
- •Содержание
- •Глава I. Теоретические основы анализа этнической толерантности
- •Глава II. Этническая толерантность муниципальных служащих
- •Глава III. Эмпирическое исследование этнической толерантности муниципальных служащих
- •Введение
- •Глава I. Теоретические основы анализа этнической толерантности
- •Этническая толерантность: понятие и сущность
- •Нормативно-правовая база этнической толерантности
- •Особенности изучения этнической толерантности
- •Глава II. Этническая толерантность муниципальных служащих
- •Принципы реализации этнической толерантности в сфере муниципальной службы
- •Критерии, показатели и уровни развития этнической толерантности у муниципальных служащих
- •Особенности и условия формирования этнической толерантности у муниципальных служащих
- •Исследование «Индекс толерантности»
- •Исследование типов этнической идентичности
- •Представить себя за пределами собственной культурной зоны.
- •Понять многообразие мира, в котором мы живем.
- •Познакомиться с другими разнообразными культурами и формами контактов в них.
- •Научиться видеть проявления культурных разнообразий в позитивном ключе.
- •Сформировать позитивное отношение к установкам, ценностям и поведению представителей других культур.
- •Заключение
Нормативно-правовая база этнической толерантности
Задачей данного параграфа является сбор, актуализация и анализ имеющейся нормативно-правовой базы, касающейся вопросов этнической толерантности – как государственного, так и международного уровней. Решение указанной задачи даст понимание проработанности данной проблематики в правовом аспекте, а также покажет необходимость дальнейшей нормативно-правовой деятельности в этом направлении. Полученные данные будут использоваться в рамках данного исследования в качестве нормативно-правовой базы, на основе которой реализуется практическая часть работы.
Необходимым условием реализации принципов этнической толерантности не только в теории, но и на практике, бесспорно, является нормативно-правовая регламентация феномена толерантности (как в России, так и за ее пределами).
Основными документами международного уровня, регулирующими правоотношения в области толерантности, являются:
Всеобщая декларация прав человека. (Принята резолюцией 217А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года). Этот основополагающий международный нормативно-правовой акт провозглашает, что каждый человек должен «обладать всеми правами и всеми свободами, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения»18.
В момент принятия Декларации понятие толерантности еще не было точно сформулировано, но общественная мысль уже укреплялась в понимании необходимости декларирования принципов терпимости.
Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой которые подписали ее, соблюдать нормы расовой, национальной, этнической терпимости. В ней дается определение расовой дискриминации - «любое различие, исключение, ограничение или предпочтение, основанное на признаках расы, цвета кожи, родового, национального или этнического происхождения, имеющие целью или следствием уничтожение или умаление признания, использования или осуществления на равных началах прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной или любых других областях общественной жизни»19.
Конвенция в очередной раз провозглашает равенство прав и свобод представителей всех рас, национальностей, этносов. Согласно ей, государства обязаны принимать деятельное участие не только в противодействии дискриминации, но и в формировании терпимости, исключающей дискриминационное, расистско-нацистское мировоззрение путем пропаганды терпимости и принципов справедливости.
Декларация принципов толерантности (принята резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО). Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств ратифицирована Россией Федеральным законом от 18 июня 1998 года. Этот международный документ дает довольно четкое определение понятию «толерантность», выражает необходимость участия в решении проблем, связанных с возрастающей нетерпимостью, расовой и национальной дискриминацией, государственного аппарата – в первую очередь, законодательной его части. Декларация указывает на важнейшую роль социально-культурных аспектов жизни общества, а именно – формирование толерантного мировоззрения у людей путем воспитания соответствующих взглядов в организациях формального и неформального образования, дома, на работе, в разного рода коллективах. Особое внимание направлено на воспитание в духе толерантности, которое призвано способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями.20
В Российской Федерации существует система взаимосвязанных правовых норм, наглядно отражающая отношение законодателя к проблеме межэтнической нетерпимости. Выражается она, прежде всего, в декларировании принципов защиты прав и свобод человека и гражданина в Конституции РФ и действующих в развитие этих принципов норм уголовного и административного права.
В развитие ст. 19 Конституции РФ, декларирующей равенство граждан независимо от конфессиональной, национальной, языковой или иной принадлежности, действует охранительная норма ст. 136 УК РФ (Нарушение равноправия граждан).
В развитие п. 2 ст. 29 Конституции РФ, запрещающей пропаганду национальной, религиозной, расовой и социальной вражды, действует ст. 282 УК РФ (Возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды)21.
В российском законодательстве закреплены важнейшие права человека и гражданина, независимо от национальности, языка, отношения к религии и запрещены любые формы ограничения прав граждан по признакам расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Однако практика показывает, что степень правовой защиты представителей этнической или конфессиональной группы слабая.
Анализ показывает, что термины «толерантность» и «терпимость» крайне редко используются в законодательстве Российской Федерации. В качестве примера можно привести лишь Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», указывающий в преамбуле на необходимость достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания.
Законодательство о культуре22 декларирует признание государством равного достоинства культур, равные права и свободы в области культуры всех проживающих в ней народов и иных этнических общностей, способствует созданию равных условий для сохранения и развития этих культур, обеспечивает и укрепляет целостность российской культуры посредством законодательного регулирования федеральной государственной культурной политики и федеральных государственных программ сохранения и развития культуры.
Каждому гарантируется право свободного выбора нравственных, эстетических и других ценностей, на защиту государством своей культурной самобытности (ст. 11 Закона о культуре). Всем этническим общностям, компактно проживающим вне своих национально-государственных образований или не имеющим своей государственности, гарантируется право на культурно-национальную автономию23. Малочисленные этнические общности пользуются протекционизмом (покровительством). В целях сохранения и восстановления культурно-национальной самобытности малочисленных этнических общностей Российская Федерация принимает меры защиты и стимулирования.
Информационное законодательство24 и законодательство о языках России25 обеспечивают равный, недискриминационный доступ всех граждан к общедоступной информации. Обеспечивается равное положение языков народов Российской Федерации. Не допускается использование средств массовой информации для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, культ насилия и жестокости.
Законодательство о религии26 запрещает установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии. Никто не обязан сообщать о своем отношении к религии, и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии. Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе сопряженное с насилием над личностью, с умышленным оскорблением чувств граждан в связи с их отношением к религии, с пропагандой религиозного превосходства, с уничтожением или с повреждением имущества либо с угрозой совершения таких действий, запрещается и преследуется в соответствии с федеральным законом. Проведение публичных мероприятий, размещение текстов и изображений, оскорбляющих религиозные чувства граждан, вблизи объектов религиозного почитания запрещаются.
Уголовное законодательство любое преступление, совершенное преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы рассматривает как совершенное с отягчающими обстоятельствами. Уголовно наказуемыми деяниями признаются нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина (дискриминация), совершенное лицом с использованием своего служебного положения27.
Вышеуказанные нормативно-правовые акты стали основой Федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе», которая проводилась в 2001 – 2005 годах в Российской Федерации. Целью ее являлось формирование и внедрение в социальную практику норм толерантного поведения, определяющих устойчивость поведения в обществе отдельных личностей и социальных групп в различных ситуациях социальной напряженности как основы гражданского согласия в демократическом государстве28.
Данная целевая программа предполагала решение ряда задач, а именно:
1) разработка и реализация комплекса эффективных мер по формированию у граждан толерантного поведения по противодействию экстремизму и снижению социально-психологической напряженности в обществе;
2) разработка и внедрение методов и механизмов мониторинга, диагностики и прогнозирования социально-политической ситуации в стране, оценки рисков и последствий деструктивных процессов в обществе;
3) разработка и реализация системы мер, стимулирующих толерантное поведение, противодействия экстремизму во всех его проявлениях, в том числе:
– разработка системы учебных программ для всех ступеней и форм образования;
– разработка эффективных социокультурных технологий распространения норм толерантного поведения и противодействия различным видам экстремизма, этнофобии и ксенофобии;
– разработка методической и нормативной базы в области профилактики экстремизма;
– реализация комплекса мер по налаживанию и повышению эффективности межэтнического и межконфессионального диалога.29
Конечно же, по прошествии нескольких лет с момента завершения целевой программы можно резюмировать недостаточную ее эффективность – каждый гражданин Российской Федерации ежедневно может наблюдать агрессивное и несправедливое отношение к представителям «иных» национальностей и этнических групп. К сожалению, подобная картина наблюдается не только в России – в мировом сообществе проблематика этнической дискриминации и интолерантности существует не в меньшей, а где-то – и в большей степени, чем в нашей стране. В связи с этим расширение и уточнение нормативно-правовой базы, касающейся проблематики толерантности и интолерантности, видится важнейшим инструментов не только регулирования существующей сложной общемировой этнокультурной ситуации, но и формирования нового толерантного мировоззрения и поведения всех граждан мира, в том числе и граждан столь многонационального государства, как Россия.
На местном уровне существуют нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы этнической толерантности в профессиональной деятельности муниципальных служащих. Это Кодексы этики муниципальных служащих. В Саратовской области также существует подобный Кодекс этики (Закон Саратовской области от 27 сентября 2011 г. N 110-ЗСО «Кодекс этики и служебного поведения муниципальных служащих Саратовской области»). Относительно требований к толерантному поведению муниципальных служащих в нем указано следующее: «В соответствии с федеральным законодательством муниципальные служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны… проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию» (Ст.2, пункт Л). В статье 3 указано, что «В служебном поведении муниципальный служащий воздерживается от… любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства. социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений» (Ст.3, пункт А)30.
Подводя итоги данного параграфа, следует отметить тот факт, что нормативно-законодательная база, относящаяся к феномену этнической толерантности, довольно обширна. Существует множество нормативно-правовых актов как международного, так и государственного и регионального уровней, регулирующих толерантные отношения. Но, так как юридическое закрепление самого термина толерантности, равно как часть законов, связанных с этим понятием, появились не очень давно, они все еще требуют основательной проработки, уточнений. Очень важны нормативно-правовые акты регионального и местного уровней, так как на данных уровнях межнациональные проблемы особенно ярко проявляют себя, именно поэтому следует регулировать межнациональные отношения применительно к данным конкретным условиям. Только таким образом – усердно работая над нормативно-правовой базой этнической толерантности на всех уровнях (международном, федеральном, региональном и местном) – есть вероятность в будущем достигнуть столь желаемых демократических, гуманистических и либеральных идеалов, которые провозглашает толерантное мировоззрение. Для реализации поставленной цели необходима не только разработка законодательной и нормативной базы, но и неукоснительное соблюдение и реализация на практике всех постулатов толерантного поведения.