Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Камчатский берег.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
3.7 Mб
Скачать

Залив Уала

Обширный, открытый к югу залив Уала вдается в коренной берег полуострова Камчатка в северном направлении между островом Шилка и полуостровом Ильпырь. Северо-западной частью залива Уала являет­ся лагуна Аннуявгын, в которую впадает река Валоваям (в переводе с корякского — «река потерянного устья»). В юго-западной части лагуны, в двух милях от ее устья располагалось старинное корякское село Анапка (Старая Анапка), где в 1935 году возникла рыболовецко-оленеводческая артель «Тумгытум» («Товарищ»). На базе ее позднее организовался один из крупнейших нацио­нальных колхозов Карагинского района «Тумгутум» (искаженное от «Тумгытум»). Центральная колхозная усадьба ныне располагается в поселке Ильпырь.

Остров Верхотурова

Остров Верхотурова расположен в северной части пролива Литке, в 21 миле к северу от острова Ка­рагинского. В некоторых источниках носит название Ма­лый Карагинский. Остров Верхотурова невелик: его ок­ружность у основания достигает 4 миль, ширина в поперечнике меньше мили. Остров — возвышенный, имеет форму усеченного конуса с плоскогорьем в верхней части до 300 метров высотой. Берега острова, усеянные множеством подводных и надводных скал, почти со всех сторон, кроме северо-западной, обрываются в море кру­тыми скалами.

Остров Верхотурова стал известен русским на рубеже XVII—XVIII веков, возможно, и ранее, со времен первых походов в северные земли Камчатского полуострова. Остров назван по фамилии приказчика Протопопова-Верхотурова, погибшего при сборе ясака с коряков-карагинцев. Корякское название острова — Чачамэ («ста­рая женщина»). Первые сведения об острове Верхотурова содержатся в трудах С. П. Крашенинникова и Г. В. Стеллера, участников Второй Камчатской экспеди­ции. По данным Стеллера, приведенным Крашенинниковым, остров изобиловал черными лисицами, «которых олюторы, кроме крайней нужды, не ловят, внимая за грех и опасаясь от того крайнего нещастия».

Первая морская опись острова Верхотурова была осуществлена летом 1828 года со шлюпа «Сенявин» под командой известного русского мореплавателя, исследователя Арктики Ф. П. Литке. Первые натуралистические наблюдения на острове провел участник этой экспедиции ученый А. Постельс. В трудах Ф. П. Литке приведены следующие сведения об острове: «От северо-западной стороны протянулся низменный мыс, на котором видны кресты, балаганы и развалины юрт, следы посещений олютор и камчадал, кои переезжают на сей остров для промысла черно-бурых лисиц и иногда для сего тут зимуют. Зверь этот до сих пор исключительно тут водится, на Карагинском острову его нет вовсе, и на соседственном матером берегу весьма немного. Суеверная какая-то боязнь, заставляющая олютор, по словам Стеллера, бе­речь сего зверя, изъясняет, может быть, то странное обстоятельство, что его по сю пору на столь малом пространстве совершенно не извели». Участники экспедиции Литке застали в 1828 году остров необитаемым, каким он и остался до настоящего времени. Нет, впрочем, достоверных фактов, что остров Верхотурова был заселен и во времена первых русских походов. Случай же с Протопоповым-Верхотуровым, погибшим в 1705 году, может свидетельствовать и о том, что приказчик имел дело с плававшими на остров береговыми коряками-охотни­ками.

В 1928 году, при организации звероводческого хозяйства на соседнем острове Карагинском, специалисты Ак­ционерного Камчатского общества выпустили на остров Верхотурова шесть пар белого песца. Песцы сильно размножились, однако численность их затем стала резко сокращаться из-за зимних миграций зверя на коренной берег полуострова. Нескольких песцов видели на остро­ве в 60-е годы, но сейчас этого зверя здесь уже нет.

В 20—30-е годы остров Верхотурова регулярно посещался сезонными бригадами зверобоев, занимавшихся здесь промыслом морского зверя. С того времени на северо-западной оконечности острова остался одинокий крест над могилой Арефия Корниловича Комарова, зве­робоя из села Шкотово, выходца из знаменитой дальне­восточной семьи Комаровых, о которой писал в свое вре­мя В. К. Арсеньев.

В 60—70-е годы северо-западные пляжи острова Вер­хотурова стали вновь постепенно осваивать моржи. Чис­ленность их с каждым годом увеличивается, и по послед­ним данным сезонные залежки моржа превысили четыре тысячи голов. В 1975 году учеными и специалистами Биолого-почвенного института ДВНЦ АН СССР и Все­союзного научно-исследовательского института охотничьего хозяйства и звероводства был впервые описан растительный и животный мир острова Верхотурова, оказавшийся уникальным.

В 1976 году остров Верхотурова с его специфической экосистемой был объявлен комплексным заказником об­ластного значения.