Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
шпоры по философии готовые.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
113.7 Кб
Скачать

12. Модели развития в ест-научном и соц-гуман. Знании

Становление эволюционных идей в науке осуществлялось на протяжении достаточно длительного времени. С разной степенью интенсивности и в различных контекстах эти идеи обнаруживают себя в развитии биологии, геологии, палеонтологии, психологии, социологии и других научных дисциплин. Безусловным лидером в этом отношении является биологическое познание. Именно в биологии принцип развития получил наиболее полную и фундаментальную разработку.

Одна из первых попыток создания целостной эволюционной теории принадлежит Ж-Б. Ламарку(«Философия зоологии» (1809)). Согласно Ламарку, природе свойственно стремление к постоянному совершенствованию своих форм, осуществляющемуся посредством наследования организмами благоприобретенных свойств. Он располагал живые организмы в определенном порядке, выстраивая их иерархию от простого к сложному. Эволюционные идеи Ламарка оказали значительное влияние на последующее развитие естествознания — в частности, геологии.

Подлинное торжество эволюционных представлений применительно к живой природе обнаруживается лишь у Ч. Дарвина. Именно в теории Дарвина впервые на научных принципах обосновывается целостная концепция эволюции органической жизни, вскрываются движущие силы тех изменений, которые происходят в живой природе. В знаменитом сочинении «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859) Дарвин раскрывает важнейшие эволюционные механизмы: изменчивость, наследственность, естественный отбор.

Изменчивость трактуется как атрибутивное свойство живого существовать в широком наборе форм, вариантов, модификаций. В силу этого обеспечивается потенциальная возможность разнообразных переходов от одной формы к другой, которые в итоге создают динамическую напряженность и приводят к мутациям — случайным изменениям в характеристиках биологических видов. Причинами мутаций могут быть космические излучения, химические и геологические воздействия, климатические факторы и иные изменения в окружающей среде. Чаще всего под их воздействием живые организмы погибают либо получают новые признаки, не улучшающие возможностей адаптироваться к изменившимся условиям существования. Лишь очень незначительная часть организмов приобретает такие новые свойства, с которыми получает шанс стать исходной основой нового вида.

Наследственность — свойство живых организмов сохранять материальную и функциональную преемственность между поколениями, вследствие чего в живой природе устанавливается непрерывная и направленная линия изменений организмов, обеспечивается нарастание и аккумуляция положительных признаков. Дарвин отмечает, что благодаря этому свойству эволюция живых существ не происходит в форме резких и радикальных изменений, а, наоборот, осуществляется только короткими и медленными шагами. Отсюда правило: природа не делает скачков.

Естественный отбор — основной движущий фактор биологической эволюции. Он выступает необходимым следствием непрерывной борьбы за существование, которая пронизывает все пространство жизни на Земле и, в свою очередь, является следствием геометрической (быстро нарастающей) прогрессии — неотъемлемой черты размножения всех живых организмов. Самые жесткие формы указанной борьбы характерны для особей одного и того же вида, поскольку контакты и состязание между ними наиболее часты и неизбежны. Именно благодаря естественному отбору эволюционный процесс приобретает направленный и прогрессивный характер, интегрирует в себе неисчислимое множество происходящих в природе изменений.

Эволюционная теория Ч. Дарвина завершила формирование биологии как научной дисциплины, сформировала основы такой картины биологической реальности, в которой принцип развития выполняет функции основополагающего начала.

С формированием в биологии XX столетия таких направлений исследования, как синтетическая теория эволюции, гененетика, популяционная экология и др., значительно изменяется и дополняется та картина биологической реальности, которая была обоснована в учении Дарвина. Основной единицей эволюции становится популяция, а не отдельный организм. Выявляются молекулярно-генетические механизмы наследственности.

Так, становление и развитие социологии происходило под очевидным влиянием эволюционного стиля мышления, развитого в биологии. Г. Спенсер продолжает эту линию развития социологии, трактуя социальную динамику как неотъемлемый компонент эволюции мира в целом. Подобные аналогии не редкость и в современном социальном познании. Можно долго перечислять «друзей эволюции» и среди представителей других дисциплин — как естественнонаучных, так и гуманитарных.

К середине XX века принцип развития становится действительно парадиг-мальным образцом мышления и научного исследования. Однако физика, которая длительное время являлась своеобразным лидером естествознания и транслировала свои идеалы и нормы научного исследования природы в другие естественные науки, по-прежнему оставалась приверженной неэволюционным подходам и методологиям. Классическая физика и неклассические физические теории при изучении фундаментальных природных взаимодействий, а также Вселенной как максимально возможной физической системы абстрагировались от их эволюционного рассмотрения.

Особенно острая, принципиальная несовместимость физики и биологии обнаружилась при сопоставлении фундаментальных основоположений дарвиновского эволюционного учения и классической термодинамики с ее знаменитым вторым началом. Согласно эволюционной теории, в мире происходит их прерывное развитие биологических форм и видов, в котором доминирующим направлением выступает прогрессивная ветвь (апоморфоз), связанная с постоянным усложнением и функциональным совершенствованием изменяющихся биосистем. Второе начало термодинамики, наоборот, постулировало факт непрерывного нарастания энтропии и разрушения, распада конечных и изолированных физических систем.

Однако простой экстраполяции принципа эволюции на физическое познание и, в частности, на интерпретацию жизни Вселенной, было явно недостаточно для того, чтобы представления об универсальности развития в мире живой и неживой природы, а также социокультурных систем, стали неотъемлемым компонентом современной общенаучной картины мира. Для этого в научном мышлении должен был утвердиться принцип глобального, или универсального, эволюционизма.