Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Камчатский берег.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
3.7 Mб
Скачать

Мыс Шуберта

Мыс Шуберта расположен на западном бере­гу Камчатского залива. Описан в 1900 году шкипером Ф. К. Геком со шхуны «Сторож». Назван Геком в честь военно-политического деятеля бурской республики Трансвааль генерала П. Жубера (1834—1900). В рус­ской транскрипции фамилия Жубера была дана неточ­но, и в дальнейшем мыс наносился на карты под названием мыс Шуберта. В начале 30-х годов здесь, на месте сезонной рыбалки, возник небольшой поселок Шуберто­во, где располагался рыбоконсервный завод АКО. Посе­лок упразднен в 1964 г.

Бухта Чаячья

Севернее мыса Чаячьего, которым заканчивается западное побережье Камчатского залива, берег об­разует небольшую впадину, носящую название бухта Чаячья. В 1900 году шкипер Ф. К. Гек, занимаясь описью этого района, назвал безымянный прежде мыс мысом Крюгера — по фамилии президента бурской республики Трансвааль П. Крюгера (1825—1904). Это же назва­ние получила и соседняя бухта. До революции в бухте Крюгера, неподалеку от устья небольшой речки, была построена сезонная рыбалка, на месте которой позднее возник рыбоконсервный завод и поселок Акционерного Камчатского общества, которому было дано название Крюгер.

Решением Камчатского облисполкома (1952 г.) и Ха­баровского крайисполкома (1953 г.) мыс Крюгера и од­ноименная бухта были переименованы в мыс Чаячий и бухту Чаячью. Поселок Крюгер существовал до 1964 г.

Устье реки Камчатки

В истории освоения русскими людьми северо-восточной части Тихого океана река Камчатка и ее устье занимают одно из важнейших мест.

О существовании большой реки, впадающей в Восточное море (Тихий океан), русским землепроходцам стало известно задолго до того, как окончательно оформились географические представления о Камчатке как полуострове. Впервые изображение реки с названием Камчатка появилось в 1667 году на чертеже сибирского воеводы П. И. Годунова как результат походов Ф. Чюкичева, И. Камчатого, И. Ермолина, И. Рубца и других, пока безымянных героев доатласовского времени.

Первые обширные сведения о реке Камчатке доставил в Сибирь в начале XVIII века казачий пятидесятник В. В. Атласов, побывавший на реке во время своего зна­менитого похода. В 1697 году сподвижники Атласова построили в верховьях реки первое русское поселение на полуострове—Верхнекамчатский острог, а в 1703 году казак Михаил Многогрешный основал в низовьях реки зимовье, на месте которого вырос позднее Нижнекам­чатск. Существуют сведения, что в том же году М. Мно­гогрешный побывал со своими людьми на устье реки Камчатки. Таким образом, уже на рубеже XVII—XVIII веков русские прошли самую большую реку полуострова от верховий до устья и имели о ней конкретные пред­ставления. Со временем эти представления все более уточнялись. В дальнейшем реке Камчатке была уготова­на важнейшая роль в осуществлении задач Первой Кам­чатской экспедиции В. Й. Беринга (1725—1730 гг.). Руководитель экспедиции выбрал реку как базу для строи­тельства морского судна, а ее устье как отправной пункт плавания на северо-восток. 4 июня 1728 года команда Беринга заложила у Нижнекамчатска (район города Ключи) бот «Святой архангел Гавриил». Он был по­строен из местного лиственничного леса и спущен на во­ду 10 июля того же года. 14 июля пионер камчатского морского судостроения вышел из устья реки Камчатки, положив начало эпохе русских плаваний в северо-во­сточных водах Тихого океана.

23 июля 1732 года на том же боте «Св. Гавриил» по маршруту Беринга из устья реки Камчатки отправились подштурман И. Федоров и геодезист М. Гвоздев. В ре­зультате этого плавания было окончательно установлено существование пролива между Азиатским и Северо-Аме­риканским континентами. Это было выдающееся геогра­фическое открытие XVIII века.

Река Камчатка и ее устье занимали заметную роль в разработке проектов Второй Камчатской экспедиции (1732—1743 гг.). Руководитель экспедиции В. Й. Беринг рассматривал реку Камчатку как одно из вероятных мест для строительства экспедиционных кораблей и вы­вода их в плавание к берегам Северной Америки. В сен­тябре 1739 года Беринг направил штурмана И. Ф. Ела­гина из Охотска на Камчатку, поставив перед ним в числе главных две задачи: описать Авачинскую губу и обследовать в навигационном отношении устье реки Кам­чатки. Прибыв в Большерецк, Елагин поручил второе задание своему помощнику, штурману Василию Хметевскому. Весной 1740 года, по вскрытии реки Камчатки ото льда, Хметевский сделал промеры устья. Глубины его оказались до 7,5 футов. Между тем, осадка построенных под Охотском пакетботов «Святой Апостол Петр» и «Святой апостол Павел» в «полном грузу» составляла от 9 до 9,5 футов. Результаты разведки Хметевского выну­дили Беринга отказаться от мысли использовать реку Камчатку как исходный пункт плавания к американским берегам. Этим пунктом стала подготовленная Елагиным к приему пакетботов гавань Ниакина (Петропавлов­ская) в Авачинской губе.

Начиная с 1743 года, устье реки Камчатки и отстроенный выше по течению новый Нижнекамчатский острог становятся плацдармом для осуществления крупнейших географических открытий и исследований на северо-во­стоке Тихого океана. 16 июля 1745 года сержант нижне­камчатской команды Емельян Басов, выйдя из устья Камчатки в плавание на шитике «Св. Петр», открыл остров Медный. 19 сентября того же года из устья реки Камчатки отправился в плавание шитик «Св. Евдокия» морехода М. Неводчикова. Итогом этой экспедиции ста­ло открытие Ближних островов Алеутской гряды. В пе­риод 1750—1757 годов русскими мореходами и промышленниками были открыты Крысьи и Андреяновские остро­ва Алеутского архипелага. В последующие годы на русские карты легли острова Лисьи — последние подступы к полуострову Аляска. Нижнекамчатские мореходы и промышленники были первыми после участников экспедиции В. Й. Беринга — А. И. Чирикова русскими людьми, ступившими на коренной берег северо-американского континента. Их походами и исследованиями открываются первые страницы истории Русской Америки.

25 июня 1791 года в плавание к Алеутским островам отправилось построенное у Нижнекамчатского острога судно «Черный Орел» экспедиции И. И. Биллингса — Г. А. Сарычева. К этому времени справа от устья реки Камчатки, рядом с небольшим ительменским острожком, была построена большая землянка, служившая складом для провианта и снаряжения. К концу XVIII века русские уже достаточно прочно обжились на устье, о чем свидетельствует название Соловаренная Кошка, отмеченное в местной топонимии в 1807 году. Активное судоходство в устье реки потребовало более тщательного изучения навигационных особенностей этого района. В 1828 году от устья реки Камчатки к северу начал морскую опись побережья командир шлюпа «Сенявин» Ф. П. Литке, издавший впоследствии атлас карт. В 1835 году от устья реки Камчатки к юго-западу начал морскую опись берега штабс-капитан корпуса флотских штурманов П. Скрыпов. В 1848 году прапорщик Кирен­ский снял план устья реки Камчатки. На следующий год работы были продолжены поручиком Савиным, осущест­вившим опись берега, прилегающего к речному устью. К этому же времени относятся первые известные нам по­пытки транспортировки морем в Петропавловский порт сплавленного к устью камчатского лиственничного леса. Это предприятие, организованное по инициативе камчатского губернатора В. С. Завойко, пришлось свернуть из-за опасного характера речного устья. К концу 40-х годов XIX века относятся первые упоминания об Усть-Камчатске (Усть-Приморском) как селении.

В 1881 — 1882 годах охраной русских территориаль­ных вод у восточного побережья Камчатки занимался крейсер «Африка». Старший штурман корабля Э. Г. Егер­ман в опубликованных позднее «Лоцманских заметках» приводит несколько характерных для Усть-Камчатска и его окрестностей деталей. Коса, составлявшая левый приустьевой берег реки, носила название Заречная кош­ка. «Ширина ее около двух кабельтов, высота, постепен­но понижаясь к устью,— не более 8 фут в большую во­ду. Вследствие своей незначительной высоты коса эта плохо видна с моря из-за бурунов и сливается с лежа­щим за нею более высоким правым берегом реки, на ко­тором видны строения Усть-Камчатска». Егерман отмечал наличие маяка и створных знаков, указывавших фарватер через бар. Маяк был построен в виде четырех­угольной башни с флагштоком. Поднятый флаг обозна­чал полную воду, спущенный —малую. Заход судов в реку с осадкой более 12 футов запрещался. Проводку через устье обеспечивал местный лоцман. Профессия эта передавалась в Усть-Камчатске по наследству, рас­ход на содержание лоцманской службы брала на себя казна. В 1882 году селение Усть-Камчатск насчитывало 14 жилых домов и 108 жителей. Основное население со­ставляли казаки на государственной службе, занимав­шиеся помимо этого рыболовством, охотой, огородниче­ством.

В 1870 году в связи с ликвидацией дел Российско-Американской компании известный владивостокский предприниматель А. Ф. Филиппеус заключил с прави­тельством десятилетний контракт на доставку казенных грузов по северным пунктам Охотского и Берингова мо­рей. Для этих целей был куплен небольшой пароход «Камчатка», совершавший в летне-осенний период до­вольно регулярные рейсы между портами Японии, Вла­дивостоком, Аяном с обязательным заходом в Петропавловск и Усть-Камчатск. Для погрузо-разгрузочных работ пароход брал на палубу паровой катер и два деревян­ных кунгаса. С 1886 года транспортные операции на Усть-Камчатск осуществляли суда Добровольного фло­та, пароходства КВЖД и других судовых компаний Дальнего Востока.

Весной 1896 года в Усть-Камчатске был создан рыболовный участок Русского Товарищества котиковых про­мыслов. Агенты его предприняли попытку организовать на устье промышленный «семужный» посол лосося по архангельскому способу. Попытка закончилась неудачей: чавыча, доставленная через Сан-Франциско в Петербург, оказалась непригодной. В дальнейшем в Усть-Камчатске производили посол лосося японским «сухим» способом. Продукция вывозилась в Японию, реализация ее давала хорошие доходы.

Усть-Камчатск стал средоточием интересов многих русских и японских рыбопромышленников. К 1910 году здесь развернули свои рыбалки крупные предприниматели X. Бирич, Г. А. Крамаренко и японский промышлен­ник Суцуми. Работали три завода. Самый мощный из них, принадлежавший Биричу (впоследствии ярому белогвардейцу), выпускал консервы в банках собственного производства. Они шли на рынки Австралии, Канады, Англии. Ежегодный (сезонный) объем продукции завода Бирича достигал 4 тысяч ящиков (48 фунтовых банок на ящик). Тот же Бирич ежегодно отправлял на продажу в Японию до миллиона штук чавычи японского посола «бара».

Перед первой мировой войной в Усть-Камчатске развернули активную деятельность известные дальневосточ­ные предприниматели братья Демби. Построенные ими рыбоконсервные заводы отвечали самым современным требованиям того времени. Название Дембиева коса, где стояли оба предприятия Демби, можно услышать в Усть-Камчатске и сегодня.

В период первой мировой войны Усть-Камчатск стал крупнейшим на обоих побережьях полуострова населен­ным и промышленным центром, значительную часть жи­телей которого, особенно в период путины, составляли рабочие рыбных промыслов. Они с сочувствием встретили известие о победе Октябрьской революции.

В годы гражданской войны в Усть-Камчатске был создан крупный партизанский отряд под командованием Созутова и уполномоченного Камчатского облнарревкома А. С. Лукашевского. Отряд принял участие в разгро­ме белогвардейцев в Хайрюзове и Тигиле, а осенью 1922 года совершил труднейший переход к Петропавловску из Усть-Камчатска. 16 июля 1925 года в Усть-Камчатске оформилась, созданная ранее большевистская ячейка. 2 сентября 1930 года состоялась первая Усть-Камчатская партконференция, избравшая районный комитет партии.

В 1927 году вступил в строй первенец советской рыб­ной промышленности полуострова — Усть-Камчатский рыбоконсервный завод.

Ныне Усть-Камчатск — крупнейший рыбопромышлен­ный, лесоперевалочный поселок — порт восточного побе­режья полуострова, административный центр Усть-Кам­чатского района.