
Эмпирическое исследование
Для проверки гипотезы нашего исследования, что «чем больше фактора оптимизма выявлено у человека, тем больше у него степень ориентации на будущее и меньше степень восприятия негативного прошлого», мы выбрали опросник временной перспективы Ф.Зимбардо и тест на оптимизм Ч.Шейера и М. Карвера (LOT).
ZPTI – валидизированный и стандартизированный опросник временной перспективы Зимбардо. Данный инструмент оценивает личностные вариации в профилях временной перспективы и специфические темпоральные склонности (предубеждения). Пять факторов шкалы были выявлены посредством объяснительного и подтверждающего факторного анализа и показали хорошую внутреннюю надежность и воспроизводимость. Конвергентная, дивергентная, дискриминантная и предсказывающая валидности были показаны корреляционным и экспериментальным исследованием индивидуальных случаев. Мы применяли методику Ф. Зимбардо в адаптации А. Сырцовой (2007 год).
Данная методика включает в себя следующие 5 шкал:
1) Негативное прошлое. Отражает общее пессимистическое, негативное или с примесью отвращения отношение к прошлому. Предполагает травму, боль и сожаление. Такое отношение может быть из-за реальных неприятных и травматических событий, из-за негативной реконструкции положительных событий, или из-за того и другого вместе.
2) Гедонистическое настоящее. Отражает гедонистическое, рискованное, «а мне все равно» отношение ко времени и жизни. Предполагает ориентацию на удовольствие, волнение, возбуждение, наслаждение в настоящем и отсутствие заботы о будущих последствиях или жертв в пользу будущих наград.
3) Будущее. Отражает общую ориентацию на будущее. Предполагает, что поведение в большей степени определяется стремлениями к целям и вознаграждениям будущего. Характеризуется планированием и достижением будущих целей.
4) Положительное (позитивное) прошлое. Отражает теплое, сентиментальное отношение по отношению к прошлому. Этот фактор характеризуется ностальгической, позитивной реконструкцией прошлого, оно представляется в радужном свете.
5) Фаталистическое настоящее. Раскрывает фаталистическое, беспомощное и безнадежное отношение к будущему и жизни. Этот фактор отражает отсутствие сфокусированной временной перспективы. Не хватает фокуса на цели как у ориентированных на будущее, нет акцента на волнении как у гедонистов, нет ностальгии или горечи как у тех, у кого высокие показателя по обеим шкалам прошлого. Раскрывает убеждение, что их будущее предопределено, и на него невозможно повлиять индивидуальными действиями; настоящее должно переноситься с покорностью и смирением, т.к. люди находятся во власти капризной (прихотливой) судьбы.
В противоположность таким темпоральным предубеждениям, выделяется «сбалансированная темпоральная ориентация» - идеализированная умственная структура, которая позволяет человеку гибко переключаться между прошлым, будущим и настоящим, в зависимости от требований ситуации, оценки ресурсов или личностных и социальных оценок. Поведение индивидов с такой темпоральной ориентацией будет определяться компромиссом или балансировкой между содержаниями репрезентаций прошлого опыта (переживаний), желаниями настоящего и представлениями о будущих последствиях.
Таким образом, временная перспектива рассматривается как некая диспозиция личности, подверженная в то же время влиянию ситуаций. Кроме того, она формируется под влиянием ближайшего социального окружения. Ориентация на прошлое, настоящее или будущее определяется множеством факторов, среди которых: культурные, образовательные, религиозные, принадлежность социальному классу и моделирование семьи. Т.к. действие временной перспективы является проникающим во все структуры жизни человека и определяется множеством факторов, то люди редко осознают ее неуловимо тонкое действие, влияние или силу предубеждения.
Опросник состоит из 56 высказываний, ответы имеют пять градаций, с количественными оценками – 1, 2, 3, 4, 5 соответственно.
Методика LOT (Life Orientation Test – «Тест жизненных ориентаций») была разработана для измерения диспозиционного оптимизма, определяемого авторами как ожидания личности относительно благоприятного исхода будущих событий. Она состоит из 12 утверждений, по каждому из которых испытуемому необходимо выразить степень своего согласия или несогласия. Для этого предлагается 5 вариантов ответов от «совершенно не согласен» до «совершенно согласен». Четыре из этих 12 утверждений имеют прямое отношение к шкале оптимизма (например, «В ситуации неопределенности я обычно ожидаю только хорошее»), другие четыре имеют обратную формулировку (например, «Я редко рассчитываю на то, что со мной произойдет что-то хорошее»), а оставшиеся четыре утверждения – «буферные», то есть маскирующие истинную цель исследования.
Три утверждения образуют субшкалу прямых заданий (оптимизма), а ещё три – обратных (пессимизма). Хотелось бы подчеркнуть, что шкалы здесь могут быть выделены лишь очень условно, на самом деле, методика сконструирована как одношкальный тест оптимизма. Баллы суммируются отдельно для оптимизма и пессимизма, а затем вычисляется их разность, представляющая собой общий показатель оптимизма-пессимизма.
Данная методика обрабатывалась с помощью адаптации О.А. Сычева 2008 года.
В исследовании нам понадобилось следующие материалы:
- бланк теста на оптимизм (Ч.Шейера и М. Карвера LOT адапт. О.А.Сычев);
- ключ к этому тесту;
- бланк опросника временной перспективы Ф.Зимбардо;
- ключ к опроснику;
- ручки;
- программа SPSS.
Наша выборка состояла из 30 человек, в которой 15 – мужской пол, 15 – женский пол. Приблизительный возраст выборки – от 18 до 20 лет. Все опрашиваемые являлись студентами.
Были представлены следующие инструкции к выполнению тестов:
«Пожалуйста, будьте искренны и точны, настолько, насколько это возможно. Постарайтесь отвечать так, чтобы ответ на один вопрос не зависел от ответа на другие. Здесь нет правильных или неправильных ответов. Отвечайте в соответствии с тем, что чувствуете Вы, независимо от того, как ответили бы, по Вашему мнению, большинство людей».
«Пожалуйста, прочитайте осе предлагаемые пункты опросника и как можно более честно ответьте на вопрос: «Насколько это характерно или верно в отношении Вас?» Отметьте свой ответ в соответствующей ячейке, используя шкалу. Пожалуйста, ответьте на ВСЕ вопросы с обеих сторон листа».
Для проведения корреляционного анализа мы использовали программу SPSS. Чтобы подтвердить или опровергнуть нашу гипотезу мы группу оптимистов и их степень восприятия: негативного прошлого; будущего, а также группу пессимистов и их степень восприятия: негативного прошлого; будущего.
По первой методике были получены следующие результаты [прил.2]:
1/3 часть опрошенных имеет низкий уровень оптимизма (НУО). Так как они являются студентами, то это можно объяснить тем, что их оптимизм тормозится скорым началом сессии, а также усталостью (ниже 16);
7 из 30 имеют уровень оптимизма ниже среднего (17-18);
10 из 30 имеют уровень оптимизма выше среднего (19-21);
3 из 30 имеют высокий уровень оптимизма (ВУО) (выше 22).
Видно, что распределение по пессимизму и оптимизму распределилось почти поровну: 17 человек имеют низкий уровень оптимизма (или ниже среднего), 13 – высокий (или выше среднего). Если сравнивать крайние уровни, то получается студентов с низким уровнем оптимизма в 3 раза больше, чем студентов с высоким уровнем оптимизма. Как я уже говорила, скорее всего, это связанно с усталостью и началом зачетных и экзаменационных недель.
По второй методики получились следующие данные, которые можно разделить на шкалы [прил.4]:
Негативное прошлое и ВУО.
Негативное прошлое и НУО (3).
Гедонистическое настоящее (ГН) и ВУО (2).
Гедонистическое настоящие и НУО (3).
Будущее и ВУО (5).
Будущее и НУО (3).
Положительное прошлое (ПП) и ВУО (5).
Положительное прошлое и НУО (7).
Фаталистическое настоящее (ФН) и ВУО (1).
Фаталистическое настоящее и НУО (1).
По этим данным заметна определенная тенденция. Как и говорилось в нашей гипотезе, что на будущее нацелены чаще всего люди с ВУО. Также важно заметить, что на негативное прошлое нацелены только люди с НУО. Возможно, у этих людей была какая-то травма в прошлом, которая не дает о себе забыть, либо это из-за негативной реконструкции положительных событий (в связи с мотивацией избегания неудач). Направленность на гедонистическое и фаталистическое настоящее что у людей с ВУО, что у студентов с НУО – одинакова. Скорее всего, это промежуточные варианты, т.е. это временная утрата смысла жизни.
Исходя из описания ФН, можно предположить, что люди переживают отсутствие цели, верят в судьбу (что за них уже все решено), следовательно, у них разрушается ориентированность на будущее. Это состояние сопоставимо с термином «стагнация» (застой). Люди, у которых направленность на ГН также временно утратили смысл жизни. У них есть ориентация на удовольствие, но какого-то определенного плана на будущее – нет.
Соотношение ПП с ВУО и НУО говорит о том, что пессимистически настроенные люди чаще всего страдают от ностальгии по прошлому. Однако, в отличие от людей, направленных на негативное прошлое, их воспоминания характеризуются позитивной реконструкцией прошлого, и оно представляется им в радужном свете.
Проведя корреляцию между двумя методиками, мы получили следующие результаты:
в первом случае (группа оптимистов и фактор негативного прошлого) – слабая обратная корреляция (-0,191) и слабая значимость (0,532) [прил.5];
во втором (группа оптимистов и фактор будущего) – слабая обратная корреляция (-0,034) и слабая значимость (0,912) [прил.6];
в третьем (группа пессимистов и фактор НП) – сильная корреляция (0,630) и сильная значимость (0,007) [прил.7];
в четвертом (группа пессимистов и фактор будущего) – слабая корреляция (0,319) и средняя значимость (0,212) [прил.8].
Вычисленные данные позволяют нам утверждать, что наша гипотеза подтвердилась. Взаимосвязь между фактором негативного прошлого, фактором будущего и оптимизмом существует.