
- •7.03040101 «Правоведение»
- •На магистерскую работу студентки
- •Календарный план
- •Выводы руководителя магистерской работы
- •Выводы кафедры о магистерской работе
- •Содержание
- •Глава 1. История развития преступлений против мира и безопасности человечества в украине и мире……………………………………….………………………………………13
- •Глава 2. Понятие, система и юридическая характеристика преступлений против мира и безопасности человечества
- •Глава 3. Причины и основные направления противодействия преступлений против мира и безопасности человечества
- •Введение
- •Глава 1. История развития преступлений против мира и безопасности человечества в украине и мире
- •Глава 2. Понятие, система и юридическая характеристика преступлений против мира и безопасности человечества
- •2.1. Уголовно-правовая и криминологическая характеристика преступлений против мира и безопасности человечества
- •Классификация преступлений против мира и безопасности человечества
- •. Личность преступника в механизме детерминации преступлений против мира и безопасности человечества
- •Глава 3. Причины и основные направления противодействия преступлений против мира и безопасности человечества
- •3.1. Причины и условия, способствующие совершению преступлений против мира и безопасности человечества
- •3.2. Криминологическая характеристика ответственности за преступления против мира и безопасности человечества
. Личность преступника в механизме детерминации преступлений против мира и безопасности человечества
Общественные науки, изучающие сложные социальные явления, связывают предмет своего познания в большей или меньшей степени с проблемой человека. Не составляют исключения из этого правила и юридические науки криминального цикла, в том числе и криминология. Как справедливо отмечает профессор А.И. Долгова, ни один криминолог, какую бы научную школу он не представлял, не может обойти проблемы, связанной с человеком, совершающим преступления 96. Значение личности преступника определяется тем, что преступление, будучи результатом сознательной волевой деятельности человека, не только немыслимо вне лица, его совершившего, но и в большей мере обусловлено сущностью и особенностями этого лица. Кроме того, без изучения личности преступника не могут быть поняты ни причины отдельного преступления, ни причины преступности как массового социального явления. Хотя имеется круг весьма авторитетных учёных, которые отрицают существование особой личности преступника97.
Как и всякое частное научное направление в криминологии, учение о личности преступника имеет богатую историю. Принято считать, что оно складывалось постепенно на протяжении ХIХ века. Первые попытки разобраться в этой проблеме выражались в установлении особых психофизических признаков, отличающих преступников или определенный их вид от других людей, не совершающих преступлений, а также разделении их на однородные группы. Последовательно и всесторонне этой проблемой в указанный период занимались такие известные ученые антропологического направления из различных стран мира, как: Атомир, Вуазен, Галль, Гарофалло, Тулмуш, Топинар, Дий (Dieu), Фрежье, Марро, Лафатер, Каспер, Колаяни, Ловернь, Самсон, Ферри, Ашаффренберг и другие исследователи. Научные разработки указанных выше учёных в последующем позволили талантливому итальянскому врачу-психиатру и тюремному антропологу Чезаре (Цезарю) Ломброзо сделать вывод о том, что нет единого (прирожденного) типа преступника, а есть множество их видов, которые существенно отличаются друг от друга98. Однако исследования личности преступника происходили не только за рубежом, но и на территории Российской Империи. Свидетельством тому являются криминологические работы конца ХIХ – начала ХХ вв. таких авторов, как: Л.Е. Владимиров, Д.А. Дриль, С.В Познышев, И.Я. Фойницкий, О. Савицкий и другие. Криминологическое учение о личности преступника активно развивалось во многих странах мира и в последующем, в том числе и в отдельные периоды в СССР99.
На протяжении всего прошлого ХХ века советскими и украинскими учеными, в большей степени криминологами, проводилась работа как в области теории личности преступника, так и по изучению отдельных типов, видов и групп преступников. Продолжаются активно и последовательно исследоваться различные аспекты личности преступника и в наступившем XXI веке. В связи с этим можно говорить об относительно полной изученности личности преступника в современной отечественной и зарубежной криминологической науке. При этом одни специалисты данное направление именуют теорией личности преступника100, другие – криминальной антропологией 101. Третьи – криминологией личности (В.Н. Бурлаков).
На наш взгляд, второе наименование выглядит более предпочтительным. Во-первых, это обусловлено тем, что термин «антропология» включает в себя учение о человеке: его происхождении и изменчивости во времени и пространстве102. Во-вторых, активным формированием новых научных направлений: физическая антропология, философская антропология, социальная антропология 103, внутри которых активно формируются теории среднего уровня, способные методологически «помочь» в исследовании преступника. К таковым теориям относятся юридическая антропология104 и политическая антропология105, в данный перечень легко вплетается и криминальная антропология как учение о личности преступника или криминогенной личности106.
Для того чтобы обратится к научному осмыслению и объяснению личности преступника, совершающего преступления против мира и безопасности человечества, необходимо сначала определиться с содержанием более общего термина – «личность преступника». Традиционно в отечественной криминологической науке личность преступника рассматривалась как совокупность социально значимых свойств личности, образовавшихся в процессе взаимодействия с другими людьми и обуславливающих ее преступное поведение107. Содержание этого определения позволяет раскрыть сущность понятия «личность преступника». Поэтому нам необходимо использовать общий подход и для выработки собственного операционного понятия «личность преступника, совершившего преступление против мира и безопасности человечества». Здесь следует иметь в виду, что свойства человека, участвующего политике (а как правило, все лица, совершающие данные преступления являются политическими деятелями), приобретаются в результате его общественной и/или политической деятельности, и именно эта деятельность, а точнее прошлый политический и/или общественный опыт, подсказывает ему наиболее доступные и результативные способы приобретения, сохранения, распределения или утраты власти. При этом отдельные неоднократно апробированные в процессе политической деятельности из этой массы способов и приемов, хотя и подтверждают свою эффективность, однако запрещены нормами национального и/или международного права. Поэтому выбор средств достижения (сохранения) власти – это всегда выбор лица, претендующего на эту власть108.
С учётом изложенного можно предположить, что личность преступника, совершающего преступления против мира и безопасности человечества – это совокупность социально значимых свойств личности, образовавшихся в процессе её общественной либо политической деятельности и обуславливающих использование ею для достижения своих целей средств, порицаемых с позиции действующего национального и/или международного уголовного законодательства.
Здесь мы видим необходимость уточнения своей позиции по поводу избранного нами термина «личность преступника, совершившего преступление против мира и безопасности человечества», поскольку этому термину мы даем лишь операционный характер. В данной работе мы обозначаем им криминологическое понятие лица, совершившего, с нашей точки зрения, преступление против мира и безопасности человечества, независимо от того, привлечено ли оно к уголовной ответственности, понесло ли за его совершение наказание, и вступил ли при этом в законную силу приговор суда.
При изучении личности преступника совершившего преступление против мира и безопасности человечества необходимо обратить внимание в первую очередь на мотивацию ее поведения, поскольку мотивационная сфера является «центром внутренней структуры личности, интегрирующим ее активность»109, в том числе и криминальную.
Иногда мотивам даже придают значения детерминантов деятельности, воспроизводят мотивацию в значении причинной обусловленности последней110. Более четкое представление о природе и роли мотива относительно личности дает анализ процесса возникновения. Чаще всего указывают, что мотив – это опредмеченная потребность, то есть объедена с определением предметом ее удовлетворения. Иногда утверждают, что мотив – это не потребность, а предмет ее удовлетворения в случае приобретения последним возбуждающей способности. По мнению Закалюка А.П., мотив – это специфическое отношение к предмету удовлетворения потребностей, отношение, которое отображает восприятие способности предмета удовлетворять потребность и определение способа исполнения предметом этой роли111.
Савченко А.В. подразделяет мотивы преступников на: 1) общественно-отрицательные (низкие) мотивы; 2) общественно-нейтральные; 3) общественно- положительные112. Следовательно злоумышленник, совершивший преступные деяния против мира и безопасности человечества руководствуется низкими мотивами так, как это те, которые всегда, в любом случае, антисоциальные, негодяйские и осуждаются всем обществом (корыстные; хулиганские; мести за правомерную деятельность; национальной, расовой, религиозной вражды и т.п.).
Так, А.И. Салахова, не разделяя субъективные характеристики преступников, совершивших преступление против мира и безопасности человечества, на мотивы и цели, выделяет следующие из них:
1) приобретение власти;
2) сохранение власти;
3) укрепление власти;
4) распределение власти;
5) утрата власти;
6) создание нового независимого государства или автономной территории в рамках того же государства;
7) изменение внешних или внутренних границ национального государства или группы государств;
8) национальная, расовая, этническая или религиозная нетерпимость;
9) нетерпимость к политическому инакомыслию;
10) изменение системы управления в государстве;
11) прекращение политической деятельности113.
Не до конца изученным останется этот вопрос, если мы не рассмотрим структуру личности преступника. Закалюк А.П. выделяет 9 ее блоков:
А) три отображают социальную характеристику личности преступника:
признаки формирования, социализации личности;
признаки социального статуса и социальных ролей;
непосредственные признаки направленности личности;
Б) пять – биосоциальные, которые включают:
демографические признаки, которые имеют социальное и психологическое значение;
психофизиологические особенности, в том числе генетического происхождения;
показатели физического состояния здоровья;
показатели психического состояния;
индивидуальные психологические черты114.
На основе этой структуры мы попытаемся сконструировать личность, совершившую преступление против мира и безопасности человечества.
Говоря о социальных признаках личности, следует отметить, что подавляющее большинство преступников, совершивших преступление против мира и безопасности человечества обладали высоким уровнем образованности. Так, в 1964 году Милошевич с отличием окончил юридический факультет Белградского университета. Были главами государств, политическими лидерами, вождями народов. Большинство являлись выходцами из среднего класса, родители которых не были выдающимися людьми. На значительное количество этих преступников в юности оказывало влияние ультраправых либо ультралевых политических течений, к примеру, взгляды Гитлера сложились под влиянием крайнего националиста линцского профессора Петша и известного антисемита обер-бургомистра Вены К. Люгера115.
Если же обращаться к социальному статусу и социальной роли данных личностей, то с полной уверенностью можно сказать, что они были лидерами не только определенной группы общества, но и некоторые из них лидерами целых народов. Естественно все они имели семьи, так как статус их обязывал, но в большинстве случаев браки были несчастливыми. Социальными планами преступников против мира и безопасности человечества, ни много ни мало, являлись такие как: порабощение мира, истребление наций, завоевание других государств и другие.
Говоря о биосоциальных признаках, то превалирующим полом, совершающим преступления против мира и безопасности человечества, являются мужчины среднего возраста. Упоминая о психическом здоровье следует отметить, что существуют точки зрения, что у многих преступников просматривались психические заболевания, например, тот же Гитлер, как утверждают медики, страдал шизофренией.
Все преступники, которые обвинялись в совершении преступлений против мира и безопасности человечества обладали такими чертами характера как: грубость, нечестность, агрессивность, злобность, жестокость, цинизм, эгоизм, замкнутость, раздражительность, невозмутимость.
Им были присущи такие волевые качества как: решительность, настойчивость, способность подчинять своему влиянию.
Направленность личности, ее отношение к людям, к обществу находит свое выражение в жестокости к пострадавшим и окружающим, в игнорировании того ущерба, который тот или иной образ действий наносит обществу116. Девиз: «Цель оправдывает любые средства», - часто сопутствует совершению преступлениям против мира и безопасности человечества. Жестокость преступника проявляется в манере совершения преступления, скрывании следов, когда преступник не останавливается перед убийством свидетеля преступления (мы приводили пример истребления Сталиным своих подчинённых после Голодомора в Украине).
По степени же общественной опасности личности и ее криминогенной активности данных преступников следует отнести к абсолютно опасным («активные антисоциальные»), устойчивое преступное поведение которых носит характер активной оппозиции мировому обществу и его ценностям.
В настоящее время разработана психологическая типология криминальных личностей. Как указывает В.Г. Харчева, существует три типа личности, наиболее склонные к совершению преступлений: глобальный преступный тип, парциальный тип, предкриминальный тип117.
Преступники, совершившие преступление против мира и безопасности человечества относятся к глобальному преступному типу, для которого характерна «полная преступная заряженность».
Согласно классификации Познышева С.В., который исходя из соотношения личностных особенностей (эндогенных факторов) и внешних обстоятельств (экзогенных факторов), толкнувших субъектов на преступление, делил преступников на два основных типа: эндогенных и экзогенных118. Мы можем отнести преступников, совершивших преступление против мира и безопасности человечества к эндогенным – это лица, предрасположенные к известным видам преступной деятельности: они сами ищут условия для реализации своего преступного замысла. А именно к такому его подтипу как расчетливо-рассудочные преступники, которых толкает на преступление не порыв чувства, не стремление к мимолетным чувственным наслаждениям, а представление известной связи совершаемого преступления с их общей целью – достижением известного служебного, социального, имущественного, семейного положения и т.п.
Голина В.В. в зависимости от степени глубины антиобщественной направленности личности преступников выделяет: а) случайных преступников; б) ситуационных преступников; в) неустойчивых; г) злостных; д) особо злостных119. Согласно этой классификации преступник, совершивший преступления против мира и безопасности человечества относится к особо злостным, так как это лица, совершающие тяжкие и особо тяжкие преступления (прежде всего те, которые совершают преступления в составе организованных групп и преступных организаций, находятся в устойчивой оппозиции к нормальному моральному устройству мира).
Исходя из того, что преступления против мира и безопасности человечества готовятся и осуществляются организацией субъектов, можно классифицировать их участников согласно иерархической структуры.
Высший уровень - руководители и духовные лидеры организации, осуществляющие контроль, финансирование и организацию преступлений, руководство всей операцией.
Средний (второй) уровень - полевые командиры, командиры батальонов и бригад, осуществляющие организационно-контрольные и посреднические функции, это могут быть как местные граждане так и иностранцы, которые сами редко непосредственно осуществляют преступления.
Нижний уровень - исполнители, широкая и разнообразная категория, вмещающая как часть представителей местного населения, так и иностранных наемников120.
Исследование личности преступника было бы не полным, если бы мы не рассмотрели вопрос о соотношении этой категории преступников с общеуголовными преступниками.
Для криминологии представляют интерес следующие характерные особенности личности преступника совершившего преступление против мира и безопасности человечества:
1) преступник совершивший преступление против мира и безопасности человечества оспаривает легитимность нарушаемых им норм, в то время как обычный преступник признает это в принципе;
2) преступник совершивший преступление против мира и безопасности человечества преследует цель изменения установленных в государстве и мире норм права и морали, тогда как обычный преступник таких целей не преследует;
3) преступник совершивший преступление против мира и безопасности человечества действует (совершает преступление) бескорыстно, а обычный преступник преследует эгоистический интерес121.
Подбивая итоги всего вышесказанного можно сказать, что личностью преступника, чаще всего предстает перед нами мужчина средних лет, высокообразованным, занимавший государственные должности, не редко лидер целого государства, либо группы, представляющей определенную касту. Что же касается личных качеств, то ему характерна нечестность, агрессивность, злобность, жестокость, цинизм, эгоизм, замкнутость, раздражительность, невозмутимость. Мотивы, которыми он руководствуется являются: национальная, расовая, этническая или религиозная нетерпимость; нетерпимость к политическому инакомыслию, желание власти, покорение всего мира и др. Целью не редко становится желание изменения установленных правил в обществе или государстве.