Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
В.А.Гаврилюк. Теория развития. Книга вторая-Осн...doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.83 Mб
Скачать

иВ.А.Гаврилюк

Теория развития

Выпуск второй

Основные ступени развития.

Неопределенное, определенное, наличное и реальное бытие

Киев

Издательство «Слово»

2012

Оглавление

Предисловие 3

1.Ступень неопределенного бытия 6

2.Ступень определенного бытия 35

3.Ступень наличного бытия 73

Типология форм наличного бытия 99

Качество 133

Количество 180

Мера 220

4.Ступень реального бытия 275

Вещь 288

Свойство 300

Отношение 327

Обращения к читателю от автора 352

ББК 15.1

Г12

Рецензенты:

Герасимчук А.А. – доктор философских наук, профессор;

Черний А.М. – доктор философских наук, профессор.

Г12 Гаврилюк В.А. Теория развития. Выпуск 2. Основные ступени развития. Неопределенное, определенное, наличное и реальное бытие. – К.: Слово, 2012. – 351 с.

Исследуется четыре основные ступени развития – неопределенное, определенное, наличное и, частично, реальное бытие. Анализируется их категориальный состав, структура, свойственные им противоречия и процессы, типология их формообразований.

Для научных работников, преподавателей философии, аспирантов и студентов философских факультетов, всех, кто интересуется актуальными проблемами философской науки.

ББК 15.1

ISBN 966-978-842-73-2 © Гаврилюк В.А., 2012г.

Предисловие

Этим выпуском мы начинаем систематическое рассмотрение теории развития, ее категорий, основоположений и законов. Трудности, которые при этом испытывает не только читатель, но и автор книги, были охарактеризованы ранее (см.: Вып. 1, раздел «Архитектоника системы категорий развития»). Там, в частности, отмечалось, что при освоении системного целого отдельные его положения (структурные элементы и звенья) приобретают истинный смысл и значение (а потому могут быть адекватно поняты) лишь как моменты целого, т. е. лишь в конце изложения. Несомненно, сказанное справедливо, когда речь идет и о системе категорий развития, которая, конечно же, является системным целым в высшем смысле этого слова. Поэтому так важно предварительно дать читателю общее представление о целом, а также сообщить ему ряд общеметодологических положений, которые облегчат восприятие авторской позиции, помогут ориентироваться в массе материала.

Прежде всего, здесь следует напомнить читателю те «узелки на память», которые были перечислены в послесловии к предыдущему выпуску нашей работы.

Главное, чем должна отличаться последовательная теория развития от всякого рода метафизических (явных и скрытых, завуалированных) концепций развития, – есть понимание категорий диалектики как ступенек развития. Это тот пункт, на котором, как на оселке, четко и однозначно устанавливается, имеем ли мы дело с действительной диалектикой или же с таковой лишь По-видимости, по названию, за которым скрывается заурядная, махровая метафизика. Это первое, что должен усвоить читатель и чего он обязан неукоснительно придерживаться, постигая предложенную нами систему категорий диалектики. Впрочем, надобно предупредить читателя: выполнить данное требование непросто, а некоторых случаях – весьма затруднительно. Ибо требуются значительные интеллектуальные усилия, высокий уровень теоретического мышления, дабы систему категорий диалектической логики понять и представить как последовательность ступеней развития как объективного процесса. Потому-то столь живуч и для абсолютного большинства наших философов столь естественным кажется гносеологизм – точка зрения, согласно которой система категорий диалектики выражает собой последовательность ступеней познания, но никоим образом – не последовательность ступеней развития самого объективно существующего предмета.

Второе, что надобно здесь постоянно иметь в виду, – это отказ от триадного формализма как абсолютного принципа структурной организации категорий в системе. В действительности каждая ступень развития имеет только ей присущий специфический ритм движения и развертывания своих определений, который, в зависимости от особенной природы той или иной ступени, может заключать лишь одну, или же две, или три, четыре и даже пять фаз восхождения. В целом же развитие проходит пять основных ступеней, т.е. имеет форму пентады, и это, как было показано в соответствующем месте, в конечном итоге определяется логической структурой диалектического противоречия, его генетической экспозицией. Иными словами, чтобы достичь зрелой формы, противоречие с необходимостью проходит пять основных формообразований; поскольку же оно (противоречие) является действительным источником и движущей силой развития, то именно оно (и только оно одно) детерминирует общую логику развития, его пятиступенчатый (пентадный) ритм, а стало быть, и общую структуру системы категорий развития.

Ниже дается краткая характеристика основных ступеней развития. Это ступени неопределенного, определенного, наличного, реального и действительного бытия.

А именно, развитие всякого предмета начинается с его становления. На этом этапе о предмете можно сказать, что он уже есть, ибо он уже становится, и вместе с тем – что его еще нет, ибо он только становится, еще не завершил свое становление. Это противоречивое состояние становящегося предмета Гегель терминологически обозначил как единство бытия и ничто: всякое становящееся новое, поскольку оно уже есть, обладает бытием; поскольку же его еще нет, то оно (новое) равно ничто. Поскольку в момент становления новое есть и его нет, то оно обладает неопределенным бытием.

Завершив становление, новое получает определенное бытие (его особенности определены его становлением). Однако, поскольку оно возникло в недрах старого, то поначалу оно синкретически (нерасчлененным образом) слито со старым. Образно говоря, возникшее новое поначалу настолько слабенькое, хилое, что само по себе не может существовать, а способно функционировать лишь в непосредственном единстве со старым, которое его породило и продолжает на первых порах всячески питать его.

Но по мере того, как новое укрепляется, оно освобождается от синкретизма со старым, получает внешнее (по отношению к старому) бытие. Это – наличное бытие нового. Однако, став внешним по отношению к старому, новое остается с ним связанным, существует на его основе. Другими словами, предмет на ступени наличного бытия пока не располагает собственными основаниями, функционирует на чужом основании.

Дальнейшее развитие предмета связано с выработкой его собственных оснований. Как только эти (собственные) основания сложились, предмет приобретает реальное бытие (существование). Иначе говоря, предмет здесь становится относительно самостоятельным, функционирует как отдельный предмет, т.е. как вещь, обладающая собственными свойствами и вступающая в определенные отношения с другими вещами. Однако он продолжает находиться в условиях, доставшихся ему от старого. Они образуют тот фон, который его окружает и с которым он вынужден считаться, находясь, таким образом, в зависимости от старого.

Следующий шаг в развитии предмета состоит в том, что он подчиняет себе упомянутые условия или, точнее, он сам начинает продуцировать условия свого бытия. Старое здесь преодолено полностью; то, что досталось от старого, полностью ассимилировано предметом, превращено в средства его собственного движения и действия. Иначе говоря, предпосылки и условия бытия предмета воспроизводятся самим предметом, суть следствия его собственного функционирования. Это – ступень действительного (субстанциального) бытия предмета. Ибо, располагая собственными основаниями и условиями бытия, полностью производя то, что ему нужно для функционирования, предмет превращается в субстанцию – самодостаточную, самодвижущуюся, саморазвивающуюся реальность. Ничего иного, кроме как указания на наличие перечисленных признаков, понятие субстанции не означает.

Достигнув действительного (субстанциального) бытия, предмет не прекращает развиваться. Скорее наоборот, именно здесь его развитие получает наибольший простор (становится саморазвитием). И суть этого саморазвития состоит в том, что предмет начинает внутри себя вырабатывать превращенные формы, т.е. начинает как бы «выворачиваться наизнанку», сам себя отрицать. Эти превращенные формы, таким образом, оказываются предпосылками качественно нового предмета, которому суждено прийти на смену данному, И этот вновь возникший предмет тоже пройдет все упомянутые стадии развития.

Каждая из перечисленных основных ступеней развития, начиная со второй, имеет свои ступени (фазы), а значит, свои особые формы (формы основных форм). Это обусловлено тем, что каждая очередная ступень развития поначалу разворачивается в формах, свойственных предшествующим ступеням. Так, вторая ступень проходит две фазы, первая из которых в снятом виде воспроизводит первую ступень, и только вторая фаза даст нам вторую ступень в форме, которая адекватна сущности последней. Третья ступень будет иметь три фазы, из которых первых две соответственно воспроизведут (опять-таки в снятом и преобразованном виде) две первых ступени развития предмета, а третья фаза непосредственно, в чистом виде отобразит природу данной (третьей) ступени. Нетрудно убедиться, что четвертая ступень будет располагать четырьмя, а пятая – пятью фазами развертывания (с по существу аналогичными логическими характеристиками), т.е. количество фаз совпадает с порядковым номером соответствующей ступени. Заметим также, что завершающая фаза каждой очередной ступени в превращенной форме будет заключать в себе следующую ступень, стало быть, содержать в себе ее полнейшие предпосылки. Иными словами, функционирование предмета на определенной ступени развития есть, с одной стороны, процесс избавления его от форм, доставшихся от предшествующих ступеней, а с другой стороны – процесс формирования превращенных форм, представляющих собой предпосылки следующей ступени.

Главная «движущая сила» процесса развития – противоречие – при этом тоже проходит соответственно пять ступеней, которые в снятом, сокращенном и преобразованном виде воспроизводят пять основных ступеней всякого развития. Поэтому оно имеет пять основных форм, каковыми являются тождество, двойное существование, различие, внешняя противоположность и собственно противоречие. Первые четыре формообразования суть приближения к противоречию как таковому, стало быть, они образуют его генетическую экспозицию, т.е. представляют собой тоже противоречие, лишенное, однако, отдельных атрибутов последнего.

Это те «узелки на память», которые постоянно должен иметь в виду читатель, чтобы не потеряться в массе материала и не стать жертвой ходячих представлений о развитии, порожденных не только обыденным сознанием, но и, в свое время, примитивизированными («для домохозяек») учебниками марксизма-ленинизма.