
Внутренний слух
«Физический слух — это ничто; духовный слух, если можно так выразиться,— вот что действительно имеет значение». И. Гофман
Помимо рассмотренных выше видов музыкального слуха, нельзя не остановиться на несколько другой его области – способности к внутреннему прослушиванию. Способность внутреннего слышания во время игры имеет огромное значение – чем оно отчетливее, чем большие мелодические отрезки и аккордовые комплексы способен охватить музыкант, тем благоприятнее условия для исполнительской деятельности. Это умение также позволяет музыканту работать над произведением без инструмента, улучшая качество игры за счет улучшения качества и содержания своих слуховых представлений.
Про советского пианиста Григория Гинзбурга рассказывали, что он любил заниматься без рояля. Он проигрывал про себя программу своего концерта в медленном темпе, слыша своим внутренним слухом в мельчайших подробностях всю музыкальную ткань в деталях и в целом.
Людвиг Ван Бетховен, Берджих Сметана - известные музыканты, который творили, полностью лишенные слуха. На позднем этапе жизни они продолжали писать музыку, руководствуясь только внутренним слышанием.
Развитию внутреннего слуха способствуют транспонирование, подбор по слуху, сочинение музыки, импровизация, а также такие методы как внутреннее проигрывание перед выступлением на сцене, исполнение аккомпанемента с одновременным внутренним пропеванием мелодии (и наоборот).
Важное место импровизации уделено в системе Карла Орфа «Музыка для детей» (Шульверк).
Шульверк – это система музыкального воспитания детей с помощью движения (гимнастики, танца) и музыки. Суть ее заключалась в раскрытии музыкальных талантов через импровизацию в музыке и движении. Базовая идея Орфа: ученики ищут музыкантов внутри себя, самостоятельно. Традиционное обучение игры на конкретном инструменте, по мнению немецкого новатора, сильно ограничивает ребенка, его живое воображение, его страсть к импровизации. Орф видит решение проблемы классического подхода в том, чтобы учить детей играть не на сложных, требующих долгих лет подготовки инструментах, а простых. Такими Орф считал ксилофон, металлофон, треугольники, цимбалы, колокольчики, маракасы и т.д.
Известная формула И. И. Гофмана гласит: «Существует четыре способа разучивания произведения:
За фортепиано с нотами.
Без фортепиано с нотами.
За фортепиано без нот.
Без фортепиано и без нот.
Этот принцип помогает не только крепко выучить произведение наизусть, но и услышать все его оттенки звучания, тонкости фактуры, целостно выстроить его.
«Больше думать, а не играть», - говорил ученикам выдающийся польский пианист ХХ века Артур Рубинштейн.
Создание четкого слухового образа музыкального произведения до начала исполнения – показатель профессионального мастерства музыканта, поэтому развитие внутреннего слуха является важнейшей задачей развития учащихся.
Заключение
Обобщая вышесказанное, можно говорить о том, что музыкальный слух – это сложное, многогранное явление. Это система, которую нельзя рассматривать дробно, отдельными компонентами. Развитый, чуткий музыкальный слух – это то качество, без которого исполнитель не может называться музыкантом, поэтому над ним должна иметь место постоянная работа, и предела совершенствованию в этой работе нет.