Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ответы УПС (2011).doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
1.18 Mб
Скачать

14. Основания и порядок применения принудительных мер медицинского характера.

Принудительные меры медицинского характера как меры государствен­ного принуждения не являются уголовным наказанием, хотя предусмот­рены уголовным законом и могут быть назначены только судом лицам (ст. 97 УК РФ):

- совершившим общественно опасные деяния в состоянии невменяемо­сти (не способных в силу психического расстройства осознавать фак тический характер и общественную опасность своих действий (без­действия) либо руководить ими);

- у которых после совершения преступления наступило психическое рас­стройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказа­ния (при совершении преступления были вменяемыми, но до вынесе­ния приговора или при отбывании наказания психически заболели);

- совершившим преступление и страдающим психическими расстрой­ствами, не исключающими вменяемости.

Эти меры назначаются независимо от желания (или нежелания) больного лица, его родственников, влекут определенные ограничения в свободе передвижения, в лечении, назначаются лишь судом, а по­этому и называются принудительными. Они являются средством за­щиты от общественно опасных деяний психически нездоровых лиц. Однако принудительные меры медицинского характера нельзя считать наказанием, так как они:

- не содержат элемента кары;

- не влекут цели восстановления справедливости, исправления лица, совер­шившего общественно опасное деяние;

- отличаются порядком их применения и освобождения от них с учетом состояния здоровья лица;

- не влекут судимости.

Суд может назначить следующие виды принудительных мер медицин­ского характера (ст. 99):

- амбулаторное принудительное лечение у психиатра (ст. 100) может быть назначено при наличии оснований, предусмотренных ст. 97, если лицо по своему психическому состоянию не нуждается в помещении в психиатрический стационар. Этот вид принудительных мер меди­цинского характера предполагает амбулаторное наблюдение и лече­ние, которое может осуществляться как на дому, так и с вызовом в диспансер (медицинское учреждение) в зависимости от психического состояния больного, степени эффективности оказываемой помощи, проводимых реабилитационных мероприятий и т. д. Такое лицо мо­жет быть передано близким родственникам, опекунам, но с условием, что они смогут обеспечить необходимый контроль над больным, они же в дальнейшем могут поставить вопрос об отмене или изменении принудительной меры медицинского характера;

- принудительное лечение в психиатрическом стационаре (ст. 101) может быть назначено при наличии оснований, предусмотренных ст. 97, ес­ли характер психического расстройства лица требует таких условий лечения, ухода, содержания и наблюдения, которые могут быть осу­ществлены только в психиатрическом стационаре.

  1. Добровольный отказ от совершения преступления.

При исполнении сформировавшегося замысла на совершение преступления могут возникнуть новые обстоятельства и побуждения, противостоящие ранее сформировавшемуся замыслу на совершение преступления. Под влиянием таких факторов у лица могут возникать соображения о необходимости не только изменить, но и вовсе прекратить совершение начатой преступной деятельности. Подобное видоизменение и прекращение совершения преступления может осуществляться не только помимо воли лица, но также и благодаря его воле. И если в первом случае речь может идти о неоконченном преступлении, то во втором - о добровольном отказе от доведения до конца начатого совершения преступления.

Согласно статьи 31 УК РФ добровольным отказом от совершения преступления признается прекращение лицом приготовления к преступлению либо прекращение действий или бездействия, непосредственно направленных на совершение преступления, если лицо осознавало возможность доведения преступления до конца.

Лицо не подлежит уголовной ответственности за преступление, если оно добровольно и окончательно отказалось от доведения этого преступления то конца.

В связи с этим установление в поведении лица, начавшего совершение преступления, признаков добровольного отказа имеет большое практическое значение

Необходимыми признаками добровольного отказа являются:

· добровольность отказа от начатого преступления;

· осознание типом возможности доведения до конца начатого преступления;

· окончательность отказа.

Добровольность отказа означает, что данный отказ от продолжения и доведения до конца начатого преступления обусловлен волей этого лица. С0убъект сознает, что благодаря своей волевой деятельности, начатое им ранее преступление прекращается, желает этого и направляет свою волю, свои действия (либо, напротив, не совершает преступных действий) на прекращение начатой преступной деятельности.

Таким образом, отказ лица от дальнейшего продолжения и доведения им до конца начатой преступной деятельности по собственной воле характеризуется наличием у него твердой уверенности в необходимости самом) добровольно прекратить совершение начатого преступления.

Не является отказ от совершения преступления добровольным, если он был обусловлен не свободным волеизъявлением лица, а вынужденным, в силу различных обстоятельств, возникших помимо его желания и помешавших довести преступление до конца. В этил случаях налицо будет неоконченное преступление, то есть приготовление к преступлению или покушение на преступление.

Принимая решение о добровольном отказе, лицо должно осознавать возможность доведения до конца начатого преступления. Эта возможность должна существовать в сознании лица, принявшего решение о добровольном прекращении начатого совершения преступления. Поэтому, если лицо при принятии решения о добровольном отказе от совершения преступления считало, что оно могло довести его до конца, а в действительности такой возможности не было, о чем лицо не знало, то в его действиях всё равно имеется добровольный отказ.

Отказ от совершения начатых преступных действий является вынужденным вследствие осознания типом невозможности продолжить преступную деятельность. Во всех подобных случаях волевая направленность действии лица парализуется влиянием обстоятельств, которые не зависят от субъекта. В результате он оказывается в таких условиях, при которых лишен возможности свободно продолжать преступную деятельность, так как эти препятствия не могут быть преодолены.

Формы добровольного отказа могут быть различными. Прежде всего, они зависят от характера начатой лицом преступной деятельности. Так при завершенном (оконченном) покушении добровольный отказ может и должен выражаться только в активных действиях, направленных на предотвращение возможного наступления преступного результата. Что же касается приготовления к преступлению и незавершенного (неоконченного) покушения, то здесь добровольный отказ может быть выражен и в простом воздержании от продолжения совершения начатых преступных действий либо бездействия.

Из содержания статьи 31 УК РФ вытекает, что основанием исключения уголовной ответственности липа при его добровольном отказе является отсутствие в действиях данного лица признаков состава преступления, приготовления и покушения. Это определяется тем, что не только действия, совершать которые лицо прекратило по своей воле, но и сами они перестали быть общественно опасными. А поскольку совершенное лицом деяние не является общественно опасным, то оно не может быть признано и преступным.

Добровольный отказ исключает уголовную ответственность. Однако она исключается только за те совершенные действия, довести которые до конца лицо отказалось.

В ч. 3 статье 31 УК РФ законодатель определяет, что лицо добровольно отказавшееся от доведения преступления до конца, подлежит уголовной ответственности в том случае, если фактически совершённое им деяние содержит иной состав преступления.

Например, если субъект, готовясь к совершению убийства, приобретает пистолет, а затем добровольно отказывается от убийства, то он освобождается от ответственности за приготовление к убийству. Поскольку же незаконное приобретение пистолета образует оконченное преступление, предусмотренное статьёй 222 УК РФ, то лицо и должно нести ответственность только за данное преступление.

Добровольный отказ от совершения преступления следует отличать от отказа от повторной попытки добиться преступного результата. Отказ от повторной попытки добиться преступного результата представляет собой такое завершенное (оконченное) покушение, где деятельность лица завершилась уже полностью. Что же касается отсутствия результата, то его связано с обстоятельствами, не зависящими от него, что не может устранить общественной опасности содеянного. Сам же факт отказа от повторения попытки добиться преступного результата в этом случае является лишь обстоятельством, смягчающим наказание виновному.

Добровольный отказ надлежит отличать и от деятельного раскаяния (предотвращение виновным вредных последствии совершенного преступления или добровольное возмещение нанесенного ущерба) и явки с повинной. Если добровольный отказ имеет место только при неоконченном преступлении (приготовлении и покушении; и преследует цель недоведения начатой преступной деятельности до конца, то деятельное раскаяние, активное способствование раскрытию преступления и явка с повинной имеют место в подавляющем большинстве случаев при оконченном преступлении, когда начатая деятельность у же завершилась, и реже - при покушении, когда наступившие последствия не охватываются составом оконченного преступления, но лицо ничего не может сделать для их недопущения, поскольку они наступают по не зависящим от него причинам, так как отсутствует разрыв во времени, как это имеет место при добровольном отказе на стадии завершенного покушения, для активного вмешательства в развитие причинной связи.