
- •Билет № 1. Русский символизм: философия и поэтика. Поэты-символисты (в.Брюсов, к.Бальмонт, а.Белый, Ин.Анненский)
- •Билет № 2. Поэзия а.Блока: «познание мира через любовь»
- •Билет № 6. Религиозные и нравственно-психологические аспекты проблемы личности в творчестве л.Андреева («Иуда Искариот», «Жизнь Василия Фивейского»)
- •Билет № 9. Философско-нравственные искания м.Горького в повести «Исповедь»
- •Билет № 10. Акмеизм. Поэтическая система а.Ахматовой первого периода творчества
- •Билет № 11. Русский футуризм: мотивы творчества в.Маяковского до 1917-го года, поэзия в.Хлебникова, Игоря-Северянина
- •Футуризм
- •Билет № 12. Поэма в.Маяковского «Про это»: особенности конфликта, поэтика
- •Билет № 13. Эстетические принципы литературы соцреализма (а. Фадеев, н. Островский, м. Шолохов).
- •Билет № 14. Антиутопия в русской литературе. Роман е. Замятина «Мы» Время написания: 1920
- •Билет № 15. Романтический характер поэзии м. Цветаевой.
Билет № 15. Романтический характер поэзии м. Цветаевой.
Цветаева интерпретируется как поэт удесятиренной цели жизни:
Поэт жизнеутверждения
Поэт правды небесной против правды земной. Поэт, стремящийся к растворению в небытии.
В Цветаевой заложено единство противоположных начал. Бесконечный конфликт «Я и мир». Перед нами самый яркий романтик-поэт постсимволического периода. В лирику Цветаевой входят устойчивые для романтического сознания темы и конфликты. Романтический максимализм проявляется в Цветаевой. Пастернак сказал:
«Хищное стремление к окончательности и определенности». Поздние стихи по отношению к ранним естественны и органичны.
В лирике присутствует нераздельное триединство поэтического мира. Образуют три категории:
Личность, поэзия, судьба.
Мифологизация всего лирического комплекса, личности лирической героини, образов героев. Наследие Цветаевой можно разделить по биографическому признаку на два периода:
В России 1907-1921
1922-1939 – за рубежом
Романтическое понимание жизни как жизни поэта. Поэт – образный центр, центральный концепт романтического мифа, творимого Цветаевой. Герою – поэту свойственна внутренняя контрастность. Поэт предстает в единстве с мировыми стихиями. Он как возможность форм проявления. Он изгой в современном ему обществе.
Творчество – взрыв, вдохновение. Сопоставимо с космическим взрывом, например, рождение кометы.
В то же время это непрестанный и тяжелый труд. Демонстративно-эпотажный демократизм Цветаевой опирается на неприятие быта. Неизменная солидарность с потерпевшими в жизни. Стихи трагичны по своей сущности, любовь Цветаевой к трагедии – основа и условия творчества. Единственно возможное состояние творческого подъема. Внутренний центр поэзии Цветаевой – момент разминовения:
С читатаелем. Цветаева публикует свои книги с большим опозданием . в России она известна лишь любителям поэзии. В Берлине наступают большие перерывы между публикациями («Моим стихам, написанным так рано…»)
С любимым. Любовь – как трагедия. Воскрешение и романтизация образов мировой культуры. Женщины, которые пострадали из-за любви (Кармен, Офелия, Манон Леско). Гиперболизация чувств, обретающих масштаб космических катастроф. Все равно победит смерть. Любовь покрывает всё. У Цветаевой неизбежное неприятие счастливого конца. Фатальная неизбежность разлуки.
С Россией
1937 цикл «Мой Пушкин».
«Никогда не любила, когда целовались. Всегда – когда расставались».
Из любовной лирики можно выделить поэмы (Чехия)
«Поэма Горы»
«Поэма конца»
Романтическое переосмысление реального события биографии поэта. Конфликт – романтический характер. Полное неприятие мира лирической героиней. Гора – жизнь духа, мир бытия, мир, вознесенный к справедливости. Жизнь – единственный смысл человеческого существования. В «Поэме Горы» герои выступают едино. Против них выступает жизнь с ее нормами и укладом. В «Поэме Конца» обнаруживается, что герой все же принадлежит к миру дольнему, тяготеет к обыденному существованию, неотвратимо приближается конец.
Предпочтение одного зеленого горизонта многим открывавшимся с горы. Разрыв, разлука у Цветаевой – не выход, не избавление. Не преодоление трагедии, а лишь ее обнаженная демонстрация. «Вчера еще в глаза глядел» - открытие трагизма человеческой судьба», мотив неразрешимости.
Россия приходит в мир Цветаевой постепенно. Родина постигалась и через стихию родного языка, народная поэзия. Поэтический цикл «Стихи о Москве». Москва осмысляется героиней как драгоценное наследство, которое она получила по праву кровного родства и которое она передаст своей дочери («Облака вокруг, купола вокруг…»)
С этим городом у нее вся жизнь связана. Сюда пришла она в жизнь, оттуда и уйдет. Москва – сердце России, хранительница национальных традиций. Возникают и религиозные мотивы. Фольклорные образы используются Цветаевой.
«России меня научила революция». (Цветаева)
Возникает цикл «Лебединый стан». Абсолютное воплощение максималистски нравственного императива. Это Долг. Создает Цветаева, отшатнувшись от масс образы бунтарей в национальной истории (Петр первый, Боярыня Морозова и т.д.)
Образы, выражающие всю силу обреченность и сопротивление насильственным преобразованиям. В трагедии гражданской войны Цветаева усматривает традиционный вечный конфликт сущего и должного. «Белый лебедь»
«Родина», «Тоска по Родине»
Кто лирическая героиня Цветаевой? Перед нами поэт-романтик
«В изгнании» - обречен на непонимание, скитальчество.
Поэма «Крысолов» - лирическая сатира на быт, сатирическая направленность поэмы разделяется на два русла:
Население города подвергается осмеянию во всех своих проявлениях
В главах через стихию родного языка, народная поэзия. я демонстрация. му существованию, неотвратимо приближается кон, посвященных крысиному нашествию, сарказм сменяется юмором и филологической игрой. Крысы в поэме – образ, не поддающийся однозначному прочтению. Они воплощают в себе эсхатологическое начало. «Поэма мне продиктована крысами».