Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Критика философии культуры: Ф.Ницше и дискурсы...doc
Скачиваний:
2
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
976.38 Кб
Скачать

Заключение

Проведенный анализ культурологических идей немецкого мыслителя Фридриха Ницше и концепций некоторых типичных представителей постмодернизма был направлен, прежде всего, на раскрытие их роли в осознании кризиса метафизических и рационалистических основ классической философии культуры и перехода к культурологии. Философия жизни Ницше представляется как закладка традиции по осмыслению кризиса культуры и связанным с ним кризисом философии культуры. Показывается действительные и формальные основания интерпретации представителями постмодернизма кризисного состояния современной культуры. Отмечается факт серьезного влияния теоретико-мировоззренческого наследства Ницше на формирование постмодернистского дискурса. Критическое отношение Ницше к философии культуры, отождествляющей культуру с развитием только разумных, мыслительных способностей человека, показало ограниченность такого подхода, и послужило толчком для перехода к более широкому пониманию феномена культуры в рамках его «философии жизни». Во многом, отталкиваясь от подобного понимания культуры постмодернисты моделируют свои теории и концепции, в которых интерпретации культуры и ее кризиса предстают в довольно неординарном и неожиданном виде. Культура как «поверхность» (Ризома), культура как язык и дискурс, культура как плюрализм и диффузия, наконец, культура как «пост-философия» - вот далеко не полный перечень интерпретаций предложенных постмодернистскими интеллектуалами конца прошлого века.

Работы Ницше способствовали осознанию неоднозначности и полифоничности культурных явлений, они расширили представление о культуре. Его философия жизни, по сути дела, стала «мостиком», который был, перекинут от философии культуры к современному культурологизированию. Культурологические идеи, содержащиеся в философии жизни не укладываются в рамки философии культуры и готовят почву для более широкого и многообразного осознания культуры в рамках, в том числе, постмодернизма, хотя, конечно, постмодернистом в полном смысле этого слова Ницше назвать нельзя.

Проведенный в работе обзор и анализ культурологических идей немецкого мыслителя, выявил их оригинальность, а главное показал их оппозиционность концепции культуры в рамках классической философии культуры. Идеи кризиса Западной культуры, противоборства аполлоновского и дионисийского начал в культуре, культурного нигилизма и переоценки всех ценностей, кризиса христианства и основанной на нем культуре, человека как субъекта культуры (сверхчеловека), культуры элитарной и массовой, а так же некоторые другие, хоть зачастую в завуалированной форме, но содержат новое понимания феномена культуры. Философия жизни отражает и выражает кризисность культуры, она представляется нам переходным этапом от философии культуры к современной науке о культуре.

Как мы показали, у Ф. Ницше, в силу особенностей его способов мышления и оригинальной стилистики, нет четко обозначенной концепции культуры. В его многочисленных произведениях трудно обнаружить однозначно выраженного описания понимания культуры, оформленного в привычных для философии понятиях и категориях. Но у него есть идеи о культуре, которые не укладываются в содержание традиционной философии культуры. На основе анализа этих идей, можно сделать вывод о том, как же Ницше понимал культуру.

Критикуя интерпретацию культуры в философии культуры, он предложил взамен, по нашему мнению, следующее понимание: культура – это образ жизни человека в обществе, о состоянии которого свидетельствует наличная система ценностей, направляющая его творчество. И, следуя этой логике можно утверждать, что понимание сущности культуры немецкого мыслителя довольно близко к деятельностному и ценностному подходам в современной культурологии, хотя Ницше ставил и решал не концептуальные, а феноменальные проблемы рассмотрения культуры.

Ницше не отрицает полностью важность мыслительных способностей человека в сфере культуры, но он отмечает их ограниченность в деле объяснения окружающего мира. Культура, считал Ницше, не может быть только рациональным явлением, она так же феномен жизненный, эстетический и нравственный. В некоторых своих произведениях он отмечает двойственность культуры, выделяя как ее рациональное, так и эстетическое, иррациональное, жизненное начало: «Лучшие открытия о культуре человек делает в себе самом, когда он находит в себе господство двух разнородных сил. …человек в одинаковой мере живет любовью к пластическому искусству или музыке и увлекаем духом науки и что он считает невозможным устранить это противоречие… ему остается теперь только создать из себя столь обширное здание культуры, что обе эти силы могут жить в нем, хотя и на разных концах здания. Но такое здание культуры в отдельной личности будет иметь величайшее сходство со строением культуры в целые исторические эпохи… всюду, где развивалась великая архитектура культуры, ее задачей было принудить к миру противоборствующие силы с помощью накопления сверхмощного запаса прочих, менее совместимых сил, не подавляя первых и не налагая на них оков» (208. С. 200). Ницше усматривает в культуре диалектику, единство и борьбу противоположностей - рационального, научного начала и иррационального, художественно-мифологического. А это большой прогресс по сравнению с классической философией культуры. Такой диалектики философия культуры не усматривала, она ограничивалась, как уже было отмечено, односторонним анализом, только лишь интеллектуальных способностей человека.

Творчество Ф. Ницше, как было показано, является во многом переломным моментом для классической модели культуры, которая господствовала в Новое время. Эта модель культуры базировалась на таких основах как рационализм, гуманизм, прогрессизм и панлогизм. Все это подвергается Ницше радикальной критике. В этих основах он видит причины кризиса и упадка Западной культуры вообще. Его идеи «нигилизма» и «переоценки всех ценностей» показывают, что рационалистическая трактовка культуры в классической модели культуры оказывается вредной для судьбы современной ему западной культуры. Дионисийское жизненное, деятельностное начало в культуре незаслуженно забыто, а торжествующее победу аполлоновское логическое, рационалистическое начало не может решить всех задач стоящих перед человечеством. Так как сама жизнь, а, следовательно, и культура гораздо многообразнее и сложней чем та сетка рационализма, которую набрасывают на них философы культуры.

И делает это все немецкий мыслитель не столько как философ-теоретик, а, сколько как художник и мифотворец, предвозвестник и глашатай кризиса европейской духовности и рационализма, великий возмутитель спокойствия, поколебавший основы классической модели культуры. Его язык - это язык иносказания, притчи и мифа: нигилизм, переоценка ценностей, дионисийское и аполлоновское начала - все это тоже есть радикальный отказ от основных концептов классической модели культуры, выработанных философией культуры. А все это вместе взятое актуализировалось и нашло свое продолжение в современных интерпретациях культуры.

Ницше больше художник, чем теоретик, больше создатель мифов, чем строгих научных теорий, основанных на опыте. Но тем он и ценен для нас, и от этого его роль как критика философии культуры эпохи европейского рационализма, не становится менее значимой. Размышляя над греческой трагедией и культурой в “Рождении трагедии из духа музыки”, производя исследование о генезисе морали в “Генеалогии морали”, провозглашая нигилизм и переоценка ценностей в «Воле к власти» Ницше совершает прорыв в грядущий век, в век постмодернизма, когда стало ясно уже всем, не только самым великим умам, что классическая модель культуры утратила свое значение, потеряла актуальность и востребованность.

Общее движение мысли Ницше - отказ от спекулятивных построений, рационалистической концепции культуры, описание и исследование греческой культуры (дионисийское и аполлоновское), изучение феноменов морали, религии, искусства, т. е. культуры, говорят о «философии жизни» Ницше как о «предтече» теории культуры. И хотя немецкий мыслитель остается все-таки философом, размышляющим о культуре, а не культурологом, но у него мы обнаруживаем существенное отличие от традиции философии культуры. Его философия жизни во многом противоречит философии культуры, философия жизни обращающаяся к деятельностной, ценностной, иррациональной и эстетической составляющим культуры, приходит на смену философии культуры понимаемой нами как «философия мысли».

Размышления о литературе, анализ музыкальных произведений и направлений в музыке, переоценка общепринятых моральных ценностей и т. п., осуществляется немецким мыслителем в форме создания новых смыслов и мифов. Им привносится мощный эстетический, художественный пласт в понимание феномена культуры. Культурные явления, для Ницше, не укладываются в прокрустово ложе разумных способностей человека, как в философии культуры. Феномены культуры во многом иррациональны и субъективны, т. к. они, прежде всего, жизненны, а жизнь явление многосложное, и не всегда поддающееся рациональному осмыслению. Культурные феномены схватываются Ницше не столько с точки зрения ученого рационалиста, сколько с сточки зрения художника и творца мифов. С точки зрения их жизненности, полезности для человека, т. е. все эти явления, сопоставляются, прежде всего, с жизненностью, витальностью столь характерной для ницшевского варианта философии жизни с ее биологизаторством и особым вниманием к телесности. Такой подход в корне отличается от теоретизирования классической философии культуры.

Основные идеи философии жизни Ницше, как уже отмечалось, были восприняты, по своему интерпретированы и использованы практикой постмодернистского мышления. Многое из наработок немецкого философа было осмыслено и использовано постмодернистами, получило свое воплощение в теориях Ж-Ф. Лиотара, Ж. Делеза, М. Фуко, Ж. Деррида, Р. Рорти, что-то не вошло, «невместилось» в постмодернистское теоретизирование о культуре и человеке, что говорит об определенной противоречивости восприятия идейного наследия Ницше. Размышления Ницше о философии культуры как кризисном явлении, произведенное в столь радикальной и неординарной манере стало, как мы показали в данной работе, началом основания традиции в социо-гуманитарной сфере. Эта традиция была подхвачена и продолжена, другими словами она реализовалась в рамках постмодернистского теоретизирования о культуре. Целый ряд мыслителей относимых к разряду постмодернистов ощущают и описывают состояние современной культуры как кризисное, при этом действительное и формальное выражение кризиса, конечно, может, в определенной степени, отличаться от персоналии к персоналии. Теоретики постмодернизма считают Ницше своим, они, вчитываясь в его тексты «пропускают его через себя» через свою плоть и мозг. В то же время они не занимаются простым копированием и переносом идей Ницше в свои концепции, в действительности представители постмодернизма творчески перерабатывают наследие немецкого мыслителя, для них философия жизни не догма, а руководство к действию.

В этом отношении можно говорить об определенном разнообразии восприятия Ницше представителями постмодернистского дискурса. Полифоничность интерпретаций идейного наследия Ницше проявляется в том, что каждый теоретик постмодернизма создает свои уникальные образы такого неординарного явления как «философия Ницше». С одной стороны философия жизни певца Заратустры становится объектом тщательного, последовательного и беспристрастного анализа, а с другой – фигура Ницше превращается в постмодернистского героя, в концептуальный персонаж в чьи уста постмодернисты вкладывают уже свои собственные идеи, мифы и метафоры. Постмодернисты интересуются идеями Ницше зачастую с прагматическими намерениями, например, чтобы иллюстрировать конец метафизики, завершение классической эпохи, тогда он становится антиметафизическим мыслителем (Делез, Фуко, Деррида); в других случаях философия Ницше может оцениваться, все-таки, как вариант метафизики, когда осмысливаются его мифотворческие концепты воли к власти и сверхчеловека (Рорти). Ницше представляется и ученым и поэтом; основателем новой религии и радикальным критиком христианства; глашатаем новой эпохи, философом различия и метафизиком воли к власти. Такое, иногда противоречивое, разнообразие прочтений философии отшельника из Сильс-Марии говорит с одной стороны о неоднозначности его теоретического наследия и сложности четкой оценки, а с другой – о принципиальном плюрализме, исповедуемом представителями постмодернизма. Постмодернистский дискурс внес определенную новизну и плюрализм и в сферу теоретизирования о культуре, в том числе отталкиваясь от идейного наследия Ницше. В деле критики и «деконструкции» классической философии культуры дискурс постмодернистов движется, как уже отмечалось, в русле культурологических идей Ницше, но при этом, идет дальше своего «генератора идей», раздвигая горизонты. Есть принципиальные положения, которые объединяют постмодернизм и Ницше – одно из них - это определение состояния культуры как кризисное, а важнейшая причина кризиса культуры – господство рационалистически фундированного проекта модерн.

Мы констатируем тот факт, что постмодернизм не представляет собой целостной системы знаний, но он в определенной степени расширяет представления о культуре, что является важным объектом исследования для и для культурологии, и для философии. Культурология, как не раз отмечалось выше, возникла «на волне» осознания кризиса культуры, на современном этапе она встает перед необходимостью определения своего отношения к постмодернистским модуляциям о культуре.

Таким образом, ранний этап процесса становления культурологии как отдельной самостоятельной науки, проходил под определенным, хоть и опосредованным, влиянием немецкого мыслителя Ф. Ницше. Его культурологические идеи существенно расширили представление о феномене культуры и заложили основы осмысления кризиса культуры, что и позволяет рассматривать философию жизни как предпосылку становления науки о культуре. В свою очередь постмодернисты продолжили дело, начатое немецким мыслителем, они занимаются дальнейшим расширением и углублением понимания кризиса философии культуры и культуры вообще, содержательных и формальных оснований этого кризиса, а так же предпринимают попытки поиска теоретических путей по выходу из подобного состояния.