
- •3. Виды перкуссии: по технике, по цели, по громкости.
- •4. Свойства перкуторных звуков
- •8.2. Тупой перкуторный звук, причины, диагностическое значение
- •8.3. Тимпанический перкуторный звук, диагностическое значение
- •9.2.1. Изменения положения нижних границ в патологии
- •9.3. Подвижность нижнего легочного края в норме
- •9.3.1. Изменения подвижности нижнего легочного края в патологии
- •2. Диффузное ослабление:
- •I тон называется систолическим, так как выслушивается в начале систолы. По механизму образования он состоит из 4-х компонентов:
- •Который тон первый?
- •1. Шумы, выслушиваемые при наиболее часто встречающихся клапанных пороках сердца.
- •3. Функциональные шумы.
- •1. Чрезмерного разрушения эритроцитов и повышенной выработки билирубина — гемолитическая или надпечёночная желтуха;
- •2. Нарушения улавливания клетками печени билирубина и связывания его с глюкуроновой кислотой — паренхиматозная;
- •1. Первичная, эссенциальная аг
- •2. Симптоматическая аг
- •1. Синдром нарушения (недостаточности) пищеварения (малъдигестии)
- •1. Нарушение полостного пищеварения - это "диспепсия" в широком смысле слова.
- •2. Нарушение преимущественно пристеночного пищеварения.
- •3. Эндокринные нарушения:
- •1. Синдром портальной гипертензии
- •II. Геморрагический синдром. Три основных фактора лежат в основе геморрагического синдрома при спн:
- •7. Затруднение и болезненность мочеиспускания при отёке наружных половых органов;
- •Причины опн:
- •I стадия — начальная
- •II стадия — олиго-анурическая
- •III стадия — стадия восстановления диуреза
- •IV стадия — стадия выздоровления
Который тон первый?
При правильном сердечном ритме систолическая пауза короче диастолической, поэтому тон, слышимый перед короткой паузой, систолический, т.е. первый. Если систолическая и диастолическая паузы равны (маятникообразный ритм) или продолжительность диастолы меняется (мерцание предсердий, частые желудочковые экстрасистолы), единственно надежным способом отличить первый тон от второго является пальпация сонной артерии одновременно с аускультацией сердца. Пульсация ее практически совпадает с первым тоном. Не следует пальпировать лучевые артерии, т.к. пульс на них заметно запаздывает по сравнению с первым тоном.
Громкость, продолжительность и высота тонов не могут быть критериями для их различения, т.к. в патологии параметры тонов изменяются, иногда даже противоположно нормальным.
Физическая характеристика тонов.
Четко определив I тон, оценивают его на верхушке сердца по громкости и высоте, сравнивая со II тоном и с I тоном здоровых людей такого же возраста и телосложения, что должно быть в памяти врача. При эмфиземе легких I тон оценивают над абсолютной тупостью сердца в положении пациента на правом боку.
Оценить первый тон, обусловленный правым желудочком, в норме не удается. Мощность его в сравнении с левожелудочковым первым тоном очень небольшая. Выслушиваемый над правым желудочком первый тон (у основания мечевидного отростка или на грудине у места прикрепления к ней хряща V ребра справа), по сути дела, является левожелудочковым. Он имеет в этих точках меньшую громкость, чем на верхушке, потому что проводится из левого желудочка через расположенный перед ним правый желудочек.
Затем выслушивают аорту во втором межреберье справа у края грудины, где оценивают аортальный компонент II тона.
После этого проводят аускультацию зоны легочной артерии, начиная от II межреберья вниз до IV ребра у левого края грудины, где врач пытается уловить расщепление II тона на вдохе и оценить его пульмональный компонент (IIР). Аускультация должна быть продолжительной, вначале при спокойном, затем при более глубоком, но бесшумном (!) дыхании пациента, лучше с открытым ртом. Но дыхание не должно быть очень глубоким, т.к. при глубоком вдохе легкое прикрывает сердце и IIP может не выслушиваться. Если расщепления II тона выявить не удалось, несколько раз переставляют стетоскоп из 3-й точки во 2-ю и наоборот, чтобы сравнить громкость II тона на легочном стволе и аорте, т.е. определить наличие или отсутствие акцента II тона.
В пятой точке аускультации сердца, предложенной для выслушивания шума аортальной недостаточности, точнее в зоне Боткина–Эрба, тоны не оцениваются. Эта область является местом наслоения зон аускультации аорты и легочного ствола, и в ней оцениваются лёгочный компонент II тона и шум недостаточности аортального клапана.
Таким образом, для оценки тонов сердца достаточно аускультации левого желудочка (обычно верхушки сердца), аорты во II межреберье у правого края грудины (IIА) и легочного ствола во II-III межреберьях у левого края грудины, где в одной из точек при расщеплении II тона можно хорошо услышать IIP. При отсутствии расщепления II тона он оценивается во II межреберьях справа и слева у края грудины как для сравнения с I тоном, так и для определения физиологического или патологического акцента.
Оценка шумов сердца
Внутрисердечные шумы.
Если ни в одной из трех стандартных точек оценки тонов шумы не выслушиваются и у пациента не выявлено патологии сердца другими способами, можно думать, что шумов действительно нет. Но всегда надо выслушать предсердечную область слева вдоль края грудины от II до V межреберья, где обычно выслушивается любой из шумов сердца.
Шумы проводятся с места своего образования не только по току крови, но и по структурам сердца и тканям грудной клетки.
Вихревой поток, лежащий в основе образования шума, вызывает колебания окружающих структур сердца, по которым шум проводится на грудную клетку, где проводится аускультация. Например, шум митральной недостаточности образуется в левом предсердии (рис.3), но колебания передаются на створки клапана, а через хорды и сосочковые мышцы – на весь миокард левого желудочка и дальше на ткани грудной клетки. Поэтому шум лучше выслушивается над левым желудочком и латеральнее, в подмышечной области, хотя может быть хорошо слышен и в проекции увеличенного левого предсердия как спереди, так и сзади.
Чтобы правильно понять причину появления шума, надо ответить на ряд вопросов:
1. Фаза, в которой выслушивается шум.
2. Точка его максимальной громкости.
3. Локализация шума в фазе (в начале, в середине, в конце) и его продолжительность.
4. Характер и высота шума.
5. Громкость шума:
5.1. Абсолютная максимальная громкость в баллах.
5.2. Изменение громкости в фазе (на ФКГ это форма шума).
5.3. Изменение громкости шума при изменении положения тела и после физической нагрузки, а также в зависимости от дыхания.
6. Зоны проведения шума.
7. Для шумов, возникающих в начале фазы, – начинается он вместе с тоном или после него.
Для ответа на поставленные вопросы врач использует различные методические приемы.
Фазу, в которой выслушивается шум, определяют одновременной пальпацией сонной артерии.
Чтобы ответить на вопрос о точке максимальной громкости шума, надо выслушать всю предсердечную область, азону проведения шума находят выслушиванием от точки максимальной громкости радиально по всем направлениям до исчезновения шума, не ограничиваясь предсердечной областью. Шум аортального стеноза нередко выслушивается и за пределами грудной клетки – на шее и плече справа. Выслушивают также грудную клетку со спины (задние зоны аускультации).
Степень громкости шума при аускультации может быть определена только условно. Здесь много объективных (телосложение пациента, толщина грудной стенки – мышцы, жир, отек и др.) и субъективных моментов. Точность оценки зависит от опыта врача. Имеются рекомендации оценивать громкость, или интенсивность шума по 6-балльной шкале (S.A.Levine, W.P.Harvey, 1959):
1 балл (1/6) – очень слабый шум, который может быть услышан даже в тихой комнате не сразу, а после того, как сосредоточишь активное внимание на соответствующей фазе сердечной деятельности – прислушаешься,
2 балла (2/6) – тихий, но легко распознаваемый шум, который выслушивается в обычных условиях в точке его максимальной громкости,
3 балла (3/6) – умеренно громкий шум,
4 балла (4/6) – громкий шум,
5 баллов (5/6) – очень громкий шум, который слышен, даже если стетоскоп не всей окружностью головки касается грудной клетки,
6 баллов (6/6) – шум продолжает выслушиваться, когда стетоскоп приподнят над грудной клеткой (не касается ее).
Чтобы было понятно, что используется 6-балльная шкала, запись производится в виде дроби, где в числителе отмечается количество баллов, а в знаменателе ставится цифра 6.
Шумы с громкостью 4/6 и более могут сопровождаться дрожанием, когда низкочастотные составляющие пальпируются ладонью. При отсутствии низкочастотных составляющих шумы с громкостью 4/6 не сопровождаются дрожанием, например, громкий шум аортальной недостаточности. Чтобы определить изменение громкости шума от положения тела и физической нагрузки, больного выслушивают в положении стоя (если это возможно) или сидя, лежа на спине, в пол-оборота на левом боку, иногда сидя с наклоном вперед, реже в других положениях, а также после физической нагрузки. Нагрузка не должна быть чрезмерной и зависит от степени сердечной недостаточности. Варианты нагрузки: несколько приседаний; выбрасывание прижатых к груди и сжатых в кулаки рук вперед с выпрямлением пальцев; приседание в постели из горизонтального положения. Количество упражнений может быть различным. Аускультацию повторяют в точке максимальной громкости, определенной до нагрузки.
Если шум до нагрузки не был обнаружен, но предполагается определенный порок, после нагрузки больной принимает сразу нужное положение, а врач выслушивает там, где при данном пороке обычно находится точка максимальной громкости шума. Например, при диагностике митрального стеноза пациент после нагрузки быстро ложится в пол-оборота на левый бок, а врач выслушивает чуть выше и медиальнее верхушки сердца.
Характер шума определяется сравнением его со звуками, встречающимися в природе или в быту. Шумы могут бытьдующими (нежными или грубыми), шипящими, дующе-свистящими, дующе-гудящими, свистяще-шипящими, воющими, стонущими, скребущими, рокочущими, шуршащими, пилящими, храпящими и др. Часто это свойство шума называют тембром, однако с физической точки зрения это неверно, т.к. тембр присущ только музыкальным звукам («чистым» тонам определенной высоты) и определяется наличием сопутствующих гармонических колебаний – обертонов. Музыкальные шумы, где преобладает звук определенной высоты, встречаются редко.
Вопрос о высоте шумов во время исследования сердца решается вместе с их характером. Дело в том, что сердечные шумы являются очень сложными звуками, состоящими из одновременных колебаний разной частоты и начальной амплитуды. Об их высоте можно говорить лишь условно, имея в виду преобладающую частотную составляющую. В шумах дующего, шипящего, свистящего, журчащего характера преобладают высокие частоты, поэтому эти звуки можно отнести к высоким. Напротив, рокочущие, храпящие, некоторые пилящие шумы являются низкими, они чаще сопровождаются пальпируемым дрожанием.
Знание преобладающей частоты шумов, наиболее характерных для поражения какого-либо клапана, важно потому, что слабые шумы определенной высоты лучше выслушиваются соответствующим инструментом, который следует использовать в конкретной ситуации. Так, высокий дующий шум аортальной недостаточности целесообразно выслушивать инструментом с мембраной, непосредственно ухом или стетоскопом с небольшой воронкой, плотно прижатой к телу пациента, когда натянутая кожа становится своеобразной мембраной.
С другой стороны, низкие негромкие шумы (особенно шум митрального стеноза) лучше выслушивать стетоскопом с широкой воронкой и без давления, чтобы не создать искусственную мембрану натяжением кожи.
Особенно важно помнить об этом при диагностике формирующегося порока, когда шум очень слабый и нужно использовать все методические приемы для его выявления.
Все остальные свойства шума (3; 5.2; 7) оцениваются длительным целенаправленным выслушиванием. Человеческое ухо обладает уникальным свойством, позволяющим концентрировать внимание на определенных звуках, фактически не воспринимая других. Это свойство и используется врачом при выслушивании сердца. Определив фазы сердечной деятельности – систолу и диастолу, можно при дальнейшей аускультации сосредоточить актуальное внимание только на определенном тоне (первом, втором или дополнительном, например, на тоне открытия митрального клапана) или на паузе (систолической или диастолической), или даже на части паузы (ранняя, поздняя систола, прото-, мезодиастола, пресистола), выключив из актуального внимания другие звуки. Активно обращая внимание только на систолическую паузу при длительной аускультации в точке максимальной громкости, можно дать оценку систолического шума (продолжительность, громкость, характер и др.), затем можно включить в сферу активного внимания начало систолы (первый тон и раннюю систолу) и ответить на вопрос: начинается шум вместе с тоном или после него. Так же детально выслушивается и диастола.
Не надо забывать о контроле за дыханием больного. Для отличения сердечных шумов от дыхательных надо просить больного не дышать после неглубокого выдоха. Если больной сделает очень глубокий выдох, у него могут от напряжения дрожать мышцы грудной клетки, что создает особый звуковой фон, мешающий аускультации. В других случаях, наоборот, надо выслушивать обязательно при дыхании больного. Это относится ко второму тону на легочной артерии и к шуму трикуспидальной недостаточности. Во время вдоха за счет увеличения притока крови к правому сердцу и усиления систолы громкость систолического шума в зонах правого желудочка и предсердия увеличивается (симптом Риверо-Корвальо).
После оценки и подробного описания шума можно, с учетом результатов других исследований (расспрос, общий осмотр, осмотр и пальпация области сердца, размеры и конфигурация сердца, особенности тонов), сделать вывод о причине шума и поставить диагноз.
Оценка аускультативных данных в диагностике пороков сердца часто играет ведущую роль, поэтому необходимо знать типичные звуковые явления при наиболее часто встречающихся пороках сердца.
В учебных целях целесообразно изобразить тоны и шумы в норме и при различных патологических состояниях графически в специальной тетради или альбоме, а, выслушивая сердце конкретного больного, также делать рисунки аускультативной картины и сравнивать их с ФКГ этого пациента и типичными данными при соответствующей патологии.
В старых руководствах часто изображали тоны сердца знаками, которыми пользуются при анализе стихотворного ритма (– и È), а ритмическую картину работы сердца сравнивали с ямбом и хореем. По-видимому, более целесообразно рисовать схему, отмечая тоны вертикальными линиями, а шумы – заштрихованными геометрическими фигурами в соответствии с изменениями громкости шума в соответствующей фазе (рис.4-8). Размер линий, обозначающих тоны, должен отражать их громкость. Штриховкой показывают шумы таким образом, чтобы их форма соответствовала данным ФКГ.
Характеристика некоторых типичных сердечных шумов.