Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Шеин.doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.01 Mб
Скачать

Специфика написания новостей

Начиная готовить новость, необходимо учитывать, что она должна легко восприниматься на слух, что информация тогда хороша, когда слушатель может ее повторить. В газете читатель видит заметку, может перечитать ее, остановиться на непонятном, а затем идти дальше. На радио этого нет. Здесь нет возможности «перечитать» неясное или вернуться к предыдущему. Поэтому заметка, безупречная с точки зрения газеты, может плохо восприниматься на слух, и ее необходимо будет переделывать для радио. Так что, начиная писать информацию, главное внимание надо обращать на то, чтобы она хорошо и понятно звучала, была «слушаемой».

Второе замечание касается правил написания информации. Любая новость, будь то экономическая, политическая или научная, строится по одним и тем же законам. В различных сообщениях может быть различное содержание, но «каркас» из логического построения один и тот же, подобно тому, как любое здание должно стоять на фундаменте, иметь стены и венчаться крышей. Поэтому неверно думать, что информацию можно начать с чего угодно, продолжить как угодно и закончить как угодно. Каковы же особенности построения информации?

В каждом предложении только одна идея.

Этот принцип не нов, но он получил широкое распространение как способ делать ясным написание новостей. В качестве примера подобного ограничения в американском учебнике по журналистике приводится фраза из досье ранних призеров Пулитцера:

Самая большая тень в мире – 235 тысяч миль высоты, 105 миль ширины и 75 миль толщины в своей самой темной части – упала сегодня на Сан-Диего, тень Луны, когда она пересекала солнечный диск.

Так начиналось классическое описание солнечного затмения Магнера Уайте, опубликованное в газете «Сан Диего Сан» 10 сентября 1923 года.

Такое описание события можно найти не часто в новостях. Однако все захватывающие предложения в кратком введении или в тексте новостей редко бывают необходимы.

В идеальном случае последние известия должны постараться ответить на вопросы что? где? когда? если? Они вполне уместны, но никогда – в одном предложении. Конечно, нет правила, которое обязывало бы репортера сваливать все в одну «кучу малу», в кратком введении. Фактически, самые действенные краткие введения – те, которые приковывают интерес слушателей к основной части сообщения.

Лучший метод. Осторожные журналисты стараются ограничить себя одной идеей в предложении. Особенно это необходимо при подаче сложных, быстро развивающихся событий, где необходима ясность.

Сообщение первое:

Трагедия на юге Франции.

Более десяти человек погибли, около 200 ранены в результате взрыва на нефтехимическом заводе в Тулузе.

Скорее всего, там произошла технологическая авария. Из-за выброса в атмосферу токсичных веществ местным жителям рекомендовано не выходить на улицы.

Как видим, репортер осторожен в передаче цифр и причины катастрофы.

Сообщение второе:

Трагедия на юге Франции.

Более 16 человек погибли, около 240 ранены в результате взрыва на нефтехимическом заводе в Тулузе. Скорее всего, там произошла технологическая авария. Из-за выброса в атмосферу токсичных веществ местным жителям было рекомендовано не выходить на улицы.

Репортер подкрепляет идею конкретными цифрами, но сдержан в констатации причины аварии.

Сообщение третье:

По последним данным, в результате взрыва на химическом заводе в Тулезе погибли 16 человек.

Как сообщает НТВ, ранения в результате взрыва получили 200 человек, 50 из которых находятся в тяжелом состоянии.

В настоящее время некоторые меры безопасности, принятые в Тулузе сразу после взрыва, отменяются: жителям разрешено выходить на улицу и употреблять воду из-под крана.

Между тем, Президент Франции Жак Ширак, который, как и премьер-министр страны Лионель Жоспен, прибыл на место аварии, расценил этот взрыв как «ужасный и драматичный».

Взрывом полностью разрушены два заводских здания, длиной по 100 метров каждое. Его сила была такова, что образовалась воронка глубиной 50 метров и во многих домах вылетели стекла.

В итоговом сообщении каждое предложение (с уточненными фактами) несет свою законченную смысловую нагрузку, свою идею.

Разумеется, это правило распространяется не на все предложения в новостях; да и не желательно, чтобы так оно и было. Искусные журналисты, знающие как пользоваться языком, хорошо разбираются в том, как строить предложение и новости в целом. Нет никакого сомнения, что правило – одна идея на каждое предложение, там где оно применяется, усиливает понимание текста. Особенно это относится к радиожурналистике.

Никто не выступает за пропаганду детсадовского стиля и письма: «О, я вижу кота. Это серый кот. У него зеленые глаза». Слушатели обычно способны улавливать сложную идею, но требовать, чтобы они одновременно поглощали сложные предложения, значит, требовать слишком многого.

Разделение на абзацы

Краткость абзацев новостей не редко ставит в затруднение неопытного журналиста. Он привык к традиционному литературному параграфу, который может растянуться на целую страницу, но никогда не вмещался в одно предложение.

Абзац в журналистике не редко – просто способ держать внимание.

Начинайте абзацы по-разному (обратите внимание на начало абзацев в предыдущей информационной заметке).

Как только новичок в журналистике поймет эту мысль, его охватывает желание начинать каждый абзац по-разному.

Там, где разнообразия можно достичь без казенного языка, это желательно. Но часто неопытные журналисты, которые стараются разнообразить начало своих абзацев, приходят к выводу, что они делают мешанину из своих историй или сообщений. Предложения должны естественно следовать одно за другим. Если несколько предложений не без основания начинаются одинаково, никому до этого нет дела, если рассказ интересный.

Блок абзацев. Когда информационное сообщение написано в стиле блок-абзацев, каждый абзац, за исключением первого, можно теоретически отделить от остальных, «перетрясти в шляпе» и затем присоединить к остальным, не слишком влияя на содержание рассказа. Это прекрасная, но далеко не практическая теория. Лишь не многие сообщения могут быть написаны подобным способом, даже для информационных служб. Один абзац в новостях обычно находится в зависимости от предшествующего абзаца. Считается, что блок абзацев является таким приспособлением, с помощью которого можно легко «отрезать» заметку снизу.

Слухи и сообщения. Использование слухов в информационных сообщениях причиняет бесконечные неприятности, даже если слухи оказываются не без оснований. Мудрый репортер, поддерживаемый опытным редактором, редко обращается к практике пропускать слух в сообщения «на удачу»: «Никто не заметит, если это не подтвердится». Подобная практика дискредитирует журналистику как профессию и подрывает ответственность перед обществом.

Что такое сообщение? Существует огромная разница между использованием неподтвержденного материала, такого как слухи, и сообщениями, которые несомненно правдивы, но не могут получить сиюминутного официального подтверждения. Такие «мягкие» новости называются сообщением – журналистское использование слова, имеющее специфическое значение, когда его относят к незаконченным событиям. Журналистская форма сообщения отличается от традиционного (обычного) сообщения которое, как правило, описывает какой-либо документ.

В качестве примера можно привести многочисленные достоверные сообщения из официальных источников БелаПАН , БелТА, ИТАР-ТАСС.

Другое обычное использование термина – например, циркуляция вполне надежных сообщений о том, кто будет награжден Нобелевской премией, распространяемых за 24 часа полуофициальными источниками. Подобные сообщения неизбежно предшествуют официальным извещениям о наградах.

Слухи. Журналистская семантика, не имея арбитра, используется подчас свободно. А иногда и безответственно. Слухам придают вид доверительного сообщения, чтобы сделать материал более весомым, чем он есть на самом деле.

Ученики одной румынской школы изучают строение человека по скелету бывшего директора.

Этот человек умер в середине 50-х годов и в завещании указал, что отдает свое тело на нужды образования. Скелет благородного директора хранится в специальном стеклянном ящике. Несмотря на то, что по нему выучилось несколько поколении школьников, он прекрасно сохранился.

При этом учительница биологии из этой школы, считающейся самой бедной в округе, говорит, что не знает, сколько лет этому скелету и кому он принадлежит.

Внимательное прочтение документации для так называемых сообщений раскрывает во многих случаях и ее фундаментальную несостоятельность, подчас оказывается, что не следовало бы украшать яркими «одеждами» слух и использовать его в качестве новости.

Ни одно уважающее себя вещание не использует материал, в котором сообщается сомнительная безадресная версия, когда единственным основанием для этого сообщения были коридорные слухи или плоские шутки.