
- •Глава 1. Причины и предпосылки военной реформы.
- •Глава 2. Цели и задачи военной реформы.
- •Глава 3. Первые шаги.
- •Глава 4. Снабжение армии.
- •Глава 5. Военно-промышленный комплекс Империи.
- •Глава 6. Кадровый состав.
- •Глава 7. Крепостной вопрос.
- •Глава 8. Авиация.
- •Глава 9. Автомобили и начало броневойск.
- •Глава 10. Выводы по главе.
- •Источники основные:
- •Источники второстепенные.
- •Литература:
- •Интернет-ресурсы:
Глава 10. Выводы по главе.
Теперь мы подошли к самому главному – как собирались использовать это всё великолепие использовать? Наличие самокатных частей для связи, авиароты при корпусах, и автомобили для транспорта – это всё было прекрасно, но мы помним, в каком состоянии находился отечественный ВПК, выпускавший боеприпасы на импортном сырье. Зато при наличии столь крупных автомобильных заводов как «Руссо-Балт» или огромного количества многопрофильных частных авто и авиа- мастерских (несмотря на то, что самолёты отечественного производства строить стали уже в 1914) возможно стало обеспечением армии автомобилями и самолётами, бронирования и вооружения их, что вообщем - то свидетельствовало о потенциале программы и наличии кадров для неё, которые расширялись уже во время войны142.
Итак, БВП была более чем жизнеспособна, и в плане техники, и в прочем плане, подробно рассмотренном выше.
Выводы.
В использованных источниках, министры по разному подходят к оценке готовности, сходясь на общем - армия не готова была к 1914 году. Общий тон неготовности, недоделанности и огромного количества нерешённых проблем объединяет все три источника, которые, однако, расходятся в подходе к неготовности. Редигеровский оптимистичный тон контрастирует с Сухомлиновским брюзжанием, и Поливановским пафосом безнадёжности (повторимся, что, Сухомлиновские и Поливановские воспоминания были написаны постфактум и оценивая с точки зрения уже произошедшего). Столь разная оценка даёт нам разностороннюю картину, могущую отразить не только разные подходы к реформе, сколько методы ей выполнения и оценка таковых. Теперь перейдём к финальной оценке военной реформы. Армия – разгромленная, нищая и презираемая стала вновь мощной, уважаемой силой Империи, с которой считались все её враги.
Эра технического прогресса пока затронула её в довольно широких сферах. Введение автомобилей, вытеснявших повозки с лошадьми, мотоциклов и велосипедов не только для разведки, но и для быстрого перемещения частей, создание авиации самого широкого профиля – от разведочной, до тяжёлых бомбардировщиков и подразделений морской авиации, введение прообразов танков – бронеавтомобилей, и переоснащение артиллерии на лёгкие полевые орудия - говорило не только об улучшении транспорта – говорило о манёвренной и наступательной войне. Примеры покровительства Сухомлинова моторизации армии мы неоднократно приводили на страницах работы, особенно когда Сухомлинов ещё с 1908 года ратовал за подобные меры, и покровительствовал генералу Секретеву.
Итак, грядущая война, по мнению Редигера и Сухомлинова требовала быстроты, манёвра, безупречной тыловой системы и ресурсов. Несмотря на более позднее разочарование, Сухомлинов в 1914 поместил знаменитое интервью: «Россия готова к войне, но не желает её» Такая уверенность вселялась в сердца военоначальников ещё прекрасным снабжением и обеспечением личного состава, подготовленным офицерским корпусом, под руководством молодых, прошедших школу японской войны генералов в системе армейского управления. Но это великолепие держалось на одном – быстрой войне.
ВПК держался на импортном сырье и его запасах, без которых даже обеспечивавшие нужды армии заводы могли остановится, должного количества кадров для технических частей ввиду их малочисленности так подготовлено и не было. Офицерский и унтер-офицерский состав не был обеспечен резервом,
Долгая и затяжная кампания могла поставить под удар ВПК, державшийся на импортном сырьё и вызвать сокращение и без того узенького ручейка финансов питавших армию, и нарушить её систему снабжения, выбить кадровый состав, который мог быть заменён лишь малообученым, что собственно и случилось в годы войны. Непредусмотренность позиционной и затяжной войны, зависимость ВПК от импорта и финансов, незавершённость технического переоснащения армии, и недооценка военными этой техники, доктрина манёвренного блицкрига – они грозили поставить армию и соответственно Империю под удар. Бои 1914 года продемонстрировали великолепную выучку армии и её готовность к манёвренной войне, но позиционный тупик свёл многие её преимущества на нет.
Итог военной реформы 1905-1914 гг. можно оценить так – армия была готова. Но готова к быстротечной войне, а не к позиционной, которую не предусмотрел никто. Эта надежда на блицкриг со всех сторон привела к военным поражениям и позиционному тупику, закончившемуся революциями, крушением старой Европы и созданием основ современного мироустройства.
Список источников и литературы.