Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
лекции для бакалавров по демографии-1.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
845.28 Кб
Скачать

2. Брачность

Если понятие брак относится к социальному институту, а понятие вступление в брак характеризует индивидуальный акт образования брачного союза между мужчиной и женщиной, то термин брачностъ означает массовый процесс формирования брачных пар в населении как совокупности поколений или в поколении как совокупности людей.

В демографии понятие брачность употребляется и в более широком смысле как массовый процесс формирования и распада брачных союзов, процесс формирования брачной струне туры населения. В этом чрезвычайно широком контексте брачность включает в себя и процессы разводимости и овдовения.,

Понятие брак относится к одной супружеской паре.

Массовый процесс заключения браков называется <брачностью>. Однако в демографической литературе понятие <брачность> часто употребляется в более широком смысле: брачностью называется совокупность процессов вступления в брак и прекращения браков из-за развода или смерти одного из супругов (в этом случае термин <брачность> охватывает также и такие процессы, как разводшюстъ и овдовение).

Синельников А.Б, Брак// Социальная энциклопедия. М., 2000. С. 46.

В этой главе мы будем говорить о брачности в узком смысле слова, т.е. как о массовом стохастическом процессе формирования брачных союзов.

Брачность - процесс образования брачных (супружеских) пар в населении; включает вступление в первый и повторные браки. В сочетании с процессами овдовения и разводимости брачность определяет воспроизводство брачной структуры населения. Народонаселение. Энциклопедический словарь. М., 1994. С. 30

Брачность находится в теснейшей связи с воспроизводством населения, выступая как один из важнейших факторов рождаемости и смертности. Это, а также ее собственная роль в социальных процессах и судьбах людей определяют значение демографического и социологического изучения брачности и брачного поведения. В демографии брачность измеряется целой системой показателей, которые с разных сторон характеризуют тенденции ее формирования и изменения. Исходным показателем выступает абсолютное число браков, заключенных (т.е. зарегистрированных) за тот или иной период времени, обычно за год. Абсолютное число браков характеризует, так сказать, валовые объемы брачности в стране или регионе. Оно может использоваться также и для получения первоначального представления о тенденциях изменения брачности во времени. Однако этим ценность данного показателя и исчерпывается.

Изучение брачности имеет дело с частотой заключения браков, т.е. союзов между особами противоположного пола, которые создают взаимные права и обязанности, фиксируемые в законах или обычаях; с характеристиками индивидов, вступающих в брак; и с распадом таких союзов. В более широком смысле, оно включает также изучение других конъюгальных союзов в случае, если их частота делает необходимым их включение в анализ. Multilingual Demographic Dictionary. English Section. 2nd Edition. Liege, 1982. P. 66. 501.

Как любой абсолютный демографический показатель, число браков сильно зависит от общей численности и от демографической структуры населения, в т.ч. и от уже сложившихся пропорций в брачной структуре населения. Поэтому уже для межстрановых или межрегиональных сравнений показатель абсолютного числа браков использоваться не может.

Хотя, как говорилось в начале главы, демографа интересует не столько юридическая форма брака, сколько его реальность и эффективность, тем не менее нерегистрируемая брачность занимает существенное место в демографическом анализе. Причина этого заключается в том, что реальный и эффективный брак, независимо от его юридической формы, связан с рождением детей, причем современная тенденция как в нашей стране, так и в странах Запада состоит в увеличении числа детей, рождающихся вне законного, легитимного, официально зарегистрированного брака, в росте, тем самым, внебрачной рождаемости. О самой внебрачной рождаемости речь будет идти позже, в главе о рождаемости, здесь же необходимо дать определение нерегистрируемой брачности, или сожительства, и сказать несколько слов о ее показателях.

Как уже отмечалось выше, эта успокоительная мысль очень полюбилась авторам демографических докладов, регулярно выпускаемых Центром демографии и экологии человека, сожалеющих лишь о том, что наша страна отстает от <западной модели> на целое поколение.

Сожительство - совместное проживание в одном домохозяйстве двух взрослых, не связанных браком или родственными отношениями, но имеющих эмоциональные и сексуальные отношения. Knox D., Schacht С. Choices in Relationships. An Introduction to Marriage and the Family. Saint Paul, N.-Y., Los Angeles, San Francisco, 1991. P. 150.

Сожительство - это половой союз, не оформленный в соответствии с брачным законодательством данной страны.

Сожительство - незаконный брак, обиходное, ненаучное наименование полового союза, не оформленного в соответствии с брачным законодательством. Социальная энциклопедия. М., 2000. С. 344.

Мотивы, согласно которым люди юридически не оформляют свои отношения, могут быть различными. Соответственно можно выделить следующие типы (категории) сожительств и сожительствующих:

· <эмоционально захваченные>, но еще не готовые к браку;

· собирающиеся вступить в брак и живущие совместно в ожидании этого;

· живущие вместе по экономическим причинам (бедняки);

· рассматривающие сожительства как постоянную альтернативу браку24.

Если первые три категории не отрицают брак как таковой и даже полагают, что они как бы <проверяют> себя перед принятием серьезного решения о вступлении в брак, то четвертая категория включает в себя людей, которые не желают вступать в брак по тем или иным причинам, вплоть до якобы принципиальных, <философских>. Именно эти люди суть те, кто, по словам модернистов, несет <новую половую мораль>, с кем связываются более <демократичные> и более <толерантные> нормы сексуальных отношений, а в реальности же являются, так сказать, <авангардом>, <передовым отрядом> наступающих на семью деструктивных, разрушительных сил.

Сожители. Кто они?

Уровень сожителъств резко возрос в последние годы. Сожительства в большей мере распространены среди лиц с низким образованием, а также среди тех, чьи родители не состояли в браке или их брак не был успешным. Среди всего населения в возрасте до 45 лет доля лиц, когда-либо живших в незарегистрированных брачных союзах, равна 25% (27% среди мужчин и 24% среди женщин). При этом в возрасте 19- 24 года эта доля равнялась 25%, в возрасте 25-29 лет и 30-34 года - 34%, в возрасте 35-39 лет - 18% и в возрасте 40-44 года - 11%. Среди белых она была равна 25%, среди негров - 29% и среди испаноязычных - 27%. Если среди лиц, имеющих более 12 лет обучения, доля сожительств была равна 26%, то среди обучавшихся менее 12 лет - 31%, а среди тех, кто учился 12 лет, -24%. Эта доля среди тех, чьи родители не состояли в браке или их брак не был успешным, составляла 32% против 22% у тех, родители которых состояли в <нормальном> браке. Bumpass L., Sweet J. National Estimates of Cohabitation//Demography. 1989. Vol. 26. P. 615- 625. Cit. in: Brinkerhoff D.B., White L.K. Sociology. Saint Paul, N.-Y., Los Angeles, San Francisco, 1991. P. 350.

Основным показателем распространенности нерегистрируемых браков могла бы стать доля состоящих в таковых среди всех считающих себя женатыми или замужними. Однако статистическая оценка этой доли представляет значительные трудности. Как уже неоднократно отмечалось, брачное состояние вообще возможно фиксировать только во время переписей или специальных обследований населения. Но в большинстве случаев практически невозможно установить, является ли брак, о котором сообщает счетчику респондент, зарегистрированным или нет. Причина этого - в принципе самоопределения, когда сообщаемые сведения не требуется подтверждать никакими документами. Поэтому данные большинства отечественных (да и зарубежных) переписей населения не позволяют судить ни о величине нерегистрируемой брачности, ни о ее динамике. Лишь данные специальных социологических исследований могут дать достаточно надежную оценку распространенности сожительств.

Например, в США, где такого рода исследования проводятся регулярно и на базе общенациональной выборки, в конце 80-х гг. 2,3 миллиона пар, или 4% всего населения, жили в незарегистрированных браках. При этом среди тех, кто состоял в официальном браке в момент исследования, 17% жили вместе до его официальной регистрации, а 25% населения имели такой опыт в прошлом25.

В нашей стране уровень нерегистрируемой брачности оценить так же трудно. Как выразились авторы Шестого ежегодного демографического доклада, <известно, что они (незарегистрированные браки в России. - В.М.) существуют>26.

Многие люди отказываются от регистрации брака прежде всего потому, что не верят в его пожизненный характер и не хотят создавать себе сложности с разводом и последующим разделом имущества...Они котят сохранить за собой полную свободу разрыва с партнером в случае, если любовь с одной или обеих сторон пройдет... Крайне сомнительны утверждения о том, что брак и семья в наше время просто принимают какие-то новые формы: такие формы отношений между мужчинами и женщинами существуют испокон веков и при этом никогда не считались ни браком, ни семьей. Подобные <семьи> совершенно неспособны обеспечить ни воспроизводство населения, ни нормальное воспитание подрастающих поколений.

Борисов В.А., Синельников А.Б. Брачность и рождаемость в России: демографический анализ. Москва, 1995. С. 40.

Только в микропереписи 1994 г. опрашиваемые впервые должны были не только ответить на вопрос, состоят ли они в браке, но и на вопрос о том, является ли этот брак официально зарегистрированным. Результаты микропереписи показали, что доля состоящих в незарегистрированных браках является сравнительно низкой: лишь 6,5% мужчин и 6,7% женщин, состоящих в браке, по их словам, не зарегистрировали его27.

При этом можно достаточно уверенно предположить, что никакого особенного увеличения этой доли по сравнению с предыдущими переписями не произошло. По авторитетному мнению В.А. Борисова и А.Б. Синельникова28, данные микропереписи 1994 г. опровергают высказываемую многими гипотезу о том, что в нашей стране, подобно странам Западной Европы, происходит замещение регистрируемой брачности сожительствами29. Если бы дело обстояло таким образом, то доля состоящих в незарегистрированных браках в более молодых возрастах была бы гораздо выше, чем в старших возрастах. В реальности же лишь в возрастной группе 16-17 лет эта доля является высокой, во всех же остальных возрастах она практически такая же, как и во всем населении30.

...Масштабы распространенности незарегистрированных браков не идут ни в какое сравнение с масштабами сокращения частоты заключения зарегистрированных браков. Таким образом, в условиях нашей страны статистика регистрации отражает реальное снижение брачности, а не переход от <законных> браков к <незаконным>. Борисов В.А., Синельников А.Б. Брачность и рождаемость в России: демографический анализ. Москва, 1995. С. 41.

Правда, некоторые социологи полагают, что данные микропереписи 1994 г. занижают реальную распространенность незарегистрированных браков в нашей стране31. Основание для такого мнения видится в отмеченной многими исследованиями либерализации отношения к незарегистрированным бракам, причем более молодые респонденты показывают большую терпимость по отношению к этому явлению. Так, по данным В.В. Бодровой, в опросе 1994 г. доля осуждающих незарегистрированный брак среди лиц старших возрастов превышала 60%, а среди лиц моложе 25 лет эта доля была равна 18%32.

Эта тенденция подтверждается и данными социолого-демографического исследования <Россия-2000>, проведенного кафедрой социологии семьи и демографии социологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова в ряде регионов страны (табл. 4.7). Различие между степенью абсолютного неприятия незарегистрированных браков между самыми молодыми и самыми <старыми> респондентами является более чем трехкратным.

Эти данные хорошо согласуются с долей состоящих в незарегистрированном браке. Если в целом по всей выборке таких оказалось 7,2% от числа давших определенный ответ, то в возрасте до 24 лет эта доля равна 8,1 %, а в возрасте 50 лет и старше - только 4,3%. И если среди респондентов, официально зарегистрировавших свой брак, совместную жизнь вне такового совершенно недопустимой считают 6,4%, то среди тех, кто свой брак не зарегистрировал, имеющих такое мнение не оказалось вовсе. При этом в той или иной степени допускающих такую форму совместной жизни среди первых оказалось 63,6%, а среди вторых - 78,2%.

Тем не менее эти данные и приведенные выше еще не дают оснований говорить о радикальном изменении социальных норм брачного поведения и тем более его самого. Да, внебрачные сожительства становятся все более приемлемой формой совместной жизни для некоторой части населения. Однако, как и прежде, практически все, кто все-таки вступает в брак, стремятся сделать это через легальные, <законные> формы брака, а не через сожительства.

В то же время, несомненно, и в нашей стране имеет место некоторый рост нерегистрируемой брачности, оценить который позволит предстоящая в 2002 г. перепись населения. В настоящее же время можно дать косвенную оценку роста нерегистрируемой брачности, используя данные о динамике внебрачной рождаемости. Доля внебрачных рождений (операциональное определение понятия <внебрачное рождение> будет дано в следующей главе.), как будет показано в следующей главе, на протяжении 60-90-х гг. непрерывно увеличивается, достигнув к настоящему времени почти 30% всех рождений. При этом вплоть до 1999 г. рост внебрачной рождаемости отчасти компенсировал ее общее падение.

Динамика этого показателя позволяет сделать вывод о том, что нерегистрируемая брачность в нашей стране увеличивается, хотя, к счастью, и не слишком быстрыми темпами. В этом отношении наша страна <отстает> от стран Запада, где сожительства распространены гораздо сильнее и где они уже вносят заметный вклад в падение рождаемости. Согласно ряду исследований, уровень внебрачной рождаемости в два раза ниже, чем рождаемости брачной, <законной>.