Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Камчатский берег.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
3.7 Mб
Скачать

Маяк Лопатка

Необходимость установки маяка на мысе Ло­патка была вызвана сложными навигационными услови­ями плавания в Первом Курильском проливе и у берегов самого мыса. Множество рифов, подводных каменистых банок, быстрые приливно-отливные течения, мощные су­лои— все эти коварные свойства пролива издавна сни­скали ему среди моряков недобрую славу. Уже на со­ставленном в начале XVIII века «Чертеже вновь камчадальские земли» были помещены примечательные надпи­си: «пучина», «зде унесло», «розбило». С этим районом связано и первое в истории мировой науки описание яв­ления цунами, сделанное исследователем Камчатки С. П. Крашенинниковым в 1737 году. «На первом Ку­рильском острову... Сумшчу (Шумшу — В. М.) называ­емом трясение земли было... Октября 6 дня в 3 часу по­полудни сперва земля так жестко тряслася, что от него многие балаганы попадали, и людям стоять невозможно было, и продолжалося с четверть часа. Оное трясение приходило волнами... и по прошествии валов земля чрез долгое время дрожала, а потом, как перестало трясение, то волны вдруг с моря с великим шумом сажени на три прибыло, которая тотчас в море далеко ушла. По сбе­жании воды в другой раз земля тряслася, а после опять вода с моря пришла... и также, как первая, нимало не стояв, в море ушла так далеко, что в проливе... камень великой дикой на сажень сверх воды виден был. Спустя с четверть часа в третий раз воды с моря с превеликим шумом сажен на десять выше прежних мест прибыло... все окололежащие низменные места и не очень высокие горы покрыло». В результате этой катастрофы, захва­тившей район от острова Шумшу до Авачинского зали­ва, в некоторых местах были существенно изменены очертания берегового рельефа южной части полуострова.

Вплоть до середины XVIII века связь с Камчаткой и ее административным центром Большерецком осуществлялась по Охотскому морю, и плавания Первым Ку­рильским проливом были редкими. Тем не менее, сведе­ния о нем постоянно пополнялись и уточнялись. После завершения Второй Камчатской экспедиции В. Й. Бе­ринга— А. И. Чирикова (1732—1743 гг.) резко возросло значение Нижнекамчатска, который стал опорной базой русских географических исследований в северо-восточ­ной части Тихого океана, освоения Алеутского архипела­га, Русской Америки. Плавания из Охотского порта в Нижнекамчатск стали делом обычным, и для этих целей нередко выбирался Первый Курильский пролив. В этот период возросло и число крушений русских парусников на рифах мыса Лопатка и острова Шумшу. В 1801 году Адмиралтейств-коллегия издала специальный указ, запрещавший плавания проливом.

К этому времени были уже достаточно хорошо освое­ны другие, более безопасные проходы между островами Курильской гряды. Однако не все мореходы придерживались инструкции, предпочитая пользоваться более коротким, хотя и рискованным путем. Не всем удавалось пройти его благополучно. 27 октября 1806 года в Первом Курильском проливе погиб галиот «Охотск», шедший из Охотского порта в гавань Петропавловскую. Спустя пять дет у острова Шумшу потерпел крушение транспорт «Феодосия», направлявшийся из Охотского порта в Нижнекамчатск с ценным грузом и пассажирами, среди которых были женщины и дети. Приводимое здесь описа­ние обстоятельств гибели судна дает полное представле­ние об опасностях, подстерегавших тогда парусные корабли при плавании Первым Курильским проливом.

«Около полудни 4 сентября командир спустился бы­ло в пролив... но потом, обманувшись в надежде засветло войти в пролив, 10 часа вечера из осторожности при­вел к ветру... не сходил с верха, приказав вынести койку на ют. Транспорт шел около 2 узлов с дрейфом до 4 румбов. Прижимаемый к берегу, ночью поворотил на другой галс, когда же ему советовали стать на якорь, отказался, полагая, что судно может раздергать жестоким ветром и волнением. В 3 часа утра пятого берег уже открылся с палубы, и тогда только командир решился на поворот, начав его совершать против ветра и окончивши по ветру, при чем был прижат к берегу до глубины 7 сажен, потому стал на якорь. Но якоря не задержали, судно ударилось о грунт, руль вышибло, корпус поворотило боком и волны полились через. Ночь была темная и ненастная, огни потухли, ветер свежел и буруны разламывали ветхое судно. Испуганные, полураздетые, все: команда и пассажиры, женщины, дети столпились на корме. Кто кричал в отчаянии, кто молился, несколько человек бросились в каюту и, разламывая сундуки, пьян­ствовали. Когда рассвело, узнали, что выкинуты у Пер­вого Курильского острова и увидели всю безнадежность своего положения: транспорт разламывало волнами, ве­тер не утихал. Матрос Федоров, один промышленник и один ссыльный, отлично плавая, отважились броситься в воду и благополучно достигли берега. В ожидании возврата их с помощью прошли еще сутки. В следую­щую ночь погибли пять человек, снесенных волнами Многие были так ослаблены, что не могли держаться, их привязывали к борту. На другой день переплыли на бе­рег боцманмат Галандин и один ссыльный. Наконец на берегу показались две курильских женщины и развели огонь, а в 3 часу пополудни прежде выплывшие на берег привезли с собой маленькую лодочку. На этой лодочке переправлялась команда по 2—3 человека до самого ве­чера... 7 числа судно совсем разбилось. Зиму провели на острове, питаясь выброшенным провиантом и охотою. В следующую весну специальное судно перевезло их в Охотск».

В 1875 году царское правительство уступило Японии весь Курильский архипелаг в обмен на южную часть острова Сахалин. С потерей Курил снова возросло зна­чение Первого Курильского пролива. В последующие го­ды по различным программам русских гидрографических исследований Тихого океана этот район изучался офице­рами Отдельной съемки Восточного океана, преобразо­ванной затем в Гидрографическую экспедицию Восточ­ного океана (ГЭВО). На основе этих работ в 1902—1909 годах была издана первая русская лоция северо-запад­ной части Тихого океана, составленная С. Р. де Ливроном и М. А. Клыковым, Кроме этого были произведены и частные (детальные) съемки побережий южной Кам­чатки и Первого Курильского пролива. Тем не менее, не оборудованный навигационными средствами пролив про­должал представлять серьезную опасность для морепла­вания. В 1923 году у мыса Лопатка затонул, напоров­шись на риф, пароход «Командор Беринг». В 1933 году сел на прибрежные камни мыса пароход «Кама». Эти и другие случаи ускорили строительство маяка на мысе Лопатка.

В 1933 году в двух километрах от оконечности мыса была установлена деревянная восьмиугольная башня с автоматическим ацетиленовым фонарем, возведены жилые постройки. Световой аппарат маяка, расположенный на высоте 52,7 метра над уровнем океана, имел дальность видимости до 10,5 мили.

В годы Великой Отечественной войны по огню маяка Лопатка определялись для входа в пролив конвои транспортных судов, следовавшие из портов Канады и США на Владивосток со стратегическими грузами. В военное время на противоположном, занятом японцами берегу острова Шумшу навигационные огни зажигались нерегулярно, а суда шли под прицелом орудий береговых японских фортов. Так было до 18 августа 1945 года, когда в Первый Курильский пролив вошли корабли с десантниками Камчатского оборонительного района, сбросившими японских милитаристов с Шумшу и соседних островов Курильской гряды.

Были восстановлены островные навигационные сооружения, а в 1957 году на мысе Лопатка, на месте старого деревянного маяка, была установлена 29-метровая чугунная световая башня нового. Этот маяк служит морякам и сегодня.