Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
калинин.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
229.61 Кб
Скачать
  1. Юриспруденция как система разноуровневых знаний о государстве и прав и как деятельность в сфере права.

Правова́я нау́ка, юриспруде́нция (лат. jūris prūdentia — «правоведение», от лат. jūs, род. п. jūris — «право» и лат. prūdentia — «предвидение», «знание») — это комплексная наука, изучающая свойства государства и права; совокупность правовых знаний; практическая деятельность юристов и система их подготовки.

Таким образом под юриспруденцией понимают несколько взаимосвязанных понятий:

Науку о государстве и праве, изучающую результаты правового регулирования и выдвигающую правовые идеи о возможности внесения прогрессивных изменений в механизм и способы регулирования общества.

Совокупность знаний о государстве, управлении, праве, наличие которых даёт основание для профессионального занятия юридической деятельностью.

Практическое применение юридических знаний, деятельность юристов.

4. Правовая реальность и подходы к её осмыслению.

Проблема установления типа реальности права наибольшую актуальность получила в философии права, в том числе и отечественной, начала XX века. Она была тесно связана с основным вопросом методологии науки того времени: что такое реальность вообще и как относится реальность, которая признается или создается наукой, к той реальности, которая называется эмпирической действительностью. Остроту этой проблеме придавало многообразие методологических подходов в философии права.

Концепция правовой реальности («картина мира права») должна задаваться образом права, представленным в существующем правосознании.

Она складывается из взаимодействия следующих моментов:

  • теорий различного уровня, в том числе и философского, а также правовой идеологии, включая ее воплощение в действующей конституции;

  • нормативных документов, принадлежащих к различным уровням правового регулирования;

  • обыденного опыта, имеющего дело с проявлениями правовой жизни — правонарушениями, практикой соблюдения прав человека и соглашений и т. д., и позволяющего строить гипотезы, версии и ощущать, что представленное в них произошло и происходит на самом деле.

Что же следует понимать под правовой реальностью? Различают «широкий» и «узкий» смыслы этого понятия.

В первом случае под правовой реальностью понимается вся совокупность правовых феноменов: правовых норм, институтов, наличных правоотношений, правовых концепций, явлений правового менталитета и т. п. Во втором случае (то есть в узком смысле) имеются в виду только базовые правовые реалии, по отношению к которым все остальные правовые феномены оказываются производными, и тогда под правовой реальностью в различных направлениях и научных школах принято понимать или правовые нормы (нормативизм), или правоотношения (социологическое направление), или правовые «эмоции» (психологическое направление).

Также к базисным феноменам относятся установленные государственной властью нормы права (позитивизм), объективные общественные отношения (объективизм), идея, или смысл права (субъективизм), идеальное взаимодействие субъектов, объективируемое в языке (интерсубъективность).

Хотя «широкий» и «узкий» смыслы понятия «правовая реальность» и различаются, их все же не следует абсолютно противопоставлять, поскольку общая картина правовой реальности будет зависеть от того, что принять в качестве базисного феномена.

Поэтому более перспективной, очевидно, является интегральная концепция правовой реальности, под которой понимается мир права, который конструируется из правовых феноменов, упорядоченных в зависимости от отношения к базисному феномену, или «первореальности» права.

Правовая реальность не представляет какую-то субстанциональную часть реальности, а является способом организации и интерпретации определенных аспектов социальной жизни, бытия человека. Но этот способ настолько существенен, что при его отсутствии распадается сам человеческий мир. Поэтому мы представляем его как реально существующий. Уже в этом обнаруживается отличие бытия права от бытия собственно социальных объектов. Ибо мир права — это мир долженствования, а не существования.

Таким образом, введение в контекст методологических и мировоззренческих проблем правоведения категории «правовая реальность» позволяет рассматривать право не просто в качестве надстроенного явления (общественного отношения, института, формы общественного сознания), а как особый мир, автономную область человеческого бытия, имеющую собственную логику и закономерности, с которыми нельзя не считаться. Таким образом, смысл проблемы правовой реальности заключается в выяснении вопроса о бытии права, то есть его укорененности в человеческом существовании.

Основополагающими признаками правовой реальности являются нормативность, формальная определенность и императивность.

Системный подход: правовая реальность рассматривается как такое явление социальной действительности, которое обладает как признаками системы, так и хаотичности. Правовая реальность в свете системного подхода представляет собой совокупность трех основных элементов – права, правоотношений и правосознания. Их взаимодействие приводит к возникновению нового, не свойственного им по отдельности системного свойства правовой реальности - регулировать поведение людей посредством установления общеобязательных правил поведения и применения в случае их нарушения мер государственного принуждения.

Структурно-функциональная методология предполагает расчленение реальности на составные компоненты (части, факторы, переменные) и выявление функциональной зависимости как между самими переменными, так и между переменными и целым.

Структуру правовой реальности составляют правотворчество, правореализация и правоохрана. Функция правотворчества заключается в установлении общеобязательных правил поведения людей с целью обеспечения их согласованного сосуществования.

Понятием «реализация» охватывается определенный процесс, система средств и мер, направленных на претворение в жизнь дейст­вующей системы права, достижение предусмотренных в ней социаль­ных целей. Третьим структурным компонентом правовой реальности является правоохрана, выполняющая функцию предотвращения существования в обществе правонарушений, а также применения мер государственного принуждения в случаях их совершения.