
Особенности экономики Японии
Современная Япония — мощная экономическая держава, располагающая высокоразвитой промышленностью, новейшими технологиями, огромными финансовыми ресурсами и валютными резервами, достигшая высочайших и относительно стабильных темпов экономического развития и роста производительности труда.
По объему ВНП она занимает второе место в капиталистическом мире после США.
На долю Японии приходится около 12% мирового промышленного производства. Развиваются преимущественно новые и новейшие наукоемкие отрасли промышленности, базирующиеся на передовых технологиях: производство средств связи и информатика, производство новых материалов, биотехнология. Японская энергетика более чем на 80% зависит от импорта энергоносителей (нефть, газ, уголь, уран и т.д.). Более половины энергобаланса приходится на нефть, но растет значение гидро- и атомной энергетики.
Существенное место в экономике страны занимает сельское хозяйство, хотя доля его продукции в национальном доходе составляет лишь 2,2%. В этой сфере занято около 5,7 млн. человек (6,6% общего количества занятых в стране). Преобладает мелкое крестьянское землепользование, при этом обрабатывается около 14% всей площади страны. Тем не менее Япония почти на 70% обеспечивает свои потребности в продовольствии за счет собственного производства.
Япония характеризуется самой высокой автоматизацией производства, высочайшим научно-техническим потенциалом. Японские товары отличаются небывалой конкурентоспособностью на мировых рынках. Страна не имеет внешних долгов, при этом у нее самый низкий среди промышленно развитых стран уровень инфляции и безработицы (около 2 и 3,35% соответственно).
Эффективная экономика позволяет успешно решать многие социальные вопросы, связанные прежде всего с улучшением качества жизни японцев. Так, среднемесячная заработная плата в Японии составляет около 3,5 тыс. долл. Примечательно и то, что в Японии самая высокая продолжительность жизни (75 лет у мужчин и 81 год у женщин). Стоит отметить также высокий образовательный уровень японцев. Страна обладает удивительным сочетанием современности и исторических традиций и воспроизводит в целом наиболее эффективный тип экономических и социальных отношений.
Таких результатов Япония достигла в послевоенный период за счет высочайшей производительности труда и развития новейших технологий. За небывало короткий срок страна выдвинулась на самые передовые позиции в мире по важнейшим макроэкономическим показателям. Мир заговорил о «японском чуде».
Феномен «японского чуда» объясняется рядом факторов.
1. Сокрушительное поражение Японии во второй мировой войне обернулось для нее мощным импульсом социально-экономического развития, так как привело к решительному устранению феодальных пережитков, мешавших естественному развитию товарно-капиталистического рыночного хозяйства, интеграции Японии в мировое хозяйство.
2. Роспуск крупных монополий, так называемых «дзайбацу» (1947—1948 гг.), способствовал формированию конкурентной среды в экономике.
3. Земельная реформа (1947—1950 гг.), в результате которой помещики как класс перестали существовать, а земля перешла к слою мелких фермеров, привела к значительному повышению эффективности сельскохозяйственного производства.
4. Были приняты действенные меры финансового оздоровления японской экономики: прекратилось безвозмездное финансирование убыточных предприятий; поставлена под контроль денежная эмиссия, установлен твердый курс иены; всемерно поощрялись экспорт и кредитование «базовых отраслей». В результате была остановлена инфляция, что, естественно, укрепило рыночные отношения.
5. Скудость природных ресурсов Японии предопределяла специфически интенсивный путь развития экономики (поскольку для экстенсивного роста в стране отсутствовали необходимые предпосылки) и экспортную ориентацию в развитии) японской промышленности.
6. Огромная зависимость от импорта энергосырьевых ресурсов сразу поставила в повестку дня проблему энерго- и ресурсосбережения при развитии промышленности.
7. Сыграл свою роль и низкий уровень оборонных расходов, конституционно ограниченных на многие годы одним| процентом ВНП.
В результате в Японии сложилась уникальная экономика высокоинтенсивная, энерго- и ресурсосберегающая, ориентированная на экспорт.
Объясняя причины «японского чуда», нельзя не сказать о том, что экономика Японии получила значительный «допинг» от выполнения американских спецзаказов в 50—60-е годы во время корейской и вьетнамской войн. В отдельные годы на них приходилось до 1/3 всех валютных поступлений Японии. Американские военные заказы способствовали повышению загрузки японских промышленных предприятий, обеспечили расширение производственных мощностей, вызвали приток инвестиций в промышленность, ускорили процесс обновления и расширения основного капитала. Необходимо отметить также, что Япония получила в тот период широкий доступ к передовой американской технологии.
В течение 50—70-х годов на основе купленных патентов и лицензий в Японии был фактически заново создан ряд современных производств, коренным образом перестроены все отрасли, и в первую очередь машиностроение (прежде всего электротехническое и транспортное), химическая промышленность, черная металлургия и др. Массированный приток передовых иностранных технологий позволил Японии выиграть время и сэкономить значительные средства в процессе модернизации своей экономики.
Массовое использование лицензий имело, однако, и свои отрицательные последствия: во-первых, усилилась зависимость японской экономики от иностранной техники и технологии; во-вторых, начался процесс сворачивания собственных фундаментальных исследований. Поэтому уже в конце 60-х годов, наряду с массовым импортом зарубежных технологий, государством и монополиями был взят курс на активное развитие собственных исследований и разработок, укрепление научно-технического потенциала. Вскоре Япония начала активно теснить США в области научно-технических достижений и к настоящему времени из технологически отсталой и зависимой страны превратилась в развитое в научно-техническом отношении государство, лидирующее в ряде наиболее передовых областей, таких, как биотехнология, волоконная оптика, лазерная техника, интегральные схемы и т.п. Немаловажную роль в «экономическом чуде» Японии сыграла уникальная модель организации производства и управления, опирающаяся на сочетание передового зарубежного (прежде всего американского) опыта и традиционных национальных особенностей. Японские методы управления обладают ярко выраженным национальным своеобразием. В этой связи на рубеже 60-х годов в печати все чаще стали употреблять термин «нихонтэки кэйэй» («японский стиль управления», или «управление по-японски»).
Японский стиль управления характеризуется такими особенностями, как: система пожизненного найма; определение ставки заработной платы и служебного продвижения в зависимости от стажа работы на данном предприятии и возраста; создание профсоюзов непосредственно на фирмах, а не на уровне отрасли. Это так называемые «три священные коровы» японского менеджмента.
В настоящее время система пожизненного найма охватывает только 25% наемной рабочей силы. Падает также значение стажа работы и возраста при начислении заработной платы. При быстром развитии НТП, ведущего к усложнению техники и требующего не столько пожилых и опытных, сколько молодых и грамотных в техническом отношении работников, эта система становится экономически невыгодной. В последние годы в большинстве крупных и средних фирм заработная плата определяется преимущественно на основе качества и количества труда, а не по стажу работы и возрасту.
Еще одной особенностью японской системы управления являются групповое принятие решений (система «рингасэй»). В этот процесс вовлекается весь персонал компании. Выработка решений идет снизу вверх. Подобная практика подготовки решений вполне оправдана: во-первых, она обеспечивает согласование действий разных структурных подразделений еще на стадии принятия решений; во-вторых, формирует отношения сотрудничества между руководством компании и ее работниками, что, безусловно, выражается высокой результативностью деятельности фирмы.
Таким образом, японская система управления позволяет создать материальные и моральные стимулы, которые втягивают работников в интересы процветания «своего» предприятия.
И, наконец, нельзя не сказать о том, что без трудолюбия дисциплины и до известной степени самоограничения японского народа экономическое «чудо» в Японии вряд ли бы состоялось.
В 1991—1992 гг. положение в экономике Японии стало ухудшаться, замедлились темпы роста, сократились прибыли компаний, упали курсы акций. Начавшаяся депрессия совпала с мировым спадом 90-х годов, который в значительной степени коснулся экономики Японии. По мнению западных экономистов, страна после десятилетий пребывания в состоянии «чудо экономики» оказалась в режиме сильнейшего спада. В 1992 г. промышленное производство сократилось более чем на 8%. В 1993 г. в экономике Японии наблюдался нулевой рост, в 1994 г. он составил 0,6%, в 1995 - 0,5%.
В 1997 г. возникли новые обстоятельства, обусловившие падение темпов экономического роста. Они связаны с осенним (1997 г.) финансовым кризисом в странах Юго-Восточной Азии, Вследствие международной интеграции финансовых рынков кризис затронул почти все страны, в том числе Японию. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) предполагала, что финансовый кризис в Юго-Восточной Азии приведет к снижению темпов экономического роста в Японии 1997 г. до 0,5%, а в 1998 г. — 1,7% (вместо ранее спрогнозированных показателей в 2,3 и 2,9% соответственно).
Таким образом, периоды высоких темпов роста японской экономики позади. Стране вступила в XXI в. с не очень высоким уровнем экономического роста. Однако это нельзя трактовать в том смысле, будто «экономика Японии терпит аварию», как об этом нередко пишут в печати. Снижение темпов роста в Японии объясняется не только мировой конъюнктурой и некоторыми внутренними факторами, но и тем, что страна вступила в фазу зрелости. А зрелой экономике, как правило, присущи умеренные, невысокие темпы роста.
Одним из факторов экономического роста является умело осуществляемое планирование социально-экономического развития страны в целом, и особенно промышленное планирование.
Практика долгосрочного планирования — уникальное явление среди стран со свободной рыночной экономикой. Японцам удалось найти наиболее оптимальное сочетание плана и рынка и на этой основе проводить в жизнь весьма эффективную экономическую, или, как ее называли сами японцы, «индустриальную политику».
Индустриальная политика в Японии включает в себя два основных элемента. Во-первых, рационализацию производства на уровне отдельных предприятий путем всемерного содействия внедрению новейших достижений науки и техники, технологии и менеджмента — на микроуровне и, во-вторых, структурную перестройку промышленности в наиболее эффективном направлении — на макроуровне.
Общегосударственные планы не являются директивами. Они лишь ориентируют с помощью подсказок, советов, намеков, финансовых санкций и т.д. отдельные субъекты и звенья экономической структуры на их выполнение. Характерным отличием японского экономического плана является строгая и обязательная увязка его с конкретной стадией развития страны.
Наряду с общегосударственными планами с 1962 г. в стране периодически разрабатываются долгосрочные программы — комплексные планы национального развития.
Процесс разработки государственных планов в Японии носит довольно длительный характер. В нем принимают участие все правительственные учреждения, имеющие отношение к экономике, и прежде всего Министерство финансов и Министерство внешней торговли и промышленности. Привлекаются также многие научно-исследовательские организации, значительное число наиболее опытных специалистов и экспертов. Главную координирующую и совещательно-исполнительную роль в их разработке играют Управление экономического планирования, являющееся важной составной частью японского кабинета министров, и Экономический совет. После утверждения кабинетом министров план публикуется в печати. Практика показывает, что большинство крупных японских предприятий в значительной степени следуют намеченным планам, способствуя их реализации. Более того, многие из них планируют собственную деятельность исходя из ориентиров государственного плана.
В Японии в силу специфики ее исторического развития сложились довольно сильные традиции активного вмешательства государства в экономическую жизнь страны. Однако это вмешательство претерпело определенную эволюцию. В послевоенный период, например, доминировали методы прямого административного регулирования, которые были вызваны инфляцией, острыми диспропорциями, несбалансированностью производства и рынка. В последующем, когда рыночная несбалансированность в основном была преодолена, доминирующую роль играли методы финансового, кредитного, ценового регулирования, хотя они сопровождались и административными формами вмешательства в хозяйственную жизнь страны.
В настоящее время государственное вмешательство в экономику носит системный характер и осуществляется на всех уровнях. Японское правительство решительно воздействует на все стороны воспроизводственного процесса и экономических отношений, в том числе на экономический рост и его темпы, структуру промышленного производства, образование и науку; на занятость и взаимоотношения труда и капитала; на кредит и денежное обращение; на ценообразование; на внешнеэкономические связи.
Применительно к депрессивным отраслям используются такие инструменты, как субсидии и кредиты для перераспределения ресурсов, модернизации производства, переобучения кадров, оказания помощи работникам в поисках новой работы. Широко применяются также поощрение и финансовая поддержка новых фирм и НИОКР, разрабатываются государственные программы приватизации, используются протекционистские меры и т.д. Конкретные меры в отношении молодых отраслей с высоким потенциалом роста включают в себя низкопроцентные кредиты, импортные квоты, налоговые льготы, субсидии, тарифную защиту, ограничение прямых зарубежных инвестиций, поддержку фундаментальных исследований и т.п.
Вмешательство государства в экономику проявляется и в его созидательной деятельности в области мелкого и среднего бизнеса. Японская экономика носит в определенной степени двойственный характер. Наряду с мощными, высокомонополизированными крупными объединениями существуют сотни тысяч мелких и средних фирм с количеством работающих от нескольких человек до 300. Вклад этого сектора в экономику значителен.
Необходимость государственной помощи малым и средним предприятиям считается в Японии аксиомой. Такие предприятия уступают крупным по возможностям модернизации, финансовым ресурсам и т.д. Компенсацию относительной слабости малого и среднего бизнеса как раз и берет на себя государство, причем цели государственной поддержки за последние годы менялись. Вначале они подчинялись задаче восстановления разрушенного хозяйства в послевоенной экономике на базе новейших достижений НТП.
Осуществляя активную поддержку предприятий малого и среднего бизнеса, государство добивается более или менее устойчивого их функционирования. В результате Япония резко выделяется среди развитых стран крайне низким уровнем банкротств. Из вновь образующихся небольших предприятий в течение года там разоряется не более 5%, в то время как в США — около 30%.
Исключительно большую роль играет японское государство в проведении антидепрессионной политики. В период ухудшения общеэкономической конъюнктуры правительство увеличивает ассигнования на общественные строительные работы, снижает налоги и ставку учетного процента Банка Японии. Иначе говоря, хозяйственные трудности преодолеваются при активной поддержке государства, которое использует для этих целей фискальную, денежно-кредитную политику или меры прямого административного воздействия на субъектов рынка.
Уникальным дополнительным источником роста японской экономики всегда были и остаются сбережения. Они позволяют осуществлять беспрецедентные темпы накопления и обновления капитала. Начиная с 50-х годов темпы создания сбережений в Японии были самыми высокими в мире. Например, в 1970—1972 гг. сбережения японских семей и бизнеса, не входящего в корпорации, составили 16,8% ВНП (американских — 8,5%). Чистые сбережения японских корпораций составили 5,8% ВНП, тогда как американских — 1,5%. Чистые сбережения японского правительства достигли 7,3 ВНП (американского правительства — только 0,6%). Общие чистые сбережения Японии составили 25,4% ВНП, а Соединенных Штатов — 7,1%. Такие высокие темпы сбережений были характерны для Японии в течение последующих многих лет.
Сбережения позволили Японии избежать также сколько-нибудь серьезной внешней задолженности. Потерпевшая поражение в войне страна не допустила в значительных размерах иностранный капитал в свою экономику. Преодоление послевоенных трудностей и поддержание высоких темпов роста шло в основном за счет использования собственных накоплений. Заграничные капиталовложения Японии заметно превосходят вклады иностранных инвесторов в японскую экономику.
Особенно высока в Японии норма сбережений домохозяйств (отношение сбережений семей к их семейному доходу после вычета налогов). Бережливость вообще является как бы специфически национальной чертой японского народа. Сбережения делаются на случай болезни или несчастного случая, на оплату обучения и свадьбу детей, на жизнь после ухода на пенсию, на покупку земли или дома (кстати, в последнее время цены на землю, дома, квартиры во много раз увеличились; их покупка требует значительных средств). Высокий уровень сбережений объясняется, кроме того, и политикой правительства, которое поощряет сбережения всех субъектов рынка с помощью фискальной и денежно-кредитной политики. По мнению некоторых специалистов, многие развивающиеся страны остаются бедными именно потому, что их правительства не поощряют сбережения, допуская инфляцию и высокие налоги.
Высокий уровень сбережений в стране поддерживает интенсивное развитие экономики в целом и обеспечивает ее стабильность. Именно из этих средств государство покрывает дефицит своего бюджета, субсидируя те или иные сферы экономики (например, промышленность полупроводников ежегодно получает государственные субсидии в сумме 400 млн. долл.), финансируя здравоохранение, просвещение, НИОКР и т.д.
Сбережения служат также важным условием высоких темпов научно-технического прогресса, модернизации и широкомасштабного расширения основного капитала, обеспечения высокой конкурентоспособности японских товаров и услуг. Небезынтересно заметить, что и дефицит государственного бюджета Соединенных Штатов в значительной мере покрывается японскими сбережениями, на которые приобретаются от 20 до 40% американских облигаций.