Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Горин_экз.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
169.27 Кб
Скачать

24. Черты сходства и различия в политических системах кнр и Тайваня

http://rudocs.exdat.com/docs/index-380708.html?page=12

Осторожно, на сайте множество «очепяток»!

25. Особые административные районы кнр

Конституционные основы Сянгана и Аомэня

Согласно положениям статьи 31 и подпункта 13 статьи 62 Конституции Китайской Народной Республики, а также соответствующим решениям Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП), принятым 4 апреля 1990 года на третьей сессии ВСНП седьмого созыва, 1 июля 1997 года был образован Особый административный район Гонконг (ОАРГ). Основной закон Особого административного района Гонконг Китайской Народной Республики также вступил в силу 1 июля 1997 года. Макао, называемый на китайском языке Аомэнь, - это Специальный Административный район, автономная территория в составе Китайской Народной Республики. Расположен он в Восточной Азии, в Южном Китае, на побережье Южно-Китайского моря, в устье реки Чжуцзян.

Правовой статус Макао также регулируется не Конституцией КНР, а специальным Основным законом: основным законом Особого административного района Аомынь, принятым 1-й сессией ВСНП VIII созыва 31 марта 1993 г. и вступившим в силу с 20 декабря 1999 г.

Основной закон − высший нормативно-правовой акт ОАР, предусматривающий осуществление своем Особом административном районе значительной степени автономии и устанавливающий в ряде положений начало отношений между центром и самим районом, а также основные обязанности жителей, общественное устройство, политическую систему и основные принципы в сфере культуры в ОАР.

Основной закон ОАР Гонконг и Основной закон ОАР Макао очень схожи. Но есть и расхождения. В Основном законе Гонконга в общем 160 статей, а в Основном законе Макао 145 статей. Различия будут рассмотрены в третьем параграфе данной работы. В данном же параграфе будут освещены основные моменты, которые являются едиными для двух регионов. Основной закон устанавливает порядок самоуправления, который освещен ниже.

1. Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП) представляет регионам право осуществлять на началах значительной степени автономии, исполнительную, законодательную и независимую судебную власть, включая право вынесения окончательных судебных решений. Право вынесения окончательных судебных решений в ОАР принадлежит Высшему апелляционному суду ОАР.

2. Исполнительные и законодательные органы ОАР образуются в составе постоянных жителей конкретного района.

3. В соответствии с принципом «одна государство − две системы» в ОАР не будет создаваться социалистическая система и не будет проводиться социалистическая политика, а прежняя капиталистическая система и образ жизни районов останутся неизменными в течение 50 лет с момента создания Особого административного района.

4. Ранее действовавшее в Гонконге и Макао законодательства, т.е. общее право, право справедливости, законы, подзаконные акты и обычное право сохранят силу, за исключением любых из этих норм, которые противоречат Основном законам или будут изменены законодательными органами ОАР.

5. Законы страны не применяются в ОАР за исключением тех из них, которые перечислены в приложении III к Основному закону (см. Приложение). Законы, перечисленные в этом приложении, применяются в ОАР в силу обнародования или принятия законодательных актов в Гонконге или Макао. Постоянный комитет ВСНП (ПК ВСНП) может после консультаций с Комитетом по Основному закону и правительством исключать законы из перечня в приложении III или включать в него новые законы.

6. В соответствии с Основным законом ОАР Гонконг и ОАР Макао уполномочены самостоятельно вести свои внешние дела, используя название «Гонконг, Китай» и «Макао, Китай», поддерживать и развивать отношения и заключать и выполнять соглашения с иностранными государствами и территориями и соответствующими международными организациями в соответствующих областях, включая области экономики, торговли, валюты и финансов, судоходства, связи, туризма, культуры и спорта.

7. ОАР сохраняют статус свободного порта, отдельных таможенных территорий и международных финансовых центров. Правительства ОАР самостоятельно разрабатывают денежно-кредитную и финансовую политику и обеспечивают свободное функционирование финансовых учреждений и финансовых рынков, осуществляя их регулирование и контроль за ними в соответствии с законом. ОАР обеспечивают свободное движение капитала, его свободный ввоз и вывоз. ОАР осуществляют выпуск и регулируют обращение своей валюты.

8. ОАР самостоятельно разрабатывают политику развития образования, науки, культуры, спорта, труда и социального обеспечения; жители Гонконга и Макао пользуются свободой религии.

9. Жители Гонконга и Макао обладают широким кругом свобод и прав.

10. Положения Международного пакта о гражданских и политических правах и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах и международных конвенций в сфере труда, действующие на основании соответствующих норм Гонконга и Макао, остаются в силе и применяются путем принятия законов Особых административных районов.

Различия в конституционных основах двух регионов

Основные законы по большей части очень похожи друг на друга, но все же в них есть значительные расхождения.

Важно начать с того что Макао долгое время был частью Португалии, а Гонконг – Великобритании. Вследствие этого есть расхождения в Первой Главе Общие Положения и в Третьей Главе Основные права и обязанности жителей ОАР Аомэнь и ОАР Сянган, касательно этнических и языковых основ.

Административные, законодательные и судебные органы ОАР Аомэнь в своей деятельности помимо китайскою языка могут использовать португальский язык, который также является официальным языком ОАР Аомэнь. В ОАР Сянган, соответственно, английский язык.

К постоянным жителям Аомэня относятся родившиеся в Аомэне до или после образования ОАР Аомэнь португальцы, для которых Аомэнь является единственным местом проживания. А также португальцы, прожившие в Аомэне подряд не менее 7 лет независимо от того, до или после образования ОАР Аомэнь, для которых Аомэнь является единственным местом проживания. Интересы жителей-потомков португальцев в Аомэне по закону охраняются ОАР Аомэнь, их обычаи и культурная традиция пользуются уважением .

В каждом Основном законе есть статья 23, которая гласит: Особый административный район Аомэнь должен самостоятельно издать законы, запрещающие любые действия, имеющие целью предательство интересов государства, раскол государства, провоцирование беспорядков, подрыв Центрального народного правительства и похищение государственной тайны; запрещающие политическую деятельность на территории ОАР Аомэнъ иностранных организаций и обществ с политической окраской; запрещающие вступление аомэньских политических организаций и обществ в связь с иностранными политическими организациями или обществами. Точно такая же статья есть в Основном законе Гонконга.

Макао в отличие от Гонконга в соответствии просьбами Пекина обнародовало закон, который коррелирует с 23 статьей Основного закона ОАР Аомэнь .

А вот Гонконг до сих пор не ввел закон, который поддерживал бы 23 статью Основного закона. Противоречия по поводу 23 статьи Основного закона Гонконга стали основной темой политической жизни Гонконга в 2002 и 2003 годах, достигнув своей кульминации, выразившейся 1 июля 2003 года в полумиллионной демонстрации. Беспокойство было из-за того, что все организации в Гонконге могли бы быть запрещены, даже если они не совершали преступление по вышеупомянутой в 23 статье причине. Также в предлагаемом законе, полиция имеет право проводить обыск в жилых домах и арестовывать людей в любое время без санкции суда или ордеров.

Любая речь, которая по каким-либо причинам была воспринята правительством, как подстрекательская рассматривается как незаконная вне зависимости от того, в устной, письменной или электронной форме она изложена; преступлением является как выражение таких мыслей, так и не сообщение о них. Нарушения статьи 23 может привести к пожизненному заключению.

Правительство продолжило попытки продавить закон в Законодательном собрании. Однако одна из основных проправительственных партий отказалась голосовать за закон. Осознав, что закон принять не удастся, правительство отложило проект.

Также есть важное различие в законодательной системе. Законодательная власть Гонконга в соответствие со статьей 68 Основного закона ОАР Гонконг должна быть полностью избрана населением Гонконга на основании действующего избирательного права. В Макао же возможно назначение членов Законодательного собрания. В статье 68 Основного закона Макао говорится: «Большинство членов Законодательного совета назначаются путем выборов». Важно слово здесь «большинство». Видимо, при написании Основного закона ОАР Макао, для португальцев не было важным, чтобы население Макао имело обязательное полное право выборов в законодательное собрание.