
- •Новые религии
- •Религия опиум для народа?
- •Общие сведения
- •Шаманизм Общие сведения
- •Конфуцианство в Корее
- •Общие сведения
- •Христианство
- •Христианство в корее
- •Общие сведения
- •Новые религии Общие сведения
- •1. Вон буддизм
- •2. Муннизм
- •3. Тэчжонге
- •4. Чхонджок (Муджук Тэдо)
- •5. Какседо
- •6.Чхунсанге (Ассоциация по исследованию идей Чхунсана)
3. Тэчжонге
Одно из наиболее видных религиозно-националистических течений в Корее — Тэчжонге, которое пользуется государственной поддержкой. В основе его догматики лежит миф о Тангуне - первопредке корейцев. Исследователи считают, что имя Тангун — это, возможно, персонификация нарицательного имени (звания) вождя или колдуна периода первобытности и что оно может быть родственным слову тенгри (шаман) в монгольском языке, но корейцы, никогда не сомневались в реальности существования этого своего первопредка как конкретной личности. Доказательство тому — многочисленные портреты Тангуна, на которых тот явлен как представительный мужчина с ушами с длинными мочками (как у Будды), густой черной длинной бородой и шишкой на голове (как у Конфуция).
Впервые Тангун стал объектом поклонения в Корее во времена монгольского нашествия в конце ХШ в. Национальный подъем конца XIX — начала XX вв. обусловил появление ряда сект, ставивших целью возродить этот культ. Наследником их и является нынешнее движение Тэчжонге, где главными божествами является «святая троица» (так она называется официально): Хванин — Хванун — Хвангом (Тангун), При японцах оно подвергалась жестоким гонениям, и за 34 года после основания ее немногочисленные последователей смогли построить только три храма своим кумирам. После освобождения Кореи Тэчжонге пережила «второе рождение». В послевоенный период на средства его адептов, а также различных общественных организаций, научных обществ и буддийских общинами было построено свыше трех десятков храмов и кумирен Тангуна.
В
1948 г. государство поддержало предложение
тэджонгё о введении в стране «истинно
корейского летоисчисления» — «эры
Тангуна». Корея перешла на него
одновременно с провозглашением Республики
и отказалась от него в 1962 г. — за
неудобством. Решение о праздновании
Дня основания государства было
принято в 1984 году также по предложению
руководителей тэджонгё. Главную
церемонию праздника — богослужение
перед портретом Тангуна в штаб-квартире
тэджонгё в Сеуле — проводит ее патриарх
(в настоящее время тринадцатый по счету),
при участии государственных чиновников.
Государство поддерживает Тэчжонге и
прислушивается к мнению ее руководителей.
В ее важнейших богослужениях принимают
участие государственные чиновники
и официальные лица.
Тангун почитается и на севере Корейского полуострова. Несколько лет назад в Пхеньяне было объявлено, что обнаружена могила древнего прародителя. На ее месте неподалеку от северокорейской столицы воздвигнута роскошная усыпальница, что должно свидетельствовать о том, что именно Северная Корея является колыбелью корейской нации.
4. Чхонджок (Муджук Тэдо)
Корейская синкретическая секта. Основана в 1884 г. Ким Ильбу. Вероучение секты основано на сочинениях Ким Ильбу, китайской «Книге перемен» и так называемой эзотерической литературе. Доктрина секты включает элементы конфуцианства, буддизма и христианства, хотя основные догматы этих религий отвергаются. Ким Ильбу почитается как великий пророк. Ожидается наступление так называемой «посленебесной эры», земному раю без грехов и страданий, наступление которого стало возможным только после рождения Ким Ильбу. Целью жизни каждого приверженца секты считается просветление, достичь которого можно только постигнув «йокхак» (науку о достижении божественности) и услышав «оумджу» (совокупность 5 божественных звуков, соответствующих 5 составляющим элементам Земли: дереву, огню, земле, металлу и воде).
В вероучении секты сильны эсхатологические элементы. Всем сектантам предписывается готовиться к предшествующему «посленебесной эре» суду и в ожидании этого события вести праведную жизнь. Культовая практика секты заключается в собраниях, на которых изучаются произведения основателя секты, ее идеологов и читаются проповеди. Число приверженцев секты на конец XX века составляет 100 тысяч человек, преимущественно в Южной Корее.