- •Глава 1 Характеристика объекта исследования ………………………………..5
- •Глава 2 Характеристика обследуемого контингента и методов исследования………………………………………………………………….….21
- •Глава 3 Анализ и обсуждение полученных данных…………………………...23
- •Глава 1. Ценности, ценностные ориентации, ценностно-потребностная сфера личности.
- •1.2 Этнос. Определение этноса
- •1.3 Теоретические основы Этноса
- •§3. Связь этнической принадлежности с ценностными ориентациями
- •Глава 2 Характеристика обследуемого контингента и методов исследования.
- •Глава3 Анализ и обсуждение полученных данных.
Глава 1. Ценности, ценностные ориентации, ценностно-потребностная сфера личности.
1.1 Теоретические взгляды.
У каждого человека в процессе его жизнедеятельности формируется огромное количество потребностей, и чем их больше, тем богаче становиться внутренний мир индивида. Эти потребности образуют некую иерархию, где на вершине находятся наиболее значимые для данного индивидуума потребности, соответственно внизу находятся менее значимые, т.е вспомогательные потребности. Любому человеку присущи все группы потребностей, но именно их расположение есть индивидуальная особенность каждого человека.
Человека живет в социуме, следовательно, взаимодействует с ним, а так же в социуме реализует свои потребности. Как известно, у социума тоже существует некая система общественных ценностей. Система общественных ценностей относительно стабильна и постоянна, вследствие чего у индивида возникает проблема в реализации своих потребностей, которые могут не «вписываться» в рамки, как социальных норм, так и самой системы общественных ценностей. Общественные системы ценностей формируются под влиянием социально экономических факторов и являются своеобразными рамками, которые ограничивают, реализацию потребностей каждой личности придавая им социально приемлемую форму. Таким образом, иерархия потребностей наполняется индивидуальным смыслом, превращаясь в индивидуальную систему ценностей, которую логично обозначить термином «ценностно-потребностная сфера личности»[11]
З.Фрейд назвал эту систему ценностей «сверх-Я» в конечном итоге отождествляя ее с совестью человека. Он говорил о том, что ребенок с помощью взрослого познает и осваивает социальные нормы, запреты. Эта новая структура личности в последствии вытесняется в бессознательное и остается там. Его последователь Юнг, говорил уже о другом, о коллективном бессознательном, которое способно передаваться из поколения в поколение. Человек уже изначально рождается с потенциальной возможной системой «коллективных» архетипических ценностей, характерной для его родной культуры. В символическом виде эта система коллективных ценностей представляется в виде сказок, легенд, народного фольклора, мифов, а так же может прослеживаться в сновидениях и оговорках. Тем не менее, общество навязывает личности свои законы и нормы, что тоже влияет на формирование ценностно-потребностной сферы личности. Реализация потребностей личности всегда формируется под прессом общественной системы ценностей. Ценностно-потребностная сфера личности структурно одинаковая у всех личностей, принадлежащих к определенной культуре, но наполненная совершенно уникальным потребностным содержанием.
Базовым понятием в теории М. Рокича является ценность. Под ценность он понимает убеждение индивида в преимуществах, каких либо целей, определенного смысла существования по сравнению с другими целями. С другой стороны ценность – это убеждение индивида в преимуществах определенных способов поведения, т.е путей достижения этих целей. Исходя из этого М.Рокич формулирует гипотезу о двух видах человеческих ценностей: Ценностей-целей, и ценностях –средствах.
Ценности-цели- это терминальные ценности, в них отражается приоритетность для индивида определенных жизненных диспозиций. Это те ценности, которые способны детерминировать поведение и деятельность человека в течении довольно длительного времени, нередко всю жизнь.[11]
М.Рокич считает, что количество терминальных ценностей относительно не велико, что все люди разделяют одни и те же ценности, но предпочтительность их разная у всех. Так же М.Рокич говорит, о том, что индивидуальность ценностно –потребностной сферы есть ядро человеческой личности.
Ценности-средства носят название инструментальных и характеризуют приоритетность для индивида определенных способов поведения ,ведущих к реализации соответствующих терминальных ценностей.
В отечественной психологии ценности рассматриваются как отношение личности к объектам окружающей действительности. Механизмом приобщения к общезначимым ценностям выступает интериоризация индивидом тех ценностей, которые становятся актуальными для него в процессе деятельности и которые соответствуют его потребностям. Ценности и потребности выражают внутреннее содержание личности человека. Формирование системы ценностей происходит под влиянием целого ряда факторов : господствующей в обществе системы ценностей, семьи ,школы, референтной группы. Личность формируется под влиянием малых и больших общностей людей, в которые она включена.Разные группы людей обладают характерными ценностями, ценностными ориентациями моральными нормами, образцами поведения, поэтому принадлежность личности к той или иной социальной группе способствует формированию у нее системы ценностей ,определяющей ее поведение.
Личностные ценности, взаимодействуя с потребностями, формируются постепенно по мере усвоения социального опыта в процессе воспитания и обучения.
Д.А. Леонтьев понимает вопрос о соотношении потребностей и ценностей в структуре индивидуальной мотивации. По его мнению, «структура мотивации разных людей характеризуется разным соотношением этих групп источников мотивации»
Для некоторых людей, в особенности для молодежи в жизни существуют дополнительные по отношению к удовлетворению базовых потребностей задачи. Человек ведь «почти никогда не бывает постоянное удовлетворен и доволен», «люди склонны привыкать к благам, которые имеют, забывать о них, считать их само собой разумеющимися и переставать ценить их…для них может стать необходимым пережить потерю этих благ, чтобы начать вновь ценить их»Этот вариант соотношения потребностей и ценностей носит прямо пропорциональный характер (низкий уровень одно переменной при низком уровне другой).Корреляция в этом случае считается положительной, поскольку повышение (снижение)уровня потребностей сопровождается повышением (снижением)уровня ценностей.[1]
Вундт рассматривал психологию народов как необходимое дополнение и совершенствование психологии, подробно исследовав задачи и смежные области психологии народов, её основные понятия, историю её развития и её основные области. Задачу психологии народов Вундт видел в исследовании тех психических процессов, которые лежат в основе общего развития человеческого общества и возникновения общих духовных продуктов общечеловеческого значения, т.е. феноменов совместной жизни. По В.Вундту объект психологии народов – то, что он называет «душой народа», по аналогии с душой отдельного индивидуума. Если смотреть на объект исследования психологии как на совокупность всех внутренних переживаний индивидуума, то, что принято называть «душой», то объект психологии народов – общие образования представлений, чувствования и стремления. Душа народа по Вундту не сводится к совокупности действий отдельных индивидуумов: совместная жизнь многих индивидуумов порождает новые, специфические законы, которые, хотя и не противоречат законам индивидуального сознания, но и не сводятся к последним.
В своем исследовании Вундт выделил четыре периода народно-психологического развития: первобытный период (узнавание свойств первобытного человека путем анализа продуктов деятельности психологического характера), тотемистический век(век ,где животное по отношению к человеку стояло выше чем оно есть на самом деле), век героев и богов(становление общества, как государства, великие периоды героев, войн, когда один тотемический род сражается против другого идет становление государства и появляется разделение на вышестоящие звания и тех кто ниже), наступающую эпоху - развитие в сторону человечества(наше время, когда рушатся перегородки религиозных воззрений). Высокой оценки заслуживает актуальная и в наши дни среди ученных разных стран мира идея интеграции, определяющая тенденцию развития человечества в наше время и в будущем. Вундт пытался выяснить основные психологические мотивы, благодаря которым первоначальное превратилось в позднейшее, первобытное - в более совершенное, отчасти под давлением внешних жизненных условий, отчасти благодаря собственной творческой силе человека.
Вундт осмысливал понятие "душа" в эмпирическом значении как обозначение связи непосредственных фактов нашего сознания или "психических процессов". И психология народов, по Вундту, могла употреблять понятие души только в таком эмпирическом смысле. "Народная душа" имеет такое же реальное значение, как и индивидуальная душа, т.к. духовные процессы, возникающие при совместной жизни членов общества, являются не менее фактическими составными частями действительности, чем психические процессы индивидуального сознания. Специфическим признаком души народа Вундт считал последовательность психического развития при постоянной гибели его индивидуальных носителей. Представлением о народной душе Вундт близок к тому, что мы сегодня понимаем как общественное сознание или общественную психологию. Таким образом, экспериментальную психологию и психологию народов Вундт рассматривал как две дополняющие части и два вспомогательных средства психологии.
Характеризуя основные области психологии народов. Вундт выделил три самостоятельные проблемы, не нашедшие, с его точки зрения, места ни в одной другой науке: проблемы языка, мифа и обычаев. Язык содержит в себе общую форму живущих в духе народа представлений и законы их связи. Мифы таят в себе первоначальное содержание этих представлений в их обусловленности чувствованиями и влечениями. Наконец, обычаи представляют собой возникшие из этих представлений и влечений общие направления воли. К мифу присоединяются зачатки религии и искусства, а к обычаям - происхождение и общие формы развития права и культуры. Мифологию Вундт относил, с одной стороны, к истории духовной культуры, а с другой стороны, к психологии народов. Это было новым для психологии конца XIX века, поскольку традиционно мифология считалась исключительно исторической дисциплиной.[13]
Так как любая этническая общность, есть, прежде всего группа, то сюда так же можно отнести теорию Г.Лебона и Г. Тарда. Основная направленность работ Г. Лебона "Психологические законы эволюции народов" (1894) и "Психология толпы" (1895) — анализ взаимоотношений масс народа, толпы и лидеров, особенностей процесса овладения ими чувствами, идеями. Впервые в этих трудах были поставлены проблемы психического заражения и внушения, сформулирован вопрос об управлении людьми в различных культурах. Культурные изменения Г. Тард анализировал на основе изучения таких явлений, как язык (его эволюция, происхождение, лингвистическая изобретательность), религия (ее развитие от анимизма до мировых религий, ее будущность), и чувств, прежде всего любви и ненависти, в истории культур. Последний аспект достаточно оригинален для исследователей культур того времени. Его Г.Тард исследует в главе "Сердце", в которой он выясняет роль притягивающих и отталкивающих чувств, размышляет о том, что такое друзья и враги. Особое место занимает исследование таких культурных обычаев, как вендетта (кровная месть), и феномена национальной ненависти. Последующее развитие проблема объяснения механизмов внутрикультурной передачи информации получила в концепции интеракционизма (взаимодействия) в трудах американских ученых У. Джеймса, Дж. Болдуина, Ч.Х. Кули и Дж.Г. Мида. Центральное положение учения — многомерный анализ "Я" как ядра личности в культуре. Представители "Групповой психологии" и теории подражания открыли и исследовали механизмы внутрикультурного взаимодействия. Их разработки были использованы в исследовании культур в XX в. для объяснения ряда фактов и проблем, возникающих при изучении различных типов культур. Заключая рассмотрение социально-психологического аспекта в анализе культур, необходимо остановиться на содержании феноменов, открытых Г. Лебоном и Г. Тардом. Подражание, или имитативная деятельность, состоит в воспроизведении, копировании двигательных и иных культурных стереотипов. Громадно его значение в процессе овладения культурой в детстве. Считается, что благодаря этому качеству ребенок овладевает языком, подражая взрослым, овладевает культурными навыками. Подражание — основа обучения и возможности передачи культурной традиции из поколения в поколение. Воздействие "Психологии народов" как культурологической концепции на развитие исследований культур в XX в. не менее фундаментально, чем влияние "Групповой психологии". Дело Вундта, Лацаруса и Штейнталя было продолжено направлением в изучении культур "Культура-и-личность". Предметом его изучения стали познавательные способности людей различных культур, культурно-обусловленные стереотипы поведения, эмоционального реагирования. Значительное место было уделено изучению этнопсихологии различных народов, анализу этнической истории и ее отражения в эпических произведениях. [2;]
Ценности и смысл жизни рассматривает в своей теории логотерапии В.Франкл. Его концепция, сложившаяся в рамках экзистенциальной психологии, по многим своим положениям близка гуманистической психологии. Созданная В. Франклом теория логотерапии и экзистенциального анализа представляет собой сложную систему философских, психологических и медицинских воззрений на природу и сущность человека, механизмы развития личности. Центральным звеном этой системы выступает понятие "смысл жизни". В.Франкл считает, что "важен не смысл жизни вообще, а скорее специфический смысл жизни данной личности в данный момент". Согласно В. Франклу, смысл жизни можно обнаружить тремя путями:
1) совершая дело (подвиг);
2) переживая ценности;
3) путем страдания.
Исходя из этого, им выделяются три группы ценностей - смысловых универсалий, кристаллизовавшихся в результате обобщения типичных ситуаций, с которыми обществу или человечеству пришлось сталкиваться в истории. Первую группу, составляют ценности творчества - наиболее естественные и важные, но не необходимые. Основным путем их реализации является труд. Смысл труда заключается в том, что человек привносит в свою работу как личность.
Вторая группа - это ценности переживания. По Франклу, богатым ценностным потенциалом обладает любовь. "Любовь является единственным способом понять другого человека в глубочайшей сути его личности". Однако любовь не есть необходимое условие для осмысленности жизни.
Наиболее значимыми, по мнению Франкла, являются ценности отношения. "Как только список категорий ценностей пополняется ценностями отношения, становится очевидным, что человеческое существование по сути своей никогда не может быть бессмысленным". Эта группа ценностей заключается в отношении человека к факторам, ограничивающим его жизнь. Ценности отношения делятся на три категории: осмысленное отношение к боли, вине и смерти. В отличие от экзистенциализма, Франкл рассматривает эти категории с оптимистической позиции: "... нет трагических и негативных аспектов, которые не могли бы посредством занимаемой по отношению к ним позиции быть превращены в позитивные достижения" [12]
При рассматривании становление психологии народов и культурной антропологии в целом, нельзя не вспомнить о Дильтее. В. Дильтей отстаивал качественное своеобразие наук о культуре (и человеке), резко противопоставляя свою позицию в этом вопросе господствовавшей позитивистской доктрине, предполагавшей, что познать природу и общество можно с помощью единого естественнонаучного математизированного метода. Автор полагал, что науки, имеющие своим методом историю, общество (культуру), "попали в новое рабство, не менее тяжкое, чем старое, к быстро развивающимся наукам о природе"( Цит. по: История социологии в Западной Европе и США. М., 1999. С. 86) Кратко В. Дильтей сформулировал свою точку зрения в следующем положении: "Природу мы объясняем, а духовную жизнь понимаем". Разъясняя слово "понимание", В. Дильтей отмечает, что "пониманием мы называем процесс, в ходе которого мы достигаем знания духовной жизни в результате обращения к объективизациям духа, воспринимаемыми нашими органами чувств"( Цит. по: Указ. соч. С. 82.). Общетеоретическая установка В.Дильтея нацеливает исследователя на познание качественной стороны многообразия культур, созданных человеком. Общегносеологическая установка В.Дильтея тесно связана с проблемой содержания психологического исследования, трактовкой предмета психологии, общей направленностью последней. Этим проблемам посвящена одна из важнейших работ В. Дильтея "Описательная психология". В ней ученый анализирует два варианта психологии: объяснительную, в конечном счете, тяготеющую к физиологическому или биологическому редукционизму, и описательную, стремящуюся к пониманию "душевных процессов", обоснованию специфического предмета психологии, отстаиванию качественного своеобразия этой науки. Ключевую роль в описательной психологии играет понятие "переживание". Но при этом В.Дильтей на протяжении всей книги "Описательная психология" отстаивает тезис о том, что внутренние переживания тесно взаимодействуют с внешними событиями и что они есть следствие интернационализации культурно-исторического опыта общности людей. "В языке, мифах, в религиозных обычаях, нравах, праве и внешней организации выявляются такие результаты работы общего духа, в которых человеческое сознание, выражаясь языком Гегеля, объективировалось и может быть подвергнуто расчленению [3]
Э.Шпрангер являясь сторонником «наук о духе» В.Дильтея вводит понятие «понимающая психология» и рассматривает душевный процесс как некую целостность в его смысловых связях, то есть в его включенности в определенное содержание культуры. Э.Шпрангер говорил о том, что задача психологии состоит в раскрытии смысловой, душевной жизни личности, ценностных ориентаций , полагал, что "психология является описательной и
понимающей наукой, а не нормативной" Э. Шпрангер считал, что основой личности является ценностная ориентация, посредством которой она познает мир. Включение субъекта в познание и означает эту ценностную ориентацию. По Шпрангеру, ценностная ориентация личности - продукт общей ценностной ориентации человечества. Это чисто духовное начало, определяющее у каждого человека понятие мира и являющееся производной частью общего человеческого духа. Исходя из этого, Шпрангер выделяет шесть типов личности:
1) теоретический человек - основная ценность - это поиск истины;
2) экономический человек - основной акцент делается на полезных и практических ценностях;
3) эстетический человек - наивысшей ценностью считаются стиль и гармония, окружающая действительность оценивается и воспринимается с точки зрения изящества или соответствия ситуации.
4) социальный человек - главная ценность это любовь, стремление к всеобщей любви, любви ко всему человечеству;
5) политический человек - основная ценностная направленность - личная власть, влияние, известность, не ограниченные сферой политики.
6) религиозный человек - ценностная ориентация состоит в поиске смысла жизни, высшей духовной силы.
Выделенные типы не представляют собой некую классификацию людей, они лишь показывают их различия не по психофизиологическим параметрам, а по ценностным ориентациям человека. Эти типы трактуются Шпрангером как универсалии человеческой природы, независимые от места и времени, без учета конкретных исторических и социальных условий, т.е. абстрактно-метафизически. Проблема регулятивной роли высших человеческих ценностей - смысловых образований ставится представителями гуманистического направления[12]
