
- •Консолидация демократии
- •Проблемы консолидации демократии
- •Факторы консолидации демократии
- •Проблема институциализации демократического транзита
- •16. Индекс демократии
- •Индекс политического развития Катрайта
- •Индекс демократического действия Нейбауэра (1967 г.)
- •Индекс демократизации Ванханена
- •Индекс свободы «Дома свободы”
- •Индекс институциональной демократии Гарра
Индекс демократизации Ванханена
К той же группе индексов, измеряющих качество политических систем по критериям политического участия и конкуренции, относится индекс демократизации Тату Ванханена (Vanhanen, 1984, 1989). Ванханен разработал его для исследования возникновения демократии и зависимости этого процесса от распределения в обществе властных ресурсов. Он исходит из предположения, что в современных демократических обществах политическая власть зависима от народа, источники власти широко распределены между различными группами населения, а сама “демократия означает, что народ и группы людей свободны состязаться за власть и что носители власти избраны народом и ответственны перед ним” (Vanhanen, 1984, р. 33). Властные ресурсы - занятость в индустриальном секторе экономики, образование и собственность на землю обеспечивают влияние на демократический процесс и распределены так, что способствуют подрыву политического монополизма в обществе.
Ванханен использует два количественных индикатора для измерения демократии:
Первый - уровень конкурентности (К) — определяется им по доле голосов, полученных маленькими (оппозиционными) партиями на парламентских или президентских выборах (или на обоих). Второй индикатор — уровень электорального участия (У) — определяется как доля населения, действительно участвовавшая в голосовании. Процентная доля подсчитывается от всего населения, а не взрослого или имеющего право голоса. Это так же связано с особенностями исследования.
Индекс свободы «Дома свободы”
Эмпирические исследования свободы начинаются в 70-е годы. Первым, кто начал эту работу в 1973 г., был Раймонд Гастил. С этого времени проводятся ежегодные обзоры состояния свободы в мире, а с 1978 г. “Домом свободы” (исследовательский центр в США) ежегодно публикуется отчет под названием “Свобода в мире: Политические права и гражданские свободы”. Подчеркнем, что эмпирическое исследование свободы по Гастилу позволяет использовать его двояко: некоторые используют его в том смысле, о котором говорит сам Гастил, т.е. проводят различие между степенью демократичности и уровнем свободы, другие же трактуют показатели свободы в качестве более реальных для оценки уровня демократичности, чем институциональные показатели в духе Катрайта, и используют их для проведения различия между реальной и формальной демократией.
Методология и методика подсчета уровня свободы достаточно проста. Оценка уровня свободы осуществляется на основе двух перечней: список политических прав1 и список гражданских свобод2.
Затем оценки политических прав и гражданских свобод суммируются, а страны на их основании ранжируются. “Дом свободы” на основании полученных оценок производит классификацию стран
(свободные, частично свободные, несвободные). Правда, как подчеркивает сам Гастил, существуют проблемы сравнения стран с различными культурными и историческими контекстами с помощью таких индексов, как индекс прав и свобод. “Демократические права, -*• пишет он, — имеют свое выражение в странах, характеризуемых особыми культурами и особыми внутренними и внешними обстоятельствами, которые ограничивают, канализируют или усиливают свободы. То, что исследование находит в Индии, не может быть точно конгруэнтным с тем, что мы находим в Соединенных Штатах...
Индекс политической демократии Боллена (1979, 1980, 1993 гг.)
Исходной теоретической посылкой Боллена выступает понимание демократии как определенной системы взаимосвязи элит и неэлит. Именно различия в обладании политической властью между элитами и неэлитами позволяет определить, какая нация является демократической. Отсюда следует его определение демократии: “Я определяю политическую демократию как степень, в которой политическая власть элиты минимизирована, а политическая власть неэлиты максимизирована”.
В качестве переменных анализа он выделяет две характеристики политической демократии: политические свободы и народный суверенитет (выраженный в электоральном процессе).
Тремя индикаторами политических свобод являются: (1) свобода прессы, (2) свобода групповой оппозиции и (3) правительственные санкции.
Народный суверенитет рассматривается как право населения на выбор политических правящих элит и реализация этого права. Он индикатируется тремя мерами: (1) справедливость выборов, (2) выборность исполнительной власти и (3) выборность законодательной власти.