Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
вариант 8.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
232.26 Кб
Скачать

Заключение

Настоящее исследование посвящено изучению особенностей фрустрационного поведения подростков с умственной отсталостью в условиях депривации значимых потребностей.

Как показал теоретический анализ и проведенное эмпирическое исследование, данная проблема является новой и недостаточно изученной.

На основе теоретического анализа были сделаны выводы о сущности таких понятий как потребность и фрустрация. Были выявлены основные потребности нормально развивающегося подростка: потребности в познании, в общении, достижениях и лидировании. В то время как у подростков с нарушенным интеллектуальным развитием выявлено преобладание примитивных, не соответствующих возрасту потребностей и подтверждена асинхрония в развитии потребностей: сильная выраженность физиологических потребностей и слабая — духовных.

Состояние фрустрации как наивысшее психическое напряжение возникает вследствие невозможности удовлетворить ту или иную потребность. Экспериментально было выявлено, что при возникновении фрустрации у подростков с умственной отсталостью преобладает неконструктивное поведение – это нецеленаправленное поведение, отличающееся чертами деструктивности, ригидности и незрелости. Это реакции, направленные на окружение по типу отрицания своей вины и осуждения других, направленные на себя (I) по типу самообвинения, концентрирующиеся на защите собственного «Я» с самооправданием и ссылкой на обстоятельства.

В результате эмпирического исследования выявлены актуальные потребности подростков с интеллектуальной недостаточностью: потребность в безопасности, в уважении и самоактуализации, социальная потребность, а также чувство удовольствия (физиологические потребности). Самой неудовлетворенной (IV место по степени удовлетворенности) и менее значимой (IV место по степени значимости) является потребность в безопасности. Однако по содержанию выявленные потребности примитивные, ограниченные «чисто» бытовыми нуждами и не соответствуют возрасту.

Выявленные в ходе эксперимента реакции подростков с умственной отсталостью на ситуации фрустрации значимых потребностей являются неконструктивными, внешне направленными с фиксацией на самозащите, что является характерной чертой более младшего возраста. Так же было доказано отсутствие причинно-следственных связей между фрустрацией потребности и реакции на данную ситуацию.

Учитывая все выше сказанное, мы можем констатировать, что выдвинутые гипотезы полностью доказаны, поставленные задачи решены, цель исследования достигнута.

Таким образом, наше исследование подтвердило взаимосвязь фрустрационного поведения подростков с интеллектуальной недостаточностью с удовлетворенностью значимых потребностей. Однако данная проблема требует дальнейшего более глубокого изучения. Перспективными направления для исследования являются изучение и разработка путей коррекции и профилактики эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной сфер личности умственно отсталого подростка при условии учета особенностей фрустрационного поведения.