Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
социализация.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
285.7 Кб
Скачать

Глава 1. Содержание процесса социализации.

§1. Что такое социализация.

Что такое социализация? Таким образом, дети осваивают социальные роли, нормы и ценности, приобретают навыки взаимодействия с другими людьми?

Вспомним утверждение Л. С. Выгодского о том, что ребёнок, родившись, уже является социальным существом. Его приняли руки врача – акушера, но приняли так, как это рекомендует делать накопленный к данному времени социальный опыт; ему дают имя, являющееся своего рода социальным значком, позволяющим отличить его от других младенцев. Иными словами, его изначально окружает взрослый, многообразный, сложно структурированный социальный мир.

Идёт время – ребёнок овладевает действиями с предметами, в которых закреплён социальный опыт их использования; мир его общения расширяется; у него начинают складываться первые представления о себе как о части социального мира. Таким образом, социальный мир должен представить ребёнку некоторый спектр достаточно чётко оформленных ценностно-нормативных моделей и образцов социального поведения.

Итак, в сложном, многоаспектном процессе социального развития ребёнка можно выделить как минимум две грани.

Во-первых, процесс социального развития предполагает постепенную ориентировку ребёнка существующей на данный момент в обществе системе социальных ролей.

Второй гранью представляется формирование определённых структур индивидуального самосознания, связанное с процессом социального самоопределения и становления социальной идентичности личности, предпосылкой которых является активное включение ребёнка в социальные общности. Именно для характеристики этого активного вхождения человека в систему социальных связей используется понятие социализация.

Социализация, по мнению Андреевой, это двухсторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путём вхождения в социальную среду, в систему социальных связей, а с другой стороны – как процесс активного воспроизводства этой системы индивидом его деятельности. При таком понимании социализации фиксируется не только процесс социальной ориентировки и усвоения социальных нормативов, но и момент активного преобразования и применения в новых социальных ситуациях усвоенных социальных ролей, норм, ценностей, способов социального самоопределения.

В самой идее активности человека как социального существа заложена мысль о непрерывности социального развития личности, о его принципиальной незавершенности. Для акцентирования данной идеи иногда в отличие от понятия социализации используется понятие социализированности (соответствие человека социальным требованиям, предъявляемые к данному возрастному этапу).

Отметим также соотношение понятий социализации и воспитания. В психолого-педагогической литературе представлены два понимания процесса воспитания. В первом случае воспитание рассматривается как целенаправленный процесс со стороны воспитывающего, а во втором случае он приравнивается к совокупности всех, в том числе достаточно случайных и нецеленаправленных социальных воздействий. Очевидно, что второе тождественно понятию социализации.

Приведенное выше понятие социализации задает её как сугубо нормативный процесс, который практически не допускает возможности интерпретации социальных инноваций.

Сегодня социальные нормы и ценности не образуют четко структурированных нормативных моделей. В итоге современный подросток оказывается не только на традиционном возрастном «перекрёстке» множественных социальных выборов, но и в ситуации, когда установленные на нем общественные «светофоры» дают противоречивую информацию. Одновременное существование многих пластов ценностей, ни один из которых не представляет собой четко структурированной нормативной модели, затрудняет для подростка ситуация социального выбора и принятия социальных норм и – в конечном итоге – осложняет процесс социализации в целом.

Одной из важных возрастных задач периода отрочества – формирование жизненного плана. Интересным с исследовательской точки зрения представляется вопрос о возможных способах, факторах и агентах субъективной стабилизации объективной нестабильности. В целом подобная постановка проблемы не нова – последние два десятилетия в социальной психологи активно используется термин «ресоциализация». Введен американским психологами А. Кеннеди и Д. Кербером для обозначения процесса «вторичного» вхождения индивида в социальную среду в результате каких-либо «дефектов» социализации.

Отмечается, что главной характеристикой социального поведения человека в процессе ресоциализаци должно стать умение ориентироваться в непредвиденных социальных ситуациях. Пути формирования данного умения понимаются исследователями по-разному в зависимости от собственных теоретических пристрастий. Для бихевиористов основу поведения в социально неопределённой ситуации составляют те поведенческие модели, которые включают в себя основные элементы институциональных требований, то есть человек начинает ориентироваться на модели- образцы более высокого уровня общности. Для исследователей когнитивной ориентации ведущими факторами являются особенности когнитивного стиля человека: гибкость и дифференцированность Я-концепции, внутренний локус контроля и т.п. Приверженцы ролевых теорий отмечают, что процесс ресоциализации «запускается» не только сознанием объективной ситуации социального неуспеха, но и любым рассогласованием ролевых ожиданий. Ч же касается эмпирических исследований, то в целом выделяется три ряда факторов, определяющих успешность социально-психологической адаптации к социальным изменениям:

  1. способность подростка к изменению своих ориентаций и Я

концепции;

  1. умение находить определённый «баланс» между своими ценностными ориентациями и социальной ролью;

  2. ориентация не на конкретные социальные требования.

Таким образом, очевидно, что анализ конкретной социальной практики – и процесс социализации не исключение – всегда связан с тем или иным способом её теоретического осмысления, с теми традициями её изучения, которые складываются в рамках науки.

Рассмотрим, каким образом биологические и культурные факторы воздействуют на социализацию.

Биологический контекст.

Хотя людям свойственны врожденные рефлексы (моргание, хватание и сосание ), по всей видимости, в их генах не запрограммированы сложные модели поведения. Они вынуждены учиться одеваться, использовать столовые приборы, строить дома. Люди не только не обладают врождёнными образцами поведения; они медленно осваивают навыки, необходимые для выживания. В течение первого года жизни питание ребёнка полностью зависит от заботы взрослых. Младенцы получают возможность усваивать навыки (например, способность говорить), которые намного сложнее, чем навыки любых других существ.

Культурный контекст.

Каждое общество ценит определённые личностные качества выше других, и дети усваивают эти ценности благодаря социализации. Методы социализации зависят от того, какие именно качества личности ценятся выше, и в разных культурах они могут быть очень разными. Эти культурные ценности лежат в основе социальных норм. Некоторые нормы представлены в законах, запрещающих воровство, нападение на другого человека, нарушение контракта и т.д. Такие законы являются социальными нормами, и те, кто нарушает их, подвергаются наказанию. Определённые нормы считаются более важными, чем другие: нарушение закона, запрещающего убийство, опаснее для общества, чем превышение установленной предельной скорости. Однако большинство норм вообще не отражено в законах. На поведение людей влияют не только нормы, но и культурные идеалы данного общества.

Происходит взаимовлияние между биологическими факторами и культурой, а также между теми, кто осуществляет социализацию, и кто социализируется.

Социобиология.

Определение природы взаимосвязи между биологическим развитием человека и его поведением в обществе является предметов горячих споров. Некоторые учёные, называемые социобиологами, предполагают, что генетические факторы оказывают более значительное влияние на человеческое поведение, чем считалось до сих пор. В частности, они настаивают, что многие типы поведения – от агрессии до альтруизма – могут быть обусловлены генетически.

Как считают социобиологи, существование врождённых механизмов, влияющих на поведение, - результат тысяч, даже миллионов лет эволюции. В ходе смены сотен поколений происходило естественное увеличение числа носителей генов, способствующих выживанию человеческого рода. В результате этого процесса поведение современного человека включает генетически обусловленные действия, целесообразность которых доказана прошлым опытом. Например, с первого взгляда могло бы показаться, что альтруизм, или самопожертвование ради других, не способствует выживанию. Однако социобиологи утверждают, что альтруизм генетически обусловлен, так как способствует сохранению данного вида в целом.

Конфликты между родителями и детьми возникают потому, что каждому ребёнку хочется пользоваться всем, что имеют родители. В свою очередь родители (гены которых лишь частично заложены в каждом ребёнке) настаивают на необходимости всё делить разумно, вследствие этого возникает напряжённость в семье.

Эта теория подверглась резкой критике со стороны многих учёных. Более того, социобиологи не принимают во внимание способность людей использовать символы и логически рассуждать, а ведь оба эти фактора в значительной мере влияют на поведение.

Спор вокруг социобиологии продолжает давнюю полемику по вопросу о взаимоотношениях между культурой и человеческой натурой. Зигмунд Фрейд утверждал, что существует конфликт между биологическими побуждениями и требованиями культуры. Фрейд считал, что согласно требованиям цивилизации люди должны подавлять свои биологически обусловленные сексуальные и агрессивные побуждения. Другие исследователи общества, в частности Бронислав Малиновский (1937г.), высказали более компромиссную точку зрения. Они считают, что человеческие институты созданы для удовлетворения побуждений людей. Например, институты семьи и брака легитимируют секс, в то время как спортивные организации – агрессию.

Как и всегда, истина находится, по-видимому, где-то между этими двумя точками зрения. Биология действительно устанавливает общие рамки для человеческого естества, но в этих пределах люди проявляют исключительно высокую приспособляемость: они усваивают определённые образцы поведения и создают социальные институты, регулирующие использование или преодоление биологических факторов, а также позволяющие находить компромиссные решения этой проблемы.