
- •История русской литературы XVIII века
- •Билет № 1. Литература петровского времени
- •Литература петровского времени.
- •1. Реформы Петра I, их содержание и культурно-историческое значение
- •2. Литература Петровской эпохи
- •2.1. Проза
- •2.2. Проблема барокко в русской литературе XVIII века
- •2.3. Драматургия
- •2.4. Стихотворство
- •3. Феофан Прокопович – просветитель и литератор
- •Билет № 2. Трагедия в творчестве Сумарокова: поэтика и семантика жанра
- •Билет № 3. Поэтика ломоносовской оды
- •Поэтика торжественной оды как ораторского жанра. Понятие одического канона
- •Билет № 4. Комедия «Недоросль» Фонвизина: изображения мира и человека Каламбурное слово и природа художественной образности в комедии «Недоросль»
- •Жанровые традиции сатиры и оды в комедии «Недоросль»
- •Билет № 5. Жанрово-стилевое своеобразие лирики г. Р. Державина (1743-1816)
- •Эстетическая категория личности в лирике Державина 1790-1800-х гг.
- •Билет № 6. «Путешествие из Петербурга в Москву» а.Н. Радищева: своеобразие поэтики
- •Проблема автора и героя
- •Билет № 7. Повести в творчестве н.М. Карамзина («Бедная Лиза» и «Остров Бернгольм» или другие по выбору) Поэтика и эстетика сентиментализма в повести «Бедная Лиза»
- •Предромантические тенденции в повествовательной прозе Карамзина: «Остров Борнгольм»
2. Литература Петровской эпохи
2.1. Проза
Стефан Яворский, Феофан Прокопович, Феофилакт Лопатинский, Гавриил Бужинский. Призванные царем-преобразователем на архиерейские кафедры в России с Украины, они стали создателями русской идеологической ораторской прозы. В проповедях этих и других церковных иерархов, зачастую отредактированных самим Петром, теоретически обосновывалась идея о том, что монархи суть «Бози и Христы». Сравнения Петра с Христом встречаются в «Приветствии Петру» Д. Ростовского, в «Слове о победе над королем Швеции под Полтавою» и «Слове благодарственном» (по случаю взятия Выборга) Ст. Яворского, в сочинениях Ф. Прокоповича («Панегирикос, или Слово похвальное о преславной над войсками свейскими победе…», «Слово похвальное о Баталии Полтавской») и Ф. Лопатинского («Служба благодарственная о великой Богом дарованной победе под Полтавой»). В проповедях Г. Бужинского (слово «В похвалу Санкт-Петербурга и его основателя, государя-императора Петра Великого», «Похвальное слово, произнесенное в празднуемый в 52-й раз день рождения всепресветлейшего и державнейшего Петра Великого…») доказывается, что в Петре воплотился божественный промысел. Традиционные речи («похвальные слова») церковных проповедников приобретали светский публицистический характер. В жанре тенденциозной «политической проповеди» осуществлялось единение духовной и светской литературы в прославлении новой государственности и в создании императорского культа.
Проповедническая традиция петровского времени во многом предопределила содержательный пафос поэзии и прозы эпохи классицизма.
Другой разновидностью прозы Петровской эпохи была бытовая проза, ориентированная на переводные романы, – оригинальные светские анонимные «гистории» (повести). Образцами этого нового типа русского сюжетного повествования служат «Гистория о российском матросе Василии Кориотском и о прекрасной королевне Ираклии Флоренской земли», «Гистория о храбром российском ковалере Александре и о любителницах ево Тире и Елеоноре», «Гистория о некоем шляхетском сыне, како чрез высокую и славную свою науку заслужил себе великую славу и честь и ковалерский чин и како за добрые свои поступки пожалован королевичем в Англии». В них нашли отражение новые веяния русской жизни. Наибольший интерес, с этой точки зрения, представляет «Гистория о российском матросе Василии Кориотском…», явившаяся переделкой переводной «Гистории о гишпанском шляхтиче Долторне».
Язык «гисторий» характеризуется неупорядоченным сочетанием книжной (церковнославянской), разговорной и заимствованной лексики и фразеологии. Это светские произведения, их сюжеты вымышлены и развиваются по линии раскрытия характеров главных героев, чья судьба – результат их поступков, а не действия неизбывного рока (ср.: «Повесть о Горе-Злосчастии», «Повесть о Савве Грудцыне»); центром внимания в них становится человек сам по себе. В «гисториях» начинает оформляться идеал нового литературного героя, включающий светские элементы: жизненная активность, деятельный труд, стремление к научному знанию, образованию, к благосостоянию, развлечениям, путешествиям… Сюжет, который основан на похождениях сына, покинувшего отчий дом, в принципе не нов. Но если в литературе XVII в. похождения сопровождаются неудачами и раскаянием блудного сына, возвращающегося к покинутым устоям, то в петровское время герою повести, воспитанному в новых условиях, повсеместно сопутствует признание. Новый литературный герой – это успешная инициативная личность с новым, светским мировоззрением.
Значимая композиционная особенность русских повестей Петровской эпохи ― включение в них песен-«арий», которые по ходу действия исполняются героями. Эти «арии» ― типичные образцы любовной лирики начала XVIII в. В них сочетаются черты ренессансного и барочного стилей (аллегоризм, гипертрофированная эмоциональность, упоминание античных богов или богинь: Купидона, Марса, Фортуны и др.). В повестях петровского времени впервые начали складываться некоторые характерные черты романа, они сыграли значительную роль в дальнейшей эволюции русской прозы XVIII века: Ф. Эмин, М. Чулков, М. Комаров, В. Лёвшин унаследовали и развили их повествовательную манеру.