
- •Нисходящие системы двигательного контроля Физиология нисходящих путей от коры больших полушарий.
- •Сенсомоторная организация отдельных колонок моторной коры.
- •Участие в программировании движений премоторных полей коры.
- •Кортико-руброспинальная система двигательного контроля.
- •Нейрофизиология ретикулоспинальных путей.
- •Тормозные влияния ретикулярной формации продолговатого мозга.
Нейрофизиология ретикулоспинальных путей.
Начало ретикуло-спинальным путям дают нейроны на всем протяжении ретикулярной формации мозгового ствола. Эти пути спускаются в составе латеральных канатиков спинного мозга.
Часть волокон в стволе мозга перекрещивается. Волокна ретикулоспинальной системы имеют различный диаметр и обеспечивают проведение возбуждения в широком диапазоне скоростей.
Облегчающие ретикулоспинальные влияния. Американские нейрофизиологи Р. Райнс и Г. Мэгун (1946) установили, что слабое электрическое раздражение ретикулярной формации мозгового ствола и более ростральных отделов мозга усиливает двигательные реакции на раздражение моторной области коры и заметно облегчает коленный рефлекс (рис. 5.25).
Эти эффекты опосредованы ретикулоспинальными волокнами, преимущественно идущими в составе латерального канатика.
Область, из которой вызываются двусторонние облегчающие влияния, включает значительную часть ретикулярной формации продолговатого мозга, покрышку моста и среднего мозга, центральное серое вещество, субталамус и гипоталамус, а также срединное и интраламинарные ядра таламуса.
Облегчающая ретикулоспинальная система играет важную роль в развитии децеребрационной ригидности и спастичности.
На децеребрированных кошках (перерезка мозгового ствола на межкол-ликулярном уровне) было показано, что стимуляция участков облегчающей системы ниже уровня перерезки усиливает и без того.
Увеличенные в таких условиях проприоцептивные рефлексы. Этот эффект развивается билатерально. Влияние облегчающей системы Мозгового ствола на экстензорный тонус было убедительно показано на кошках с хронической спастичностью, которая развивалась в результате удаления двигательной области коры больших полушарий.
Спастическое состояние, устраняющееся во время эксперимента на фоне наркоза, не только восстанавливалось, но существенно усиливалось при стимуляции облегчающей системы мозгового ствола вплоть до развития судорог.
Тормозные влияния ретикулярной формации продолговатого мозга.
Значительный вклад в развитие представлений о нейрофизиоло-гических механизмах контроля тонуса внесло открытие Г. Мэгуном и Р. Райнсом (1947) области вентральной ретикулярной формации продолговатого мозга, оказывающей тормозное влияние на разные виды двигательной активности: флексорный, коленный и другие рефлексы.
Движения, вызванные раздражением моторной коры, также сильно тормозились.
У децеребрированной кошки раздражение указанной области приводило к полной потере тонуса в ригидно разогнутых конечностях.
Все тормозные эффекты проявлялись билатерально, но на ипсилатеральной стороне они имели меньший порог.
Тормозные эффекты, вызываемые на спинальном уровне, были опосредованы ретикулоспинальными путями, проходившими в переднелатеральной области белого вещества спинного мозга.
Активность тормозного механизма продолговатого мозга зависела от высших отделов мозга.
При устранении этих влияний, например в результате высокой децеребрации и удаления мозжечка, ретикулоспинальный тормозный механизм переставал оказывать влияние на спинальную активность.
Электрическое раздражение тормозного центра мозгового ствола вызывает в мотонейронах сгибателей и разгибателей торможение.
Нисходящие волокна, по которым осуществляется это влияние, проходят в вентральном квадранте спинного мозга в составе вентрального ретикулоспинального пути.
Латентное время наблюдаемых эффектов указывает на их полисинаптичекую природу.
Другая группа тормозных эффектов опосредована дорсальной ретикулоспинальной системой, берущей начало примерно в тех же областях мозгового ствола, что и вентральный ретикулоспинальный тракт.
После перерезки вентрального квадранта спинного мозга (для устранения влияний вентрального ретикулоспинального пути) стимуляция тормозного центра мозгового ствола уже не вызывает торможение в мотонейронах.
По-видимому, непрерывный путь волокон в этой области вообще отсутствует, и тормозные эффекты осуществляются через проприоспинальные (собственные) волокна спинного мозга. Поэтому указанный путь обозначается как дорсальная ретикулоспинальная система.
Таким образом, наиболее древняя система надсегментарного моторного контроля — ретикулярная формация мозгового ствола — через ретикулоспинальные пути оказывает как облегчающие, так и тормозные влияния на весь нейронный аппарат спинного мозга.
Наряду с быстропроводящими компонентами этих путей, обеспечивающими прямое действие ретикулярной формации на мотонейроны, волокна с меньшей скоростью проведения оказывают влияния на интернейронную сеть.
Ретикулоспинальные пути иннервируют мотонейроны сгибательных и разгибательных мышц. Однако эти влияния оказываются преимущественно на проксимальные мышцы конечностей и мышцы туловища.
Мышечные рецепторы
Рис. 5.20. Сравнение (показано толщиной стрелок) возбудительных входов от моторной коры и афферентов от мышечных веретен на мотонейроны спинного мозга, иннервирующие мышцы руки обезьяны.
D Разгибатель О Сгибатель
• Отводящий мускул « Приводящий мускул
Рис. 5.22. Отношение вход-выход нейронов моторного представительства большого пальца руки обезьяны.
Реконструкция путей погружения электродов и локализации нейронов одного эксперимента. Сплошные линии, обозначенные номерами, — треки электродов. Периферический двигательный эффект обозначен разными символами. Пункты, где микростимуляция вызывала двигательный эффект, обозначены короткими горизонтальными линиями на электродных треках.
«Как зарядил, так и иду. Заметил, что не так, но не мог изменить»
Рис. 5.23. Двигательные персеверации у больного с повреждениями в премоторной области (по А. Р. Лурия, 1973).
Рис. 5.25. Схема областей мозга, электрическая стимуляция которых вызывает облегчение или торможение двигательной активности.
1 — моторная кора; 2 — полосатые тела; 3— мозжечок; 4, 5 лярная формация.