Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Кишник Р. Во что играют дети.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
140.8 Кб
Скачать

Золотой рыцарь

Скажи-ка, ты его видал?

Скажи-ка, ты его видал?

Промчался он и ускакал.

Промчался он и ускакал,

Могучий и прекрасный.

Ах, он стоял передо мной.

Ах, он стоял передо мной.

Прекрасный рыцарь золотой.

Прекрасный рыцарь золотой,

Плащ развевался красный.

Играющие стоят двумя рядами друг перед другом. В ходе первой строфы они с пением делают по четыре шага вперед и назад. В ходе второй строфы двое играющих, стоящих во главе каждого из двух рядов, сбегаются, подают друг другу руки, пробегают вместе между обоими рядами до их конца, меняют руки, бегут обратно, освобождают руки, обегают каждый свой ряд снаружи и становятся сзади. Они должны это успеть сделать до того, как будет пропета до конца вторая строфа. Тогда сразу же снова поется первая строфа одновременно с соответствующим хождением. Игра заканчивается, когда первая пара снова стала первой. Если какая-нибудь пара замешкалась или застряла на середине, остальные тут же начинают петь другой текст:

Скажи-ка ты его видал?

Скажи-ка ты его видал?

Здесь серый гусь проковылял.

Здесь серый гусь проковылял,

Хромой и неуклюжий.

Ах, он стоял передо мной.

Ах, он стоял передо мной.

Ленивый, глупый и хромой.

Ленивый, глупый и хромой,

Потом свалился в лужу.

Эта маленькая песенная игра особенно подходит мальчикам. Здесь налицо удачная связь между ритмическим «туда-сюда» и родом эстафеты. И в этом можно видеть шаг вперед по отношению к хороводу как таковому. Здесь уже требуется личный вклад в игру, это относится, собственно, ко второму семилетию, тогда как в продолжении первого семилетия ребенок еще в грезяще-инстинктивном состоянии руководствуется неким сокрытым периодом.

Черная Дама

Парой линий обозначается речка. На одной ее стороне живет старая вдова с семью дочерями. На другой стороне – Черная Дама, которой принадлежат все окрестные земли по эту сторону. Игра начинается с того, что вдова берет за руку семь своих дочерей, чтобы переправиться на другой берег, к Черной Даме. Когда они прибыли, начинается следующий диалог.

Вдова:

Вот я старая вдова

Тебе семь дочек привела.

Они пекут, они прядут,

Постели стелят, пол метут.

Любое выбери дитё

И в дом к себе бери её.

Черная Дама:

Больнее всех нравится

Мне эта красавица.

Она берет одну из дочерей за руку и ставит ее рядом с собой.

Вдова:

Это моя Настя –

Бери ее на счастье.

Ее нельзя толкать и бить

И воду заставлять носить.

Черная Дама кивает при этом. Затем, отвернувшись в сторону, говорит:

Буду и толкать и бить

И воду заставлять носить.

Тот же диалог повторяется в отношении каждой дочери. Только вдова в соответствующем месте заменяет две строчки, говоря или :

Это моя Таня –

Бери, жалеть не станешь.

Или:

Это моя Вера –

Бери ее смело.

Или:

Это моя Оля –

Бери ее тем более.

Или:

Это моя младшая –

Бери ее не спрашивай.

Или:

Это моя Дуня –

Бери ее не думай.

Или:

Это моя Лада –

Бери, другой не надо.

Наконец, вдова остается одна. Спустя некоторое время она хочет поглядеть, как поживают ее детки. Она идет к Черной Даме и спрашивает ее.

Вдова: Хочу я дочек повидать.

Черная Дама: Прошу снаружи подождать.

Вдова:

Нет, уж лучше мне войти,

В дом скорей меня впусти.

Теперь Черная Дама вынуждена впустить мать, которой ее дочери предстают в весьма неприглядном виде. Она оглядывает их по порядку, а затем говорит.

Вдова:

Вы ли не были румяны?

Вы ли не были нарядны?

А теперь вы не свежи

И совсем не хороши.

Что случилось?

1-ая дочь:

Ах, мамаша, эта дама

Мои волосы забрала.

Суп из них она сварила,

А меня не угостила.

2-ая дочь:

Уши у меня забрала…

3-ья дочь:

Носик у меня забрала…

4-ая дочь:

Губы у меня забрала…

5-ая дочь:

У меня язык забрала…

6-ая дочь:

Зубы у меня забрала…

7-ая дочь:

Глазки у меня забрала…

После того, как все сказали свои слова, Черная Дама убегает, и мать со своими семью дочерями бегут за ней, чтобы поймать ее и посадить под замок. С каждой новой игрой роли меняются.

Эта старинная и в древние времена очень распространенная игра, отображает развитие ребенка в возрасте семи лет. Организующая детальность сил головы прекращается. То, что ребенок принес вместе с этими силами, забирается у него Черной Дамой. Вдова – это лишь иначе названная Изида, или же прообраз человеческой души. Ее дочери суть семи душевных членов, которые сначала жили, оберегаемые ею, по ту сторону потока. Но каждому человеку надлежит однажды расстаться с этой сферой и перебраться на другую сторону.

Черная Дама – это противообраз вдовы. Она воплощает утилитаризм и эгоизм. В сущности, это тот же образ, что и Черная Стряпуха или же черный человек. Чтобы развиваться дальше, ребенку необходимо соприкоснуться с ней. Он пробуждается и достигает самого себя. Чтобы дочки не увяли, вдова возвращается и помогает им. Эта встреча есть пробуждение душевного, происходящее между восемью и девятью годами. Ребенок оказывается в состоянии противостоять эгоизму и душевному холоду. До этого ребенок представлял собой еще единство, он направлялся извне. Теперь же, после встречи с Черной Дамой он ощущает в себе двойственность. Именно это душевное движение продуцирует динамику игры, ее подвижный характер.

Раз, два, три – смотри!

От шести до десяти играющих становятся в ряд. В пяти шагах перед ними стоит к ним спиной водящий с мячом в руках. Он бросает через голову им мяч, который им следует поймать и спрятать. Затем ведущий подает возглас: «Раз, два, три – смотри!» Водящий оборачивается и должен отгадать, кто прячет мяч. Не отгадал – водит снова, отгадал – его заменяет прятавший.

В школе, от семи до девяти лет, дети все снова с удовольствием играют в эту игру. Бросить мяч через голову, поймать его и спрятать, а главное, невинное подглядывание и наличие секрета, радость или разочарование обеих сторон в связи с удачей или неудачей, необыкновенно привлекательны детям. С педагогической точки зрения важна не внешняя ловкость, но эти моменты напряжения. После девяти лет у детей напор движения слишком велик. Игра такого рода уже не может удовлетворить их.