
Судебная документация
Документация, отлагавшаяся в деятельности судебных учреждений, появляется в основном в XVIII в. Ее состав во многом определялись Генеральным регламентом 1720 г. и, главным образом, «Учреждениями для управления губерний» 1775 г. Поэтому документация судебных учреждений в значительной мере совпадала с документацией общих учреждений XVIII в.
В то же время в судебных учреждениях была и своя специфическая документация. Она определялась последовательностью документирования производства (рассмотрения и решения) судебных дел. В каждом деле был инициативный документ (челобитная, объявление, постановление), вслед за которым последовательно шли материалы следствия. К ним относились: допросы обвиняемых или истцов, «сказки» (запись устных показаний свидетелей), клятвенные обещания, экстракты (краткое изложение существа дела), различного рода переписка и т д. Затем следовала документация судебного процесса- приговоры, определения, выписки из журнала заседаний присутствия и другие документы.
В отношении всей этой документации в судебных учреждениях устанавливается определенный порядок ее составления и оформления.
В XIX в высшей судебной инстанцией для всех учреждений оставался Сенат. Второй судебной инстанцией были палаты уголовного и гражданского суда. Первую ступень судебных учреждений представляли уездные суды, магистраты, ратуши, надворные суды, межевые конторы, коммерческие и совестные суды, волостные- сельские правления.
«Общий указ гражданским губернаторам» от 3 июля 1837 г. вслед за «Учреждением для управления губерний» 1775 г оставлял за губернаторами право надзора за судебным следствием и производством дел во всех судебных учреждениях.
Судебные дела делились на уголовные и гражданские.
Уголовное дело начинало полицейское донесение, которое рассматривалось губернатором. Губернаторы давали санкцию на возбуждение дела.
Следствие находилось в руках уездной и городской полиции (нижний земский суд, управа благочиния). Только с I860 г. в составе судебного ведомства были учреждены судебные следователи.
Следствие было предварительным и формальным. Предварительное следствие начиналось при наличии:
а) извещения или донесения о каких-либо признаках преступления,
б) жалобы потерпевшего,
в) доноса с явным обвинением определенного лица в преступлении,
г) доношении лиц прокурорского надзора.
Формальное следствие начиналось после предварительного и заключалось в допросе сторон и свидетелей.
Материалы следствия (допросы, дознания) поступали в суд. Секретари готовили по нему записку с изложением вопроса, доводами сторон, со справками и ссылками на законы. Эта записка являлась для суда отправной точкой, а иногда и единственным материалом при рассмотрении дела. Заключительным документом уголовного дела был приговор.
Окончательные приговоры по следственным и уголовным делам поступали из судебных учреждений для исполнения в губернское правление. Губернатор утверждал приговоры уголовных палат и судов низших инстанций. По важнейшим делам губернатор представлял приговоры на утверждение Сената, министра внутренних дел.
Все судебное делопроизводство было сложным и медленным. Судебные дела достигали больших размеров. «Бывали дела, которые присылались в Сенат на рассмотрение на нескольких подводах. Экстракты из них составлялись на 200 печатных листах, сами же дела обнимали несколько тысяч листов. Так, например, дело о сенаторе Безродном заключало в себе со всеми относящимися к нему справками 23000 листов».
Бесконечная волокита вызывалась обилием судебных инстанций, которых, например, по казенным делам насчитывалось не менее И, и неограниченным правом переноса дел в ревизионном и апелляционном порядке.
Перенос дела из одной инстанции в другую происходил сам собою в ревизионном порядке, помимо жалобы сторон. При этом в судебных палатах процесс судопроизводства оформлялся так же, как в низших инстанциях: составлялись записки, наводились справки. И в Сенате каждая записка дополнялась справками, которые собирались через полицию, и затягивали надолго производство дел. Иногда в одной первой инстанции дела залеживались по 10—15 лет. По свидетельству современника, «от земского суда до Государственного совета столько переходов, что нужно долгое время и большие средства, чтобы провести дело по всем инстанциям, в которых судят, пересуживают, и часто решением самого высшего места предоставляют только снова начать тяжбу судом по форме. Таким образом, недостаточно жизни, чтобы дождаться окончания».
В порядке составления документов суда второй половины XIX — начала XX в. произошли изменения. С введением судебных уставов 1864 г. и «Правил Министерства юстиции о судоустройстве гражданском и уголовном в судебных местах прежнего устройства» (1865 г.) упразднялось так называемое «коллежское письмоводство». Оно было заменено «одноличным делопроизводством», при котором в каждом документе давалось не полное повторение, а лишь краткое изложение предшествовавшей переписки. Судебные уставы определили много новых разновидностей и документов. В уголовных делах выписку из журнала заменил обвинительный акт прокурорского надзора. Журнал судебного места был заменен протоколом судебного заседания.