
- •1.Квалификация совокупности преступлений.
- •1. Содержательную, которая включает в себя несколько подвидов:
- •Вопрос 2.Конкуренция общей и специальной норм при квалификации преступлений.
- •Вопрос 3.Квалификация преступлений при конкуренции нормы-части и нормы-целого.
- •6) Конкуренция норм об оконченной и неоконченной преступной деятельности и о преступлениях, совершенных в соучастии.
- •Вопрос 4. Квалификация при неоднократной конкуренции общей и специальной норм, нормы-части и нормы-целого.
- •Вопрос 5. Квалификация при конкуренции исключительной нормы с другими нормами.
- •Вопрос 6. Квалификация при конкуренции норм различной юридической силы.
Вопрос 6. Квалификация при конкуренции норм различной юридической силы.
По характеру конкуренции, обусловленному разной юридиче-ской силой норм, выделяют иерархическую конкуренцию уголовно-правовых норм. Как уже отмечалось, иерархический коллизионный принцип закреплен в ст. 15 Конституции РФ (согласно которому высшей юридической силой обладает Конституция РФ, и все за¬коны и правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ), ч. 2 ст. 1 УК РФ. Часть 2 ст. 1 УК устанавливает, что Уголовный кодекс основыва¬ется на Конституции РФ и общепризнанных принципах и нормах международного права. Из этой коллизионной нормы следует при¬оритет конституционных и международно-правовых норм над уго¬ловно-правовыми нормами РФ.
Вместе с тем коллизионная норма, предусмотренная ч. 2 ст. 11 УК (преступления, совершенные в пределах территориальных вод или воздушного пространства), не соответствует международно-правовой норме, закреплен¬ной ст. 3 и 4 Токийской конвенции 1963 г. «О преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных су¬дов».
Согласно этой коллизионной норме (ст.11 УК) преступления, совершен¬ные в пределах территориальных вод или воздушного простран¬ства РФ, признаются осуществленными на территории России. Следовательно, при выполнении преступления на борту самоле¬та, приписанного, например, к порту Франции, во время его по¬лета над территорией России ответственность для виновного дол¬жна наступать по УК РФ. Однако эта норма не согласуется с нор¬мой (ст. 3 и 4) Токийской конвенции о том, что преступность и наказуемость деяния, совершенного в полете, определяется уго¬ловным законом государства регистрации воздушного судна. Дан¬ное положение действует на все время полета. Значит, уголовно-правовая юрисдикция государства регистрации воздушного суд¬на, в примере Франции, действует в течение всего полета, в том числе когда такое судно находится в воздушном пространстве дру¬гого государства, т.е. России. В описанном случае конкуренция норм УК РФ (ч. 2 ст. 11) и международно-правовой должна решаться в пользу международно-правовой нормы. Таким образом, международно-правовые нормы в соответствии с ч. 2 ст. 1 УК РФ обладают большей юридической силой по сравнению с нацио¬нальными российскими. Аналогично рассмотренному конститу¬ционные нормы имеют приоритет над нормами уголовного пра¬ва.