
- •1. Самопомощь созданием собственных творческих произведений
- •2. Самопомощь творческим общением, с литературой, искусством и наукой
- •3. Самопомощь творческим общением с природой
- •4. Самопомощь творческим коллекционированием.
- •5. Самопомощь проникновенно-творческим погружением в прошлое
- •6. Самопомощь творческими путешествиями
- •7. Самопомощь творческим поиском одухотворенности в повседневном
- •О чувстве общественной полезности и светлом мироощущении, духовности
- •Духовность
- •Богу или маммоне
- •«В зимний морозный день...»
- •«Поднимает душу из печали»
- •Психотерапевт Лес
- •О тоскливом переживании смерти близкого человека
- •Бурно а. А., Бурно м. Е. Краткосрочная терапия творческим рисунком (пособие для психотерапевтов)
6. Самопомощь творческими путешествиями
Творческое путешествие — это путешествие ради серьезного познания себя, своего отношения к новым местам и людям (то есть путешествие, прежде всего, в себя самого). Хорошо уехать далеко, где совсем другая природа, где никогда не был, но возможно получить не меньший целебный эффект от творческого путешествия в соседний городок на электричке или даже на соседнюю улицу пешком. Важно только подготовиться ко всякому такому путешествию чтением, записыванием в книжку из справочников, энциклопедий, географических книг и т. д. о местах, куда едешь или идешь, чтобы выказать и к главному, и к некоторым подробностям свое отношение со знанием дела, записать это свое отношение-переживание в ту же книжку, выразить в фотоснимках, рисунках. Чтение книг В.К. Арсеньева, Н.К. Рериха, В.М. Песковапоучительно располагает к этому.
7. Самопомощь творческим поиском одухотворенности в повседневном
Обычное выглядит необычным, оживляет-одухотворяет, когда воспринимаешь его личностно, по-своему,как, например, чудесно это видится в книгах Платонова и Пришвина. Целебная сила этой самопомощи влюбленностью в жизнь (поиском необычного в обычном) нередко тем выше, чем больше в ней одновременно непосредственной общественной пользы. Потому одухотворенность в повседневном следует искать не только в домашней жизни, в общении с природой, но прежде всего в своей профессиональной работе.
Так, платоновский Назар Фомин (рассказ «Афродита»), воодушевившись «огнестойким строительством в районе», «смотрел страстными глазами на впервые изготовленное в кустарной мастерской черепичное изделие» — «он погладил тогда первую черепичную плитку, понюхал ее и унес к себе в комнату, где жил, чтобы вечером и наутро еще раз рассмотреть ее — действительно ли она вполне хороша и прочна, чтобы на долгие годы лечь вместо соломы в кровлю сельских хат и тем оберечь крестьянские жилища от пожаров».
Духовная осознанность своей общественной пользы благотворно-целебно «работает» во всех приемах самопомощи творческим самовыражением, о которых рассказано выше, и является, в сущности, источником светлого мироощущения.
О чувстве общественной полезности и светлом мироощущении, духовности
Различные приемы самопомощи творческим самовыражением, естественно и глубинно переплетающиеся между собой, — не просто отвлечение от тягостных расстройств настроения, а целебная духовная увлеченность своими, близкими душе, общественно-полезными делами, просветляющими возвращением из аморфной напряженности к себе самому.
Т
ворчески
самовыражаясь в любом деле во имя добра,
человек испытывает чувство общественной
полезности и проникается светлым
мироощущением, целебным в самом высоком
смысле. Светлое мироощущение есть, по
сути дела, духовность.
Духовность, духовное понимается здесь широко — не только религиозно, шире. Ведь духовность несут в себе и такие нерелигиозные люди, как Дарвин, Чехов, Павлов, Платонов и еще многие другие знаменитые и неизвестные труженики прошлых времен и нашей теперешней жизни. Важно попытаться рассмотреть-осмыслить сейчас светлое мироощущение, духовность — именно в простом человеке, которого (при всем его духовном бессмертии) не станут изучать историки, искусствоведы, литературоведы, другие ученые.
Что есть духовность в самом широком смысле? Способность к нравственному, диалектически доброму познанию мира, отношению к миру с размышлениями-переживаниями о смысле своей жизни, о своем пути в Человечестве, о добре и зле, о своей ответственности перед близкими, вообще людьми. Духовность, если она есть в человеке, зреет-сгущается с годами, особенно к старости. Усиливается она и серьезными хроническими болезнями. Высокая духовность всегда печально-светла и лишена страха смерти.
Может быть, яснее расскажет-покажет это мой психотерапевтический очерк прежних лет «Духовность» (1978).