Добавил:
Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Курсовая работа 2014.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
01.07.2025
Размер:
62.78 Кб
Скачать

§2. Образ Анны Карениной в романе. Психологизм

Анна Каренина – один из наиболее известных образов мировой литературы. Толстому хотелось написать роман о женщине из высшего общества, «потерявшей себя», вокруг которой легко сгруппировались многие мужские типы, будившие творческое воображение писателя.

Еще до Толстого в литературе утверждалась мысль о том, что не только «небесной Прометеевой искрой» возжигаются человеческие сердца и поддерживается огонь в семейном очаге.

По Гофману, любовь и семья во многом обязаны обыкновенной «доброй домашней свече, при ярком свете которой хорошо читать, писать, шить, вязать чулок» и вкруг которой непременно усаживается, с перепачканными вишневым сиропом мордочками, веселое потомство.[Гофман «Повелитель блох» 1822] Рассказывая историю старосветских помещиков, Гоголь также утверждает, что не только страстью, но и многолетней привычкой находиться рядом люди могут быть привязаны друг к другу на всю жизнь.

Конечно, у Толстого все значительно сложнее и глобальнее. Но мысль остается та же. Страсть в любви разрушительна. Люди оказываются счастливыми в семье, если они умеют терпеть, доверять и быть преданными.

Толстой не простил свою героиню, не совладавшую с собой, со своей греховной любовью и забывшую долг, преступившую совесть. В романе для писателя это событие является главным и уже после — проблема женщины в светском обществе.

Семья также мыслилась писателем, как воплощение некоего идеального мироустройства, хранительница истинных ценностей. Она давала силы человеку, была для него духовной опорой. Однако то, что происходило с семьей в современности, рассказали и Салтыков-Щедрин в «Господах Головлевых», и Достоевский в «Братьях Карамазовых». Вывод представлялся неутешительный: в современном мире семья разрушалась.

Толстой изобразил три семейства: Облонских, Карениных, Левиных. Судьба первого обусловлена образом жизни главы семьи — Стивы, ведущего рассеянную жизнь светского человека. Девиз, которым руководствуется глава семейства, недвусмыслен: «изо всего сделать наслаждение». Поэтому он, сосредоточенный исключительно на любимой газете, обеде, сигаре, любовнице из балета, как бы походя, глубоко не задумываясь, разоряет семью, делая искренне любимых им детей нищими. Судьба второго проистекает из странного союза — эмоциональной, подверженной разрушительным страстям Анны и Каренина, абсолютно лишенного эмоциональности человека, олицетворяющего бюрократическую машину во всем — в словах, мыслях, делах. Ему не свойственно думать. Он «говорит», а точнее, вещает. Толстому важно подчеркнуть, что в дом Карениных уже давно вошла ложь. Несомненно, что изначально она связана с фальшью супружеских отношений, но постепенно ложь распространяется и на материнское чувство Анны. Тем самым углубляется драматизм судьбы этого семейства и самой героини.

Выбранная Анной «роль матери, живущей для сына» — это своего рода искусственный выход, спасение для одинокой и глубоко страдающей женщины, живущей в безрадостном, холодном доме с чужим для нее человеком. Но Толстой пишет, что любовь Анны к сыну — роль, пусть искренняя, но роль, к тому же преувеличенная. Позже, когда у Карениной родится девочка, мы будем свидетелями абсолютного безразличия героини к своему ребенку. И это безразличие еще более отчетливо высветит смысл уже однажды сыгранной Анной роли матери. Тогда сын являлся своеобразной защитой для Анны в ее возможном жизненном одиночестве: « У нее есть держава, независимая от положения, в которое она станет к мужу и к Вронскому. Эта держава — был сын... Пускай муж опозорит и выгонит ее, пускай Вронский охладеет к ней и продолжает вести свою независимую жизнь... она не может оставить сына. У нее есть цель жизни». Теперь же, находясь рядом с возлюбленным, живя с ним одним домом, она не одинока, и потому не нуждается в защитнике.

Но не только поэтому она отказалась от роли матери. У героини изменилась цель жизни. И этой целью стала не семья с любимым человеком, не родившаяся от него дочь. Анне вообще не нужен семейный очаг. Ей необходим только Вронский и в том образе, какой сама Анна ему предлагает — в образе страстного возлюбленного.

Трактовки образа Анны Карениной в литературоведении чаще всего определяются тем или иным пониманием смысла эпиграфа к роману «Мне отмщение, и Аз воздам», а также зависят от исторически изменяющегося отношения к роли женщины в семейной и общественной жизни. На характер, судьбу героини оказали влияние не только реально увиденные Толстым социально-исторические условия жизни 70-х годов 19 века, трагизм разобщенности людей в семье и обществе, но и лежащие в основе авторской интерпретации событий романа традиционные народные религиозно-нравственные представления. Анна одновременно привлекательная, правдивая, несчастная, жалкая и виноватая. В современных оценках образа начинает преобладать традиционный народно-нравственный подход, в отличие от безусловного оправдания героини в ее праве на любовь.

Сосредоточенная на своем чувстве, подвластная силе любовной страсти, Каренина обрекает себя на трагедию. Она не допускает мысли о том, что для нее возможно что-то еще, помимо любви к Вронскому и его ответного порыва. Она не хочет примириться с тем, что любовь, подобно человеку, может развиваться, проходя закономерные стадии затухания и угасания. Сверхувеличенное собственное любовное чувство и осознание охлаждения чувств Вронского делают для нее само понятие жизни несущественным. «Ну, пусть я придумаю себе то, чего я хочу, чтобы быть счастливой. Ну? Я получаю развод, Алексей Александрович отдает мне Сережу, и я выхожу замуж за Вронского... А между мною и Вронским, какое же я придумаю новое чувство? Возможно ли какое-нибудь не счастье уже, а только не мученье? Нет и нет! — ответила она себе теперь без малейшего колебания.— Невозможно!» Невозможность счастья с любимым обусловила невозможность жизни для Анны. [Лев Толстой «Анна Каренина» 1878]

Толстой не простил своей героине замкнутости в собственных переживаниях, в эгоистических интересах. Ведь даже собственная смерть у Карениной стала актом борьбы и мести Вронскому. Кто, как не Толстой, хорошо понимал внутреннюю, скрытую от глаз жизнь человеческой души. Но главной идеей для автора романа была «мысль семейная». И поэтому виной, вменяемой писателем Анне Карениной, стало предательство идеи семьи.

Анна Каренина – это образ обаятельной, молодой, полной сил женщины, страстно отстаивающей свое право на подлинное человеческое счастье, но в то же время не нашедшей пути к нему и в силу этого ставшей жертвой окружающей ее атмосферы «лжи и обмана». Трагичность её образа построена на столкновении любви, стремления к личному счастью и требований нравственного долга. Анна вовсе на роковая женщина. Если бы Анна не понимала требований нравственного закона, не было бы у нее и чувства вины. Не было бы и никакой трагедии. Она близка Левину именно этим чувством вины, что и указывает на ее глубокую нравственную природу. Она искала нравственную опору и не нашла ее. «Все ложь, все обман, все зло». Не только страсти ее погубили. Вражда, разъединение, грубая и властная сила общественного мнения, невозможность реализовать стремление к независимости и самостоятельности приводят Анну к катастрофе.

Анна принадлежит определенному времени, определенному кругу, а именно – великосветскому аристократическому кругу. И трагедия ее в романе изображена в полном соответствии с законами, обычаями и нравами этой среды и эпохи.

Анна иронично и здраво судит о собственном окружении: «Это был кружок старых, некрасивых, добродетельных и набожных женщин и умных, ученых, честолюбивых мужчин». [Бабаев Э.Г. «Анна Каренина» Л.Н. Толстого 1978]

«Бунт» Анны встретил решительный отпор со стороны Каренина, Лидии Ивановны и «силы зла» – общественного мнения. Та ненависть, которую испытывает Анна к Каренину, называя его «злой министерской машиной», была лишь проявлением ее бессилия и одиночества перед могущественными традициями среды и времени.

«Нерасторжимость брака», освященная законом и церковью, ставила Анну в невыносимо трудные условия, когда сердце ее раздваивалось между любовью к Вронскому и любовью к сыну. Она оказалась «выставленной у позорного столба» как раз в то время, когда в душе ее совершалась мучительная работа самосознания.

Исключительным в судьбе Анны было не только нарушение закона «во имя борьбы за подлинно человеческое существование», но и сознание своей вины перед близкими ей людьми, перед самой собой, перед жизнью. Благодаря этому сознанию Анна становится героиней толстовского художественного мира с его высоким идеалом нравственного самосознания. Главная причина ее гибели – не столько лицемерие светской среды или препятствия к получению развода, сколько разрушающее действие страсти на ее собственную душу, невозможность примирить чувство к Вронскому и привязанность к сыну, и шире того – невозможность найти себя в мире, где все неправда, все ложь, все обман, все зло.