Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
namefix-93.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
5.01 Mб
Скачать

Доля валют в операциях с процентными свопами, июнь 2010 г

Валюты

Код

Название

Доля, %

AUD

Австралийский доллар

0,56%

CAD

Канадский доллар

0,72%

DKK

Датская крона

0,07%

EUR

Евро

37,50%

HKD

Гонконгский доллар

0,15%

JPU

Японская иена

12,67%

NZD

Доллар Новой Зеландии

0,02%

NOK

Норвежская крона

0,61%

GBP

Фунт стерлингов

8,43%

SEK

Шведская крона

1,41%

CHF

Швецарский франк

1,15%

USD

Доллар США

32,69%

Другие

4,03%

100,00%

Это открывает перед заемщиками, которые не могут выйти на рынок долгосрочных долговых обязательств, например из-за недостаточно высокого кредитного рейтинга, возможности привлечения средств на краткосрочном денежном рынке с уплатой в результате обмена долгосрочных процентных ставок. Заемщики, таким образом, получают большую определенность при финансировании долгосрочных проектов, которые в противном случае были бы слишком рискованными из-за возможного роста процентных ставок.

Валютный риск является типично спекулятивным риском. У экономических операций со сменой валют всегда есть две стороны. Любое изменение курса валюты для одной из сторон принесет потери, а для другой - выгоду. Третьего не дано. Более того, косвенному экономическому валютному риску могут быть подвержены даже фирмы, не осуществляющие в своей деятельности валютообменных операций. Фирма, продающая свой товар на национальном рынке и конкурирующая на нем с иностранным товаропроизводителем, может получать конкурентное преимущество или ухудшать свою конкурентную позицию за счет изменения обменного курса, несмотря на то, что она никоим образом не связана с валютообменными операциями.

Вследствие объективных причин и факторов курсы обмена валют не могут быть неизменными в принципе, что делает валютный риск неизбежным. В основе движения обменных курсов лежат в первую очередь фундаментальные соотношения, устанавливающие взаимосвязь между различиями в уровнях инфляции и процентных ставок в разных странах, между различиями в процентных ставках и разностью форвардного и текущих курсов, а также ожидаемыми изменениями курсов спот в условиях рыночного равновесия. Математические выражения этих взаимозависимостей, выведенные А. Бакли, представлены на рис15.3.

Рис.15.3. Теоретические равенства на международных

валютных рынках.

где: - спот-курс иностранной валюты на настоящее время при прямой котировке;

- форвард-курс на настоящее время;

- национальная банковская процентная ставка;

- иностранная банковская процентная ставка;

- ожидаемый национальный темп инфляции;

- ожидаемый иностранный темп инфляции;

- прогнозируемый спот-курс на время T.

Следует подчеркнуть, что модель, наглядно отраженная на рисунке 1, является моделью равновесия. В действительном мире рынки колеблются вокруг точки равновесия, но необычайно редко в ней находятся. Следовательно, не следует удивляться, если в коротких периодах какое-либо из четырех уравнений модели реально не выполняется. Тем не менее, представленная модель отражает закономерности соотношения валют разных стран и динамики обменных курсов.

Эффект Фишера утверждает, что процентные ставки в двух странах должны различаться в том же соотношении что и темпы ожидаемой инфляции. Если это равенство и не выполняется абсолютно, то неизбежно при росте темпов инфляции в одной из стран по сравнению с другой должны соответственно изменяться и процентные ставки.

Паритет процентных ставок уравнивает изменения форвардного курса по сравнению с текущим курсом (премии или скидки) с изменениями процентных ставок в данных странах. Из этого уравнения следует, что форвардные обменные курсы должны изменяться в таком направлении и пропорции, чтобы был невозможен арбитраж на кредитном рынке. То есть курс должен изменяться таким образом, чтобы было невозможно получить арбитражную прибыль, взяв кредит по низкой ставке в одной стране и выдав ссуду по высокой ставке в другой. Многочисленные эмпирические исследования подтверждают, что отклонения от этого равновесия не являются существенными, если не принимать во внимание последствий несовершенства рынка, таких как установление правительствами ограничений на обмен валют, ограничений на свободное перемещение капиталов и прибылей и т.п.

Нижнее равенство, вытекающее из теории ожидания, устанавливает тесную взаимосвязь между форвардными курсами валют и будущими спот-курсами. И теория, и эмпирические исследования подтверждают, что будущие спот-курсы тяготеют к срочным курсам. Статистически форвардные курсы должны быть несмещенными оценками будущих курсов спот. Дискуссионный вопрос состоит лишь в том, какой из них является предопределяющим. Существует две точки зрения. Согласно первой из них наличный курс определяется рыночными условиями, а форвардный лишь подстраивается к нему. Альтернативная позиция утверждает, что форвардный курс играет определяющую роль, а текущий лишь изменяется вслед за ним. Сторонники каждой из точек зрения приводят свои веские аргументы, но эта дискуссия не опровергает главного вывода о близости форвардного и будущего текущего курсов. Таким образом, теория ожидания опосредовано связывает различие в уровне процентных ставок с будущими курсами спот.

Виды валютных рисков:

1. Операционный валютный риск в основном связан с торговыми операциями, а также с денежными сделками по финансовому инвестированию и дивидендным (процентным) платежам. Операционному риску подвержено как движение денежных средств, так и уровень прибыли. Этот риск можно определить как возможность недополучить прибыль или понести убытки в результате непосредственного воздействия изменений обменного курса на ожидаемые потоки денежных средств. Экспортер, получающий иностранную валюту за проданный товар, проиграет от снижения курса иностранной валюты по отношению к национальной, тогда как импортер, осуществляющий оплату в иностранной валюте, проиграет от повышения курса иностранной валюты по отношению к национальной.

Следует отметить, что практически каждое предприятие в той или иной форме подвержено операционным валютным рискам. Это определяется следующими факторами:

  • видом деятельности предприятия;

  • типом конкуренции в отрасли;

  • альтернативными источниками факторов производства;

  • эластичностью спроса на производимую продукцию.

2. Бухгалтерский (трансляционный) риск измеряет влияние изменения валютных курсов на бухгалтерскую стоимость фирмы. Этот риск лежит в основе бухгалтерских прибылей / убытков от изменения валютных курсов. Они образуются в результате конверсии показателей финансовой отчетности по валютным операциям в «домашнюю» валюту корпорации. Потери / прибыли возникают вследствие изменения номинального обменного курса валюты в течение отчетного периода. Они являются так называемыми нереализуемыми потерями / прибылями и не приводят к изменениям в реальном денежном потоке предприятия. За исключением некоторых случаев управление трансляционными рисками не применяется. Они зависят от способа и правил регистрации и конверсии валютных сделок в домашнюю валюту корпорации.

3. Экономический валютный риск определяется как вероятность неблагоприятного воздействия изменений обменного курса на экономическое положение компании, например на вероятность уменьшения объема товарооборота или изменение цен компании на факторы производства и готовую продукцию по сравнению с другими ценами на внутреннем рынке. Риск может возникать вследствие изменения остроты конкурентной борьбы, как со стороны производителей аналогичных товаров, так и со стороны производителей другой продукции, а также изменения приверженности потребителей определенной торговой марке. Воздействие могут иметь и другие источники, например реакция правительства на изменение обменного курса или сдерживание роста заработной платы в результате инфляции, вызванной обесцениванием валюты.

В наименьшей степени экономическому риску подвержены компании, которые несут издержки только в национальной валюте, не имеют альтернативных источников факторов производства, на которые могли бы повлиять изменения валютного курса. Эти компании реализуют продукцию только внутри страны и не встречают конкуренции со стороны товаров, цены на которые могут стать более выигрышными в результате благоприятного изменения курса. Однако даже такие компании не полностью защищены, так как изменения обменного курса могут иметь последствия, которых не сможет избежать ни одна фирма.

Колебания обменных курсов могут повлиять на степень конкуренции со стороны других производителей, оказав воздействие на структуру их затрат или на их продажные цены, выраженные в национальной валюте. Компания, продающая исключительно на внутреннем рынке, с затратами, оплачиваемыми только в национальной валюте, пострадает от повышения курса внутренней валюты, поскольку конкурентные импортные товары будут более дешевыми, так же как и товары внутренних производителей-конкурентов, издержки которых оплачиваются частично в иностранной валюте.

Изменения стоимости валюты страны могут иметь дополнительную значимость для компании, разместившей свои филиал в этой стране в целях обеспечения дешевого источника поставок либо на свой внутренний рынок, либо на рынки других стран-потребителей.

Основное отличие экономического риска от бухгалтерского вытекает из самого определения понятия изменения валютного курса, которое приводит к прибылям или убыткам. Согласно бухгалтерским правилам сделка вносится в отчетность с учетом спот-курса на момент сделки, а закрывается с учетом спот-курса на день расчетов. Таким образом, прибыли / потери от изменения валютного курса зависят от всей величины изменения номинального курса между этими датами. Однако с экономической точки зрения это не имеет никакого смысла.

4. Скрытый валютный риск. Существуют операционные, трансляционные и экономические риски, которые на первый взгляд неочевидны. Например, поставщик на внутреннем рынке может использовать импортные ресурсы, и компания, пользующаяся услугами такого поставщика, косвенно подвержена операционному риску, так как повышение стоимости затрат поставщика в результате обесценивания национальной валюты заставило бы этого поставщика повысить цены. Еще одним примером может быть ситуация с импортером, которому выписывается счет-фактура в национальной валюте и который обнаруживает, что цены меняются его зарубежным поставщиком в соответствии с изменениями обменного курса для обеспечения постоянства цен в валюте страны поставщика.

Скрытые операционные и (или) трансляционные риски могут возникнуть и в том случае, если зарубежная дочерняя компания подвержена своим собственным рискам. Предположим, что американский филиал британской компании экспортирует продукцию в Австралию. Для американской дочерней компании существует риск потерь от изменения курса австралийского доллара, и она может понести убытки в результате неблагоприятных изменений курса австралийского доллара по отношению к доллару США. Подобные убытки подорвут прибыльность филиала. Возникает косвенный операционный риск, поскольку поступления прибыли от дочерней компании сократятся. Материнская компания также столкнется с трансляционным риском, если уменьшение прибыли от филиала будет отражено в оценке стоимости активов филиала в балансовом отчете материнской компании.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]