Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Шеин.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.01 Mб
Скачать

Микширование

Фрагменты одного сюжета могут быть записаны в разные дни в различной обстановке. В живом интервью много документальных шумов, которых нет в студийной записи. Отличие в фоновых звуках при прямом монтаже будет резать слушателю ухо. Поэтому фрагменты с разными фонами лучше микшировать. Окончание одного куска постепенно переходит в начало другого. Атмосфера перед тем, как репортёр начнёт читать свой текст в студии, постепенно заглушается. Микширование смягчает переходы от одного куска к другому, делая их более естественными, поэтому репортёру, работающему с репортажем, в котором есть внестудийная запись, следует всегда записывать фон-атмосферу, которая царит вокруг. Также записи можно использовать в качестве монтажных переходов.

Резать на согласный

Резать запись интервью или текста легче на твёрдый согласный, чем на мягкий или гласный звуки. Произнесите вслух небо. Трудно определять, где слово начинается. Сравните его со словом туча. Твердый согласный в начале слов придаёт чёткость звучанию, что облегчает поиск на обычной плёнке или записи, загруженной в компьютер.

Избегать двойных вздохов

Подготавливая отдельные куски для их микширования в записи, вы сталкиваетесь с риском двойного вздоха – тот, кто заканчивает говорить, вдыхает в лёгкие воздух, так же, как и тот, кто начинает говорить. Поэтому нередко получается так, что интервью на вдохе заканчивается, а следующий за ним текст журналиста иди другое интервью с вздоха начинается. Слушателю кажется, что кто-то из собеседников в порыве гнева, неуверенности или смятения судорожно заглатывает воздух. Оставляйте лишь один вдох. Не имеет значения чей, лучше менее отчётливый, если, конечно, он не используется вами в качестве эффекта.

Избегайте столкновений голоса

Голос в тексте, записанный репортёром в студии, нельзя состыковывать с его же голосом во внестудийной записи. Также столкновения неестественно звучат и режут ухо. Риск этого явления, которое принято называть «голос на голос» возникает, когда журналист монтирует эпизод из интервью, размещая его сразу после куска с записью в студии.

Toн

Тон или голос того, кто рассказывает что-то интересное и намерен продолжить свой рассказ, как правило, повышается. В таких местах сложно сделать монтаж, поскольку слушатель по тону рассказчика ожидает продолжения. Резать лучше на том участке плёнки, где голос говорящего понижается. Если такой возможности нет, то следует смонтировать два куска так, чтобы у слушателя создалось впечатление, что рассказчика, к сожалению оборвали на полуслове, после чего он продолжил своё повествование. Лучше так, чем оставлять высказывание "повисшим» в воздухе.

Выразительные средства fм-радиостанции и «радио-1» Анализ практики

На наш взгляд, обо всех различиях государственного радио и радио на FМ-частотах можно говорить только с учётом специфики каждого из них. Ведь понятно, что они различны, и различия эта проявляются во многих аспектах. Они ориентированы на разную аудиторию, ставят перед собой различные пели, используют разные технические приемы. То, что приемлемо для FM-радиостанций, не всегда можно использовать на государственном радио. Если принцип организации работы на коммерческом радио можно определить тремя словами: «целесообразность», «окупаемость», «мобильность», то для «Радио-1» эти слова не всегда являются определяющими. Главными функциями государственного радио всегда были информационная и культурно-просветительская. Исходя из этого, можно судить о том, что одни и те же выразительные средства используются неодинаково. Первое и наиболее существенное различие проявляется в манере поведения ведущего у микрофона. Специфика радио такова, что здесь речь является устной, что отличает ее от письменной, газетной. Однако существует и такое понятие, как разговорная речь. Долгое время мы говорили именно об устной речи, когда дело касалось языка радио. Но на сегодняшний день все большее и большее количество людей склоняются к мнению о господстве на радио разговорной речи. Так оно по большому счету и происходит на FМ-радиостанциях. Ди-джеи в эфире непринужденно общаются друг с другом и радио слушателями, устраивают всевозможные конкурсы, розыгрыши, приглашают звонить на радиостудию и дают в эфир телефонные голоса с музыкальными заявками, а то и просто с веселой болтовней. Обычно это разговоры «ни о чем». Они максимально приближаются к речи, которая возникает при личном, непосредственном общения. Слово «радио» у современного человека ассоциируется именно с подобными музыкальными станциями на FM-частотах. С молодёжью общаются непринуждённо, без лишней официальности. Без сомнения, молодым людям это нравится. Нередко ди-джеи употребляют сленговые слова, типа «тусовка», «прикалываться», «фишка» и т. д., что свойственно разговорной речи в молодежных компаниях. Некоторой официальности ведущие придерживаются лишь в коротких новостных выпусках.

«Радио-1» имеет противоположные характеристики, Разговорная речь в её "чистом" виде применима в весьма ограниченных пределах – в художественном, литературно-драматическом вещании, воспроизводящем живую бытовую речь, а также в бестекстовых документальных записях подлинной разговорной речи. Ведущие в студни по возможности должны говорить «без сучка, без задоринки» четко выверенный текст. Ни одного лишнего всхлипа, вздоха, заикания. Здесь мы говорим о понятии «устная речь». И всё-таки радио – это своеобразный диалог, взаимодействие говорящего человека в студии с радиослушателями. Одна из особенностей радио заключается в том, что вещание ведётся на многомиллионную аудиторию и на каждого человека в отдельности. И чтобы создать видимость разговора, ведущие используют целый комплекс средств диалогизации речи: 1) обращение к радиослушателям; 2) широкое употребление вопросительных и восклицательных предложений; 3) употребление неполных предложений, эллиптических и вставных конструкций; 4) использование вводных слов и словосочетаний, утвердительных и отрицательных слов-предложений, инверсий, групп синонимов и т. д.

Иногда эти приемы действительно создают лишь видимость диалога. Вместо того, чтобы убедить слушателя в чём-либо, наигранность производят обратное впечатление.

Ещё одна особенность FM-радиостанций в том, что большинство из них работает в прямом эфире. Все, что говорится у микрофона в ту же секунду прослушивается у радиоприёмника. Работа в прямом эфире предусматривает некое равенство между ведущим и аудиторией. Здесь в первую очередь важна искренность и желание выслушать своего оппонента. Ди-джеи FM-радиостанций в течение дня проводят различные конкурсы, предлагая слушателям звонить на эфирные телефоны, принимают заявки на исполнение любимых песен. Ведущий общается со своими слушателями, т. е. возникает уже не радиовещание, а радиообщение. По количеству звонков в студию и переданных сообщений на пейджер иногда можно судить о популярности той или иной радиостанции.

Что касается «Радио-1», то прямой эфир здесь можно услышать не столь часто. Практически все передачи выходят в записи, что позволяет во многом избежать неточностей, иногда возникающих в прямом эфире. Давать материал в записи проще: не приходится постоянно следить за ходом мысли собеседника, решая на ходу, на какие не заданные ещё вопросы уже ответил собеседник, не стоит ли отказаться от некоторых запланированных вопросов из-за того, что в процессе интервью, например, возникли новые, появились какие-то другие повороты темы, о которых журналист и не догадывался ранее. Плёночный материал всегда можно смонтироватъ, «очистить» от лишних вздохов, слов, предложений.

Нельзя не заметить то, что вещание «Радио-1» ведётся на белорусском языке, а FM-радиостанция, за исключением «Сталіцы», вещают на русском. Хотелось бы заметить, что вещание в FM-диапазоне тоже можно осуществлять на белорусском языке, что это отлично демонстрируют ведущие «Сталіцы».

На информационно-музыкальных станциях основой эфира является музыка. Все остальные элементы: рекламные ролики, джинглы, представление ведущих – соответствуют музыкальному формату радиостанция. Формат – это концепция, включающая в себя содержание, ритмы вещания, эстетические нормы программирования, манеру работы ведущих и другие особенности организации передач, а также структурирование программных элементов в соответствии с потребностями целевой аудитории. По существу, формат – это подбор и расположение программных элементов в последовательности, способной привлечь и удержать тот сегмент аудитории, в котором заинтересована станция. Музыка на современном радио подбирается по двум принципам: 1) на основе выбранного музыкального направления; 2) произвольно, по принципу «свободного музыкального эфира».

На сегодняшний день наиболее характерен произвольный выбор музыкальных композиций. Поклонники различных направлений могут послушать в радиоэфнре любимые мелодии.

С другой стороны, люди, которые не приемлют какой-либо стиль музыки, предпочитают специализированные каналы, которые сосредотачиваются на определенном музыкальном направлении. Неподготовленный слушатель, настроившись на такой канал, обязательно скажет, что вся музыка «на один лад».

Если переключаться с одной частоты на другую, можно заметить, что одна и та же композиция иногда звучит в течение дня несколько раз на разных станциях. У не искушенного слушателя создаётся впечатление, что музыкальный стиль и вкус этих станций абсолютно одинаковый. Так считать вполне правомерно, ведь массив музыки, используемый в эфире, – общий для многих каналов. Разница заключается лишь в ограничениях на ту или иную музыкальную продукцию, обусловленных форматом.

В плане использования музыки «Радио-1» значительно отличается от информационно-музыкальных радиостанций. Здесь музыка является отнюдь не основным фактором. И даже не второстепенным.

Долгое время в нашей стране на государственном радио практиковался принцип «тематической заставки», когда песни для передач или заполнения промежутков между ними подбирали так, чтобы тему рассказа подкрепляла мелодия. Например, после передачи о подготовке к празднованию 9 мая могла звучать песня «День победы». До сих пор этот принцип существует (хотя использовать его стали значительно реже) на «Радио-1».

Элементы «оформления» эфира выступают также и в качестве структурирующих темпообразующих элементов сетки вещания. Например, с помощью позывных можно ускорять или замедлять темп вещания. Если «отбивать» каждую песню позывными, а после каждой третьей давать сигналы точного временя, то вещательный час разбивается на еще более мелкие отрезки и создается впечатление, что станция работает в «ускоренном режиме». Если же «отбивать» позывными только каждую пятую песню и при этом давать сигналы точного времени один раз в час – у слушателей будет складываться впечатление, что станция работает в замедленном темпе, но дает больше музыки.

Говоря об использовании в качестве выразительных средств звуковых эффектов (шумов), то «Радио-1» превосходит FМ-радиостанции по количеству введения их в ткань передачи. Наиболее часто шумы используются в радиорепортажах, радиоочерках и радиоинтервью, т. е. там, где необходимо для максимальной убедительности воссоздать звуковую картину события.

FM-радиостанции также используют шумы. Наиболее часто их можно услышать в мини-репортажах и рекламных роликах. Например, в рекламе моторного масла фон может быть заполнен звуком проезжающей на большой скорости машины.

Среди стилеобразующих средств на радио наиболее часто применяется монтаж. Опять же в основном для первичной обработки плёнки или как простое механическое соединение частей передачи.

С точки зрения технической стороны монтаж на FМ-радиостанциях гораздо проще. В основном там используется компьютерная техника. Также следует заметить, что подобные станции к монтажу прибегают достаточно редко, потому что работают в прямом эфире, а новостные блоки практически не используют записанной на плёнку информации.

На «Радио-1» монтаж находит своё применение гораздо чаще. С технической точки зрения он на много сложнее, потому что до некоторых пор на государственном радио не было компьютерной техники. Но уже в конце осени 2002 года там стали появляться компьютеры, а вскоре они полностью заменят пленку. Монтаж там был механический, что значительно усложняло процесс создания передачи. Кроме первичной обработки пленки и механического соединения частей передачи, монтаж, как мы отмечали, также может подчиняться замыслу автора или хронологии развития событий, либо логике его мыслей, стремлению столкнуть, противопоставить противоречивые его части и т. д. Именно такой монтаж лежит в основе публицистических и художественных передач на «Радио-1».

Из всего изложенного уже можно сделать выводы, что, окрашенное эмоциями звучащее человеческое слово обладает несравненно большей энергией, большей активностью, большей способностью привлечения умов и сердец, чем слово, просто прочитанное в эфире с листа бумаги. Использование музыки в радиопередаче позволяет создать наиболее благоприятный режим восприятия информации, усиливать те или иные эмоциональные стороны, делать акценты на наиболее важные части программы. Удачное использование звукового фона события делает передачу объемнее, ярче, нагляднее. Оно помогает как можно точнее передать атмосферу происходящего. Документальные записи, включённые в ткань передачи, подтверждают подлинность фактического материала.

Стилеобразующие средства радиожурналистики формируют стиль программы, индивидуальные особенности манеры журналистского изложения материала, ритм рассказа и т. д.

Борьба с монотонностью радиосообщений, с единообразием передач была и остаётся одним из основных стимуляторов развития радио как средства массовой информации. Наряду с государственным радио в этом процессе участвуют и FM-радиостанции, которые максимально используют всевозможные выразительные средства. Информационно-музыкальные станции построены чаще на использовании музыки, чем слова. В любом случае практически все произносимые слова в студии, звучат в эфире на музыкальном фоне. Также одна из особенностей таких радиостанций – использование не устной, а разговорной речи.