
Дипломатическая документация
Внешние сношения Русского государства XVI—XVII вв. фиксировались в дипломатической документации, которая отлагалась в результате деятельности Посольского приказа. К числу такой документации относятся договорные грамоты, акты объявления войны — взмётные, размётные, складные грамоты, опасные и проезжие грамоты (на проезд по территории государства).
ВЗМЕТНАЯ ГРАМОТА, на языке старой русской дипломатии обозначала акт, соответствующей современному манифесту об объявлений войны. По заведенному обычаю, ранее заключенный мирный договор отправлялся с особым посланным к тому государю, которому объявлялась война, и посланный пред ним «вскидывал» или «взметывал» грамоту, разрывая или бросая ее.
«Дьяк великого князя... грамоту вскинуша Великому Новгороду на вече...», - говорят летописи. С XV в. вошло в обыкновение в Взметной грамоте излагать причины разрыва, заключая их словами: «Взяв себе Господа в помощь, иду на тебя, и хочу стоять, как будет угодно Богу, а крестное целование слагаю».
Последнее было причиною, по которой Взметные грамоты иногда назывались складными. Встречающейся в истории термин разметные грамоты равнозначны Взметным грамотам.
Проезжие грамоты — документы, выдававшиеся в Московском государстве XVII века лицам, желавшим выехать «в иное государство для торгового промысла или иного для какого своего дела»; на Москве били о ней челом государю, а в городах — воеводам в съезжей избе. В Уложении царя Алексея Михайловича вся шестая глава посвящена изложению порядка выдачи проезжих грамот.
Русские послы, направляясь в иностранное государство, получали наказы. В наказах по статьям определялись действия посла и за нарушение наказа он подлежал ответственности. О своей деятельности за границей посол докладывал правительству статейным списком, представлявшим отчет посла па статьям наказа. Статейные списки, как правило, не пересылались, а представлялись лично при возвращении посла из-за границы.
В XVIII в. дипломатическая документация значительно усложняется по своему составу и характеру. Появляются новые разновидности документов, которых не было в XVII в., складываются определенные формы документов и порядок их оформления. При этом на формы дипломатической документации оказывали влияние нормы не только национального, но и международного характера. Все эти изменения во многом были обусловлены расширением и укреплением международных связей Русского государства и созданием в ряде стран постоянных дипломатических представительств.
Договорные отношения с иностранными государствами находят отражение в трактатах и договорах (соглашения по общим вопросам), конвенциях (соглашения по отдельным вопросам), инструментах (различных приложениях к договорам) и протоколах. По форме изложения эти акты носили торжественный характер. Большое значение придавалось и их внешнему оформлению. Они изготавливались с особой тщательностью. Помимо подписей представителей договаривающихся сторон эти акты скреплялись государственными печатями.
Сношения Коллегии иностранных дел и дипломатических представителей с иностранными правительствами осуществлялись рядом документов: нотами, мемуарами, меморандумами, письмами. Нотами назывались заявления или запросы, направляемые иностранному правительству. Мемуары, в отличие от нот, носили более деловой характер и составлялись по отдельным вопросам. Мемуар, сформулированный в сильных выражениях и содержащий решительные требования правительства, назывался ультиматумом. Мемуар, содержавший историческую справку по отдельному вопросу или объяснение по нему, при этом лишенный официального характера, назывался меморандумом. Текущие сношения дипломатических представителей с иностранными правительствами поддерживались с помощью писем.
С русским правительством его дипломатические представители сносились реляциями, письмами, депешами. Реляции представляли собой донесения непосредственно императору по наиболее важным политическим вопросам. Реляции составлялись-в результате детального, иногда длительного, изучения вопросов и отличались глубокой обстоятельностью. Письма адресовались на имя канцлера или вице-канцлера. Они писались по различным текущим вопросам. Сношения дипломатических представителей в форме писем отличались большой свободой.
Однако императорским рескриптом от 7 апреля 1717 г. применение писем было ограничено. В рескрипте предписывалось, чтобы дипломатические представители «впредь писали ко двору о всяких делах реляции на имя государя, а не письмами к канцлеру». Более широкое применение реляций привело к их делению на ординарные — по текущим вопросам, и секретные — сообщения о важных политических событиях.
Помимо реляций и писем, дипломатические представители в сношениях со своими правительствами пользовались депешами. Они представляли срочные донесения с места службы и посылались с курьерами или по почте.
Дипломатическая служба России XIX в сосредоточивалась в Министерстве иностранных дел Министр иностранных дел являлся официальным посредником в отношениях с другими государствами. К министру иностранных дел другой страны правительство обращалось через своих дипломатических представителей.
Международные сношения велись, как правило, не путем непосредственной переписки между ведомствами иностранных дел, а при посредстве командированных за границу лиц, называемых дипломатическими представителями или агентами.
Перед оформлением лица на пост дипломатического представителя данного государства у последнего испрашивалось согласие (агреман) Чаще согласие запрашивалось устно, иногда запиской без подписи и на бумаге без бланка с краткими биографическими данными будущего представителя. После получения агремана назначение дипломатического представителя оформлялось указом главы государства.
Лицо, назначенное дипломатическим представителем, получало за подписью императора письмо на имя главы государства, в котором он аккредитован. Оно называлось верительной грамотой и вручалось адресату лично вновь назначенным дипломатическим представителем. После этого посол рассылал членам дипломатического корпуса уведомление о вручении им верительной грамоты.
В дипломатической переписке новым видом документа были вербальные ноты. Они писались от имени представительства и адресовались министерству. Текст таких нот составлялся в третьем лице, они не имели подписи, печатались на бланках представительства.
В XIX веке личные ноты, посылавшиеся по вопросам важного и принципиального значения, имели форму письма с трафаретными вступительными и заключительными частями, подписывались дипломатическим представителем и писались на бланках.
На порядок составления и исполнения документов влияли такие факторы, как замена с 1887 г. французского языка русским в дипломатической переписке, установление с 1888 г. между центральными управлениями министерства, посольствами и миссиями срочных курьерских сообщений.
Дипломатическая документация характеризуется увеличивающейся секретностью и более строгим порядком документирования. Увеличивается число разновидностей дипломатических документов – ратификационные грамоты, политические доклады, отчеты, сводки, междуведомственная переписка, перехваченные телеграммы иностранных представителей, записи бесед, дневники, информационные бюллетени, обзоры прессы, консульская документация. Многие документы имели форму телеграмм, в значительной части шифрованных.
Своеобразной была систематизация документов Министерства иностранных дел. Было три типа первичных комплексов:
а) сборники («наряды») однородных документов, объединенных хронологическим или корреспондентским признаками;
б) «досье», составленные из разнородных документов по одному вопросу;
в) коллекции, объединявшие всю входящую переписку министерства за один день.
Состав разновидностей документов этих комплексов один и тот же: телеграммы, депеши и письма посла, телеграммы и письма министра послу, ноты и памятные записки, «всеподданейшие» доклады, записки, составленные в министерстве по различным вопросам.