
- •1.Квалификация совокупности преступлений.
- •1. Содержательную, которая включает в себя несколько подвидов:
- •Вопрос 2.Конкуренция общей и специальной норм при квалификации преступлений.
- •Вопрос 3.Квалификация преступлений при конкуренции нормы-части и нормы-целого.
- •6) Конкуренция норм об оконченной и неоконченной преступной деятельности и о преступлениях, совершенных в соучастии.
- •Вопрос 4. Квалификация при неоднократной конкуренции общей и специальной норм, нормы-части и нормы-целого.
- •Вопрос 5. Квалификация при конкуренции исключительной нормы с другими нормами.
- •Вопрос 6. Квалификация при конкуренции норм различной юридической силы.
Вопрос 3.Квалификация преступлений при конкуренции нормы-части и нормы-целого.
Данный вид конкуренции существует, когда из двух и более отличающихся по содержанию уголовно-правовых норм, одновременно регулирующих одно общественно опасное деяние, приоритетной является норма, охватывающая все содеянное. Конкуренция части и целого — это конкуренция уголовно-правовых норм по содержанию, где более полной является норма-целое. Например, причинение умышленного легкого вреда (ст. 115 УК характеризуется умыслом, воздействием на телесную неприкосновенность другого лица, легким вредом здоровью).
Дополнение последних иными качественными признаками, не конкретизирующими ни один из существенных признаков причинения легкого вреда здоровью: явным неуважением к обществу, грубым нарушением общественного порядка, — приводит к появлению целого, новой нормы о хулиганстве.
Коллизионное правило: при конкуренции целого и части применяется только целое.
К видам конкуренции части и целого относятся:
а) Конкуренция норм по объективным и субъективным признакам состава преступления
По объекту преступления конкуренция части и целого встречается между нормами о преступлениях, одно из которых имеет объект, являющийся вторым в другом преступлении. Например, объектом умышленного легкого причинения вреда является здоровье лица, а объектом уничтожения чужого имущества — отношения собственности. Эти объекты становятся вторым дополнительным объектом состава хулиганства, основной объект которого — общественный порядок. Норма о хулиганстве является целым, а нормы об умышленных причинении легкого вреда здоровью либо уничтожении имущества — частями.
Ю., С. и Ц. осуждены за покушение на изнасилование, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшей. Виновные, познакомившись с девушками Т. и Ч., пригласили их на квартиру, где стали угрожать девушкам расправой, если они не вступят с ними в интимные отношения. Поскольку квартиру виновные закрыли на ключ, а угрозу жизни девушки восприняли как реальную, то Т. вылезла из окна кухни на лоджию и пыталась перелезть на лоджию 8-го этажа, но сорвалась и разбилась. Смерть по неосторожности наступила в процессе попытки изнасилования, причинно связана с поведением виновных. Норма о причинении смерти по неосторожности является составной частью нормы о покушении на изнасилование (квалификация по ст.ст.30, ч.3 и 131, ч.3, п. «а» УК – покушение на изнасилование группой лиц по предварительному сговору, повлекшее причинение смерти по неосторожности
Конкуренция части и целого имеется, когда общественно опасное деяние одновременно подпадает под две и более статьи Особенной части УК, и норма одной из статей обязательно содержит такой дополнительный объект, как жизнь, здоровье, конституционные права и свободы личности, отношения собственности.
В соотношении целого и части находятся, например, нормы о составах: незаконном производстве аборта, по неосторожности повлекшем смерть потерпевшей (ч. 3 ст. 123 УК), и причинении смерти по неосторожности (ч. 1 ст. 109 УК); насильственных действиях сексуального характера, повлекших заражение его (ее) ВИЧ- инфекцией (п. «б» ч. 3 ст. 132 УК), и заражении другого лица ВИЧ-инфекцией (ч. 2 ст. 122 УК); краже с проникновением в жилище (п. «в» ч. 2 ст. 158 УК) и нарушении неприкосновенности жилища (ч. 1 ст. 139 УК и др.
Классическим видом конкуренции целого и части является конкуренция норм о составном преступлении и преступлении, вошедшем в конструкцию составного преступления. Последнее всегда посягает минимум на два объекта. В конкуренции целого и части находятся следующие связки норм о составном преступлении и преступлении, включенном в него: убийстве, сопряженном с похищением человека либо захватом заложника (п. «в» ч. 2 ст. 105 УК), и похищении человека (ст. 126 УК) либо захвате заложника (ст. 206 УК).
Следует иметь в виду, что иногда смешивают понятия составного преступления с двухобъектным или с преступлением с несколькими альтернативно предусмотренными действиями. Распространено мнение об отнесении хулиганства к составным преступлениям. На самом деле хулиганство относится к сложным деяниям с двумя обязательными действиями.
Для составного же преступления характерно слияние не менее двух самостоятельных преступлений в одно деяние. Конечно, не исключены ситуации одновременного применения насилия к гражданам и уничтожения чужого имущества в процессе хулиганства. По существу, разновидности насилия и уничтожение имущества предусматриваются УК как самостоятельные преступления. Тем не менее одновременное реальное наличие насильственных действий и уничтожения имущества не дает оснований относить хулиганство к составным преступлениям, так как законодателем установлено совершение второго действия на альтернативных началах.
Составным в теории уголовного права традиционно называли и называют преступление, состоящее из двух или нескольких самостоятельных преступлений, образующих единое преступление, ответственность за которое предусмотрена отдельной статьей УК. Объект составного преступления, например массовых беспорядков, состоит из основного в виде общественной безопасности и дополнительных: здоровья, отношений собственности, управленческой деятельности. Причинение в процессе массовых беспорядков вреда здоровью граждан или представителей власти, отношениям собственности охватывается составом массовых беспорядков. Квалификация осуществляется по целому (ст. 212 УК).
Возможность конкуренции по правилам части и целого по признаку предмета преступления по действующему УК предусмотрена крайне редко. Так, в составе, закрепленном ч. 1 ст. 356 УК, применение запрещенных средств и методов ведения войны, предметом преступления является национальное имущество, которое включает в себя находящиеся на оккупированной территории культурные, исторические ценности, природные богатства, любое движимое и недвижимое имущество, деньги, ценные бумаги. Фактически это преступление составное. Его предмет включает как необходимые части предметов, например, преступлений: кражи, грабежа, хищений радиоактивных материалов, оружия, предметов, имеющих особую ценность, уничтожения памятников истории и культуры, нарушения правил охраны и использования недр и др.
По признакам объективной стороны состава конкурировать могут нормы о преступлениях, посягающих на один и тот же объект. Такое положение возможно при конкуренции норм о преступлениях, имеющих одинаковый видовой объект (объекты), поскольку при наличии конкуренции в пределах разных видовых объектов «чистая» конкуренция только по признакам объективной стороны состава преступления исключается, будет конкуренция норм одновременно по объекту и объективной стороне состава.
В литературе отмечается, что конкуренция части и целого называется поглощением норм. Термин «поглощение» относится только к конкуренции нормы-части и нормы-целого. При конкуренции же общей и специальной норм поглощение невозможно.
В пределах одного объекта (объектов) конкурировать по правилам части и целого могут нормы о преступлениях по признакам деяния, вредного последствия, факультативным признакам объективной стороны состава. Такая конкуренция встречается между нормами о разных преступлениях, когда действия одно состава представляют собой часть действий объективной стороны состава другого преступления.
В конкуренции целого и части в пределах одного объекта отношений собственности расположены нормы о хищении предметов, имеющих особую ценность, повлекшем их уничтожение, порчу (п. «в» ч. 2 ст. 164 УК), и уничтожении или повреждении имущества (ч. 1 ст. 167 УК). Действие и последствие как признаки объективной стороны состава уничтожения имущества вошли в объективную сторону состава хищения.
В конкуренции части и целого могут находиться нормы о преступлениях и по признакам орудий и средств их совершения.
Норма о терроризме, сопряженном с использованием ядерных материалов, радиоактивных веществ (ч. 3 ст. 205 УК), — целое, в нее входит норма-часть о незаконном использовании ядерных материалов или радиоактивных веществ (ч. 1 ст. 220 УК). Если кроме использования виновный незаконно хранит, приобретает, передает или разрушает эти материалы и вещества, то действия лица образуют реальную совокупность терроризма и незаконного обращения с ядерными материалами и радиоактивными веществами.
Захват заложника, хулиганство с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия (п. «г» ч. 2 ст. 206, ч. 3 ст. 213 УК), и другие преступления не включают в качестве признака состава деяние, предусмотренное ст. 222 УК (незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств).
Совершение преступлений с применением оружия, предусмотренным в виде квалифицирующего признака, влечет для лица ответственность по правилам реальной совокупности, т.е. за захват заложника с применением оружия (п. «г» ч. 2 ст. 206 УК) и незаконное приобретение, сбыт или ношение оружия (ст. 222 УК).
Суд по приговору, оставленному Судебной коллегией по уголовным делам Верховного Суда РФ без изменения, признал Е. виновным в хищении огнестрельного оружия по ч. 1 ст. 226 УК РФ и убийстве из корыстных побуждений по п. «з» ч. 2 ст. 105 УК РФ. Е., похитив пистолет, в тот же день застрелил в машине из похищенного пистолета О., не желая платить последнему за проезд. В данном примере убийство было совершено с применением огнестрельного оружия. Суды правильно не нашли в действиях Е. состава незаконного ношения, хранения огнестрельного оружия - ст. 222 УК РФ. Это судебное решение согласуется со сделанным выводом, что применение оружия не охватывается составом ст. 222 УК РФ.
Итак, конкуренция по правилам нормы-целого и нормы-части по признакам только объективной стороны возможна, но чаще встречается вид исследуемой конкуренции одновременно по признакам объекта и объективной стороны состава преступления.
Нормы о краже, грабеже и разбое с проникновением в жилище (п. «в» ч. 2 ст. 158, 161, 162 УК) и нарушении неприкосновенности жилища (ч. 1 ст. 139 УК) находятся в конкуренции целого и части по объекту и месту совершения преступления.
По признакам субъективной стороны состава преступления конкуренция по правилам части и целого возможна между нормами о неосторожном деянии и преступлении с двумя формами вины. При этом следует исходить из законодательного определения преступления с двумя формами вины, данного в ст. 27 УК.
Согласно смыслу закона преступление с двумя формами вины возможно лишь в квалифицированных составах, сконструированных по типу материальных. Основной состав при этом может быть как материальным, например умышленное причинение тяжкого вреда здоровью человека (ч. 1 ст. 111 УК), так и формальным - незаконное обращение с ядерными материалами или радиоактивными веществами (ч. 1 ст. 220 УК). В преступлениях с двумя формами вины к основному формальному составу (ч. 1 ст. 220 УК) вина может быть только в виде прямого умысла, а к материальному (ч. 1 ст. 111 УК) — умысла как прямого, так и косвенного, к последствиям — преступного легкомыслия либо преступной небрежности.
Исходя из законодательного определения преступления с двумя формами вины, оно чаще всего является составным, включающим два и более самостоятельных деяния, при определенном соотношении которых ответственность наступает за отдельное составное преступление по конкретной статье УК.
К последствиям, отношение к которым выражается в неосторожной вине, нередко законодатель относит вред здоровью лица (п. «б» ч. 3 ст. 131 УК), смерть потерпевшего (п. «в» ч. 3 ст. 126 УК), иные тяжкие последствия (ч. 2 ст. 273, 274 УК).
Наиболее распространена конкуренция части и целого одно временно по нескольким признакам состава: по объекту и объек- тивной стороне, объекту и субъективной стороне, а также по объекту, объективной и субъективной сторонам состава преступ- ления.
В преступлениях с двумя формами вины, как отмечалось, распространенным вредным последствием является смерть потерпевшего, отношение к наступлению которой выражено в неосторожной вине. Как следует квалифицировать содеянное, если эта смерть наступает вследствие действий, совершаемых с применением насилия, опасного для жизни и здоровья?
Вопрос о квалификации указанных действий может встать при совершении следующих преступлений с применением насилия: похищения человека, захвата заложника, угона воздушного или водного судна, изнасилования, насильственных действий сексуального характера и пиратства (п. «в» ч. 2 ст. 126, 206, 211; п. «б» ч. 3 ст. 131, 132; ч. 1 ст. 227 УК). Анализ диспозиций и санкций составов перечисленных преступлений приводит к выводу, что понятием насилия в них охватывается и причинение умышленного тяжкого вреда здоровью личности, предусмотренного ч. 1 ст. 111 УК.
В названных статьях после части, содержащей признак умышленного тяжкого вреда здоровью (либо в той же самой части, как в статьях об изнасиловании и насильственных действиях сексуального характера), имеется часть, предусматривающая квалифицирующий признак в виде причинения смерти лицу по неосторожности. Наступление смерти по неосторожности может быть результатом неосторожного или умышленного поведения виновного.
Умышленное поведение лица может быть соединено с насилием, опасным для жизни или здоровья, в частности с нанесением умышленного легкого, средней тяжести или тяжкого вреда здоровью потерпевшего: В УК РФ нет составов, предусматривающих самостоятельную уголовную ответственность за наступление смерти по неосторожности вследствие причинения умышленного легкого или средней тяжести вреда здоровью.
Если способом совершения названных составных преступлений было применение насилия в виде умышленных ударов, побоев, нанесения вреда средней тяжести, от которых наступает по неосторожности смерть лица, квалифицировать совершенное нужно по части статьи, предусматривающей отягчающий признак — неосторожное причинение смерти лицу (ч. 3 ст. 126, 206, 211, 227; п. «а» ч. З ст. 131, 132 УК).
При наступлении смерти по неосторожности вследствие причинения умышленного тяжкого вреда здоровью лица к уголовной ответственности виновный привлекается по самостоятельной норме об умышленном нанесении тяжкого вреда здоровью, повлекшем по неосторожности смерть потерпевшего (ч. 4 ст. 111 УК). В ч. 4 ст. 111 УК предусмотрено составное преступление, норма о котором является целым, а норма о причинении смерти по неосторожности (ч. 1 ст. 109 УК) — частью.
В нормах о деяниях, предусмотренных ч. 1 ст. 128, 205 УК, не сказано о возможности их совершения с насилием, но представляется, что насилие охватывается содержанием их объективной стороны.
В 15 составах преступлений с двумя формами вины (ч. 3 ст. 126, 127, 152, 205, 206, 211, 227, 230; п. «б» ч. 3 ст. 131, 132; ч. 2 ст. 128, 167, 215, 217, 220 УК) наряду со смертью потерпевшего предусмотрено иное тяжкое последствие. При этом отношение виновного к смерти человека возможно исключительно по неосторожности, к иным же тяжким последствиям — как по неосторожности, так и с умыслом. Сказанное соответствует редакции ч. 2 ст. 24 УК, согласно которой «деяние, совершенное только по неосторожности, признается преступлением лишь в случае, когда это специально предусмотрено соответствующей статьей Особенной части настоящего кодекса». Из данного текста вытекает следующее. Во-первых, если совершение преступления возможно как неосторожно, так и умышленно (например, ч. 1 ст. 121 УК), во-вторых, если имеется преступление с двумя формами вины (на-пример, п. «б» ч. 2 ст. 131 УК), то указание на неосторожную вину в статье может и отсутствовать.