
Введение.
Продюсер – человек, отвечающий за создание продукта. Главная капитализация – запись песни, именно песня в основе любого успеха. Отличие продюсера по-западному. Главная фигура на западе. Чемоданы. Умножение потенциалов.
Почему артист сам не может себя спродюсировать в студии? Даже если есть огромный опыт, знание технологий и т.д.? Материализация духа. Играть спектакль и сидеть в зале одновременно. Водоворот творческого процесса, потеря самоконтроля – чем больше растворяешься, тем меньше контролируешь результат. Абберация близости. Таинство музыки, успех обратно пропорционален логике. Артист – подсознание, сознание – продюсер. Артист должен в студии лишь чувствовать, генерировать его эмоции и максимизировать чувства – задача продюсера. Один чувствует, другой думает. Нужно зеркало, наблюдатель и руководитель со стороны. Депутат от общества потребителей его будущего продукта.
Творческий процесс. 10 000 лет. Проводники и полупроводники. Дешифраторы. Ошибка переводчика. Посредники. Рок.
Управление творческим процессом и его стимулирование. Стакан. Клапана. Вырваться из контекста. Остановка времени. Пятый день. Иное измерение, все возможно. Творческий процесс как сон. Вахтовый метод – обычный день слишком мал. У моря кристальная ясность. Исключения повсюду – любовь, усталость, опустошающая голову. Специальные места – как метро. Преимущества творческого процесса в музыке. Синус и косинус музыки. Первородность грува: буйство и движуха у костра по случаю убиенного мамонта, потом уже пропетая от избытка чувств поверху музыкальная фраза, абсолютно неживая без грувобитной составляющей. Грув всегда поднимается от земли, идет от тела – в его основе обрядовые танцы и другие разного рода движения тел. Мелодия здесь вторична, хотя в сочетании с ним красива и глубока. Другой полюс – мелодия вне системы ритмических координат, разного рода духовные распевы, когда тело не в хороводе, а просто вместилище для легких и клетка для души. И такая музыка – явная гостья на земле, телу от нее ни тепло ни холодно, лишь успокоение. (Кстати, эмбиент – из этого же разряда). Тут же можно по ходу заметить, что русский рок, в отличие от первородного западного, в силу существенных причин (от православия до фонетики) почти не замешан на груве – слово и мелодия играют основную роль. Ритм используется, как внешний атрибут. Грув вытягивает мелодию. Примеры грува.
Хит 1 и хит 2, рука любимого человека и лайковая перчатка. Стремимся к настоящему успеху и говороить будем больше об этом.
Задача курса – научить правильно думать. Каждый раз – разные проблемы, важен подход, выбор стратегии и философия – сегодня вы будете работать в Москве, завтра в Пекине
Правил нет. Вернее правила есть, но как в шахматах – нет ни одной похожей партии. Будте скептиками, используйте свое ухо и голову.
У каждой песни своя жизнь. Правила из других песен? Нет! Отпускайте ее в какой-то момент и песня сама поведет.
Песня на все времена. Маленькие изменения, ради которых хочется вновь послушать песню. Философия АВВА – как сделать песню так, чтобы она смогла выжить, чтобы ее хотелось послушать 100 раз, сохранить к ней интерес. Синклавир на барабанах и Бенни: через минуту я его не слышу. Устаешь быстрее. Не копируем части, всегда немного меняем и добавляем. Ассиметрия в песне. Простые песни, но остается интерес. Маленькие изменения ДОЛЖНЫ БЫТЬ ЕСТЕСТВЕННЫ.
Все должно быть заточено под песню: голос, грув, инструменты и звук. Не наоборот.
Проект-идея и проект-герой. Разница в подходе студийного продюсирования. По большей части будем говорить о продюсировании проекта-героя.
Изобретатели плеера и клонирование успеха.
Превратим ошибки в открытия. Ино и Пушкин. Доходим до предела своих возможностей и доверяемся случаю.
Нельзя продюсировать музыку, которую не любишь. КПД. Счастье продюсера.
На берегу. Подготовка.
1. Получение материалов от артиста – всех, а не лучших в его понимании. Потерянный жемчуг и их вечный поиск. Парадокс: артисты, в первую очередь те, которые пишут песни для себя сами (а по нашей классификации это полный проводник, а не полупроводник), ненавидят свои хиты. Не концерты. То, что дается с легкостью, не ценишь. А настоящие хиты приходят стремительно, непрошено, как снег на голову, между душем и сном – раз и готово. Спросите любого, кто хоть раз написал шлягер – сколько времени ему на него потребовалось? Минут десять от силы. Мы-то знаем почему. Дешифратор был в тот момент хорошо отстроен, пошел поток, и все. Даже испугаться или обрадоваться не успеешь. А получилось-то самое точное, самое сильное – и вот оно уже на диктофоне. Говоря языком физиков - с такой мощной несущей частотой, что ее гармоники будут цеплять весь спектр, т.е. все слои общества, к какому бы жанру не пречислял себя артист, где бы не находилась эта самая его несущая.
Гораздо больше любят артисты песни, где им удалось поковыряться, поулучшать, задействовав помимо сердца мутное зеркало разума, включить голову. Над ними работа шла дольше, в полном сознании и здравом уме, но только потому, что изначально сигнал-то принят был плохого качества, дошли какие-то обрывки и осколки, остальное додумано. В итоге - додуманная песня, ее слышно сразу, и эта категория произведений и составляет ядро конфликта между слушателями и артистами. Иными словами полуправда, и это подлая штука.
«М-радио».
Есть мудрость, которая ходит в английских профессиональных музыкальных кругах, но продюсеры и издатели предпочитают не разглашать ее артистам: « На свете нет ни одного нехита, который лейбл сумел сделать бы хитом, и нет ни одного хита, который лейбл умудрился бы сделать нехитом». Перевод корявый, но смысл улавливаете? Основа вашего успеха – просто найти хорошую песню. Испортить ее будет крайне сложно.
За отбор материала обычно отвечают продюсеры, задача которых – стрясти с дерева все яблочки подчистую. Они прекрасно знают рефлексы, ЧТО именно пишущий артист будет от них утаивать, и вцепляются в него мертвой хваткой.
Есть еще одно противоречие, которое нам предстоит обойти. Чем мощнее и чище поток, который улавливает артист, тем больше хороших песен он напишет, но одновременно ему смертельно скучно будет то, что его занимало вчера. У него есть настоящее, которое кружит ему голову. Его буфер обмена всегда полон, и вытесняемая новыми поступлениями информация может исчезнуть в никуда, какой бы распрекрасной она ни была. Собственно, с сачком придется стоять нам с вам самим. И ведь не крикнешь: «Горшочек, не вари!». Вернее крикнуть-то можно, но варить горшочек больше уже никогда не будет.
Итак: похмельные, подвальные, домашние записи – все, что есть. Это эскизы. Важно почувствовать материал и самого артиста. Сходить в клуб на концерт?
2. Эскиз животворящий. Если, проснувшись, не записать свой сон, вы его, скорее всего, забудете. Тот ценный музыкальный образ, который вдруг пронзил сердце автора-артиста, может исчезнуть с изящной легкостью безвозвратно. Сейчас мобильник с диктофоном, а лет 10-15 назад было непонятно что делать, если вас внезапно где-нибудь настигало вдохновение – не все, кто радует нас современной музыкой, знаком с нотами, да и не все то, что мы называем сегодня музыкой можно описать нотами. Микрокассету от автоответчика, на который Маша Макарова напела мне песню, которая внезапно пришла ей в голову, позвонив с уличного автомата. Если бы не ее находчивость – не было бы чудесной песни с названием «Весна».
Все эти спонтанные записи очень ценны, их пока даже нельзя назвать демо-записями (о них впереди), это просто эскизы. Это настоящие маяки, которые нас будут вести на всем пути превращения нематериального в материальное, пока песня будет прорастать из духа и чувства, обретая конкретные очертания, становясь доступной и любимой.
По сути, в этих эскизах песня впервые встречается с материальным миром, и этот процесс рождения полон удивления для обоих – для нее самой, и того, кто ее принимает. И в этот момент они точно друг другу не врут. Песня завоевывает крошечный плацдарм, и в нем она, как правило, очень хорошо проявлена, ее можно по-настоящему ощутить, но считается, что это пока не продукт: в таком виде ее не поймут и не оценят другие.
Путеводные эскизы: «Гагарин, я вас любила, да..» Похмелье само по себе состояние очень выигрышное с творческой стороны, человек видит лишь белое и черное – то, без чего он не проживет и то, что его может погубить. Троицкий: лучшее, что Украина дала России со времен Гоголя.
Эта кассета не давала нам сбиться, мы все время проверяли свои чувства, как эгоистичные любовники, сравнивая на каждом этапе работы над альбомом то, что получалось, с тем, что имели.
Кто настоящий: тот, кто пел на демо, или тот, кто стоял перед микрофоном и пытался себе и нам понравиться. А когда мы наконец завершили работу над песней про Гагарина и вновь сравнили эскиз с миксом, поняли, что все равно слегка потеряли тайну, слишком песня звучала открыто и в нехорошем смысле по-британски, а нам нужна была «австралийскость» (извините за термин, но именно он и фигурировал). Тогда мы просто понизили скорость на магнитофоне – крутанули, пока оттуда не пахнуло тайной и обреченностью, смешанной со светлой грустью – то, что нас вдохновляло все это время на эскизе животворящем.
3. Общий анализ и выбор треков на альбом. Фактор времени. Услышать будущий результат. Концепция. Выбор синглов. Накопленный потенциал к первому альбому.
4. Выбор плана реализации.
- компьютерные технологии
- живая запись имеющимися силами
- подключение сессионников
5. Составление бюджета записи.
А) репетиции, запись демо
Б) рекординг (10-20 часов на песню)
- сессионники 50-300$
- студия 20-100$
- инженер\звукорежиссер если не в смете студии 15-25$
- (аранжировщик) 200-10 000$
В) Миксы
- студия
- инженер
Г) Расходные материалы и проч.
- струны, пластики, лента, транспорт, витамины
Д) Мастеринг 50-300$
Е) Продюсер 500-2000$
6. Сингловая или альбомная
Сингловая
Плюсы:
- если не пошло, потеряем меньше денег, не попадаем на целый альбом
- пока раскручиваем первые синглы, дописываем альбом, быстрее капитализируемся, можно получить аванс на альбом от издателя.(Найк, Ундервуд)
Минусы:
- более трудоемкий и времязатратный процесс
- ручная сборка, не конвеер, все этапы от начала до конца
Альбомная
Плюсы:
- песни цепляются одна за одну, их легче делать
- в итоге меньше времени тратим
- больше свободы, нет игры с оглядкой. Правило серебряного гола финал ЧМ.
- всегда найдется гадкий утенок – песни иногда не собираются в студии, а иногда наоборот (КМС, Последняя песня, Звездочка,)
- проще увидеть артиста и вернее его раскрыть
- проще показывать «альбомных» артистов (МТ, Земфира)
7. Знакомство с музыкантами. Важность контакта. Я ваш пятый член экипажа. Определение опорных музыкантов.
8. Репетиции. Подготовка к демо-записи. Форма, тональность, темп (эффект присутствия), набор инструментов. Два варианта работы с сессионниками: кассета с бардом или снимать партии. Поиск оригинального звука: леворукий барабанщик и трехпалый гитарист. Функциональные неправильности. Баланс – не перепродюсировать. Не слить живяк и правду. Но нужен продукт.
9. Селекция сессионных музыкантов
- по манере (Точка Росы)
- студийный опыт (Кофеиныч)
- гибкость (Хен)
- ноты (Солич)
- репетиции, демозапись
- бас+барабаны спарка
Плюсы:
- порода
- скорость записи (экономим на студии)
- прогнозируемый результат
Минусы:
- недостаточная гибкость в прочитывании материала
- усредненность
- часто исключает функциональную неправильность, уникальность, «свой звук» артиста, стираем отпечатки пальцев с руки любимого человека
- появление новой статьи расходов
Как всегда истина посередине.
Мой опыт работы с сессионниками: соло Гусейнова, Юдифь, Маша, Найк фарфиза, Ундервуд, Налич. Макс Леонов сухарики. Оркестр, струнная группа.
10. Демо-запись.
Демо-запись – это этап, который лучше не перепрыгивать. Как маневры. Солдат учат-учат, как целиться из миномета, в каком строю должны идти машины на марше – все вроде предельно понятно и все с легким сердцем соглашаются, что солдат к бою готов. Но вот тебе война – и понеслось: эти поехали не туда, эти стреляют по своим, а те так вообще считают, что это еще не война.
Такая же ситуация с записью в студии – вы вроде бы готовы, знаете что писать, какие инструменты в каких песнях звучат, сколько где будет куплетов и припевов, и что самое важное – готовый музыкальный образ звучит у вас в голове: как любой продюсер или просто зрелый музыкант вы наконец-то прочитали будущий результат и теперь его нужно лишь тщательно воплотить в жизнь – материализовать.
Но в студии все идет вверх дном: теория никак не хочет сочетаться с практикой. Инструменты не собираются друг с другом, партии не стыкуются, песни оказываются слишком затянутыми, некоторые музыканты видят друг друга в первый раз ( такое тоже часто бывает) и нервничают.
Вам попросту необходима репетиция «большой записи», чтобы все еще раз проверить и уточнить. И вы выводите свое войско на маневры – пишите демо-запись.
Главное, что необходимо о ней знать – она не должна быть совершенной. Еще старик Рой Орбиссон говорил: никогда не делаете перфектных демо-записей, иначе во время записи настоящей, чистовой, вам все время будет чего-то не хватать, вы будете испытывать ностальгию по тем чудесно сыгранным нотам, по тому ладному, хоть и черновому исполнению.
Нет, вы просто уточняете все важные моменты, не более того. По форме, по темпу, по тональности, по инструментарию. Проверяете в простой форме, будет ли функционировать ваша идея. Становится ли песня песней.
Мы нацелены сделать шедевр, и отдаем себе отчет, что у золотой версии песни – версии, которую можно будет послушать 100, 200 или 10 000 раз и которая при этом никому не надоест – есть только один правильный темп, одна правильная форма и один единсвенный\неповторимый набор инструментов.
Чтобы легче это было представить, поупражняйтесь. Возьмите любой вечнозеленый хит типа «Йестудей» или «Мани Мани Мани» и двиньте его темп туда-сюда, приделайте мысленно ему пару частей или, наоборот, уберите один из припевов с каким-нибудь важным проигрышем. Включите мысленно другие инструменты или попробуйте что-то из них убрать. Результат предсказуем – самая ничтожная манипуляция разрушит песенную идиллию. Вы своими руками убьете песню.
Поэтому убивать старайтесь понарошку, на маневрах. Чтобы было время потом поработать над ошибками и определить для каждой песни свое золотое сечение.
Песня, как девушка, должна носить только то, что ей идет. Мода – штука сезонная, а мы делаем хит на все времена.
Должны ли мы привязываться к метроному? Как лучше производить запись – играть ли всем музыкантам вместе или поочереди записывать свои партии? Хватит ли мастерства у постоянных участников проекта или мы должны подключить мастеров со стороны – сессионных музыкантов? Не убили ли эти шесть прекрасных электрогитар и чарующий баян песню? Не создает ли вокал в припеве при выбранной тональности эффект хорошо отстроенной лесопилки?
По каждой песне придут свои ответы, парадоксальные и удивительные. Вы найдете тот самый эффективный путь из точки А в точку Б, и при этом сильно не пострадаете финансово - для демо-записи подойдет копеечная студия или просто репетиционная база. Потом у вас будет время подумать. А песни созреют и нальются соком. И их только нужно будет сорвать. Перерезать пуповину.
- окончательно утверждаем концепцию
- уточняем все детали
- лайв – не лайв
- клик или свобода А\В тест (пример Маша)
- сравниваем с эскизом: не ушла ли песня, передан ли дух, не убили ли инструменты и партии суть?
- фантомные треки
Выбор способа записи.
Live\наложение?
Когда меня спрашивают, как лучше записывать в студии инструменты: вместе или по очереди, я всегда привожу в пример секс. Обмен энергиями между мужчиной и женщиной - вот то, что в нем главное, - ну не движения же тел). Музыканты, играя друг с другом, тоже обмениваются этой энеригией . Резюме мое такое: можно, конечно записывать инструмент в одиночку. Как можно в одиночку заниматься сексом. И даже добиться некоторого результата. Но зачем?
Live
Плюсы:
энергия, аккумулируемая при совместном процессе-игре
правда. Не разбирать на запчасти Порш.
Результативность
- быстрота
- фунциональные неправильности неизбежно попадают на ленту
Минусы:
- нужен играющий бенд
- условия студии должны позволять
- не должно быть слабых звеньев
- общая синфазная концентрация
- определены 100% партий
- сложны вписки, трудно попасть по энергии. Попасть в лайв – продемонстрировать, что было на 4-й минуте секса.
Критерий песня, а не правильно сыгранная нота. Примеры: Один, одна, Гроза.
Идеал: запись с одного микрофона. М+S. Хоронько.