакального синдрома являются болезнями, вызванными дисфункциями организма пациента, практически не оспариваются, по крайней мере, психиатрами». [24, стр.73].
Сущность химической теории депрессии сводится к тому, что имеет место недостаток норэпинефрина (медиатора, обеспечивающего торможение передачи сигнала от нейрона к нейрону) или серотонина (отвечающего за регулирование кровотока и работы кишечника). Широкое распространение для лечения получили антидепрессанты, которые блокировали поглощение норэпинефрина и/или серотонина.
При блокировании поглощения норэпинефрина затормаживалась передача сигналов, исчезала тревога, человек становился безразличным ко всему (овощем), но после прохождения курса лекарств, в значительной степени или полностью восстанавливался.
При блокировании поглощения серотонина кровь от мышц перенаправлялась к внутренним органам. Для перераспределения крови в пользу кишечника использовали и стимуляцию блуждающего нерва, регулирующего желудочно-кишечный тракт.
Химическая теория даёт некоторые мотивы для размышления, однако эта теория, по крайней мере, не полна. «Через несколько часов после приёма антидепрессантов уровень серотонина в мозгу повышается,... но никаких изменений в настроении, видах на будущее или общем самочувствии больного не происходит... На выздоровление уходят недели и даже месяцы» [43, стр.27].
Психолог не может повлиять на генетику, не имеет права назначать таблетки. Правда, вместо антидепрессантов можно подбирать рацион питания, состоящий из блюд, богатых триптофаном — веществом, на основе которого строится серотонин.
Психосоциальные факторы наиболее доступны психологам для корректировки. К тому же «беспрецедентно высокий темп роста (депрессии) убедительно доказывает, что главная его причина не биологическая, а социальная» [43, стр.12].
Среди социальных причин называют рост городов, переход к обществу потребления и, связанные с ними: разрушение семей, отдаление людей друг от друга, подмена ценностей.
Думаю, что наиболее важными и доступными для регулирования психологом причинами является несовершенство систем обучения и воспитания. Человека чему-то учат, воспитывают, но обычно не учат жить и работать в реальных условиях. «Работая с депрессивными, несчастными людьми, я понял, что они часто просто не знают, что делать» [43, стр.70]. В жизни мы часто обнаруживаем ложность или неполноту информации, на основе которой должны принимать решения, но самим найти истину практически невозможно. У человека есть потребность в определённости, поэтому он действует, опираясь на полученную информацию, сознательно отбрасывая сомнения. Естественно, чувствуя ненадёжность образа мира, с которым ему предстоит столкнуться, к концу очередного этапа обучения человек часто впадает в серьёзный кризис.
Возникающие возрастные кризисы легко предсказать. Заканчивая школу, институт, при выходе на пенсию, при расставании с детьми многие проходят через кризисы из-за неподготовленности к дальнейшей жизни, неуверенности, неопределённости.
Ситуационные кризисы (развод, утрата, болезнь) непредсказуемы, но тоже вызваны отсутствием ответов у человека. Родители часто не в силах ему помочь. Мир стремительно изменяется, и их опыт не всегда соответствует современности.
«У детей младшего возраста он (риск депрессивного заболевания) ещё не присутствует» [12, стр. 631], хотя они тоже проходят ряд кризисов, часть из которых существенна, вызвана, например, смертью или разлукой с близкими. Но дети переносят их гораздо легче взрослых, не испытывая длительных отрицательных эмоций. Думаю, что причинами могут быть чистота детского организма и постоянное развитие.