
1.4 Правовое положение детей
Как было уже отмечено, первоначально отец распоряжался жизнью и смертью своих детей, будучи вправе выбросить новорожденного, вне зависимости от возраста продать в рабство или лишить жизни. Однако со временем эти правомочия стали ограничиваться. К концу существования Римской империи отцовская власть свелась к праву применять домашние наказания, причем детям дозволялось жаловаться магистрату на чрезмерную строгость отца, и если жалоба подтверждалась, отца обязывали освободить детей от своей власти.
Подвластный сын имел право на совершение сделок с имуществом (commercium), но все, что он приобретал, автоматически поступало в имущество отца, поскольку подвластное лицо не имело ничего своего. В случае совершения подвластным частного правонарушения, деликта, потер-певший имел право на особый иск actio noxalis. А отец должен был либо уплатить потерпевшему сумму понесенного ущерба, либо передать подвластного в кабалу на срок, необходимый для отработки суммы ущерба.
С развитием торговли и хозяйственных отношений происходило расширение имущественной правоспособности подвластного. Еще в республиканский период в Риме сложилась практика выделять подвластному сыну часть имущества в самостоятельное управление. Такое имущество называлось пекулий (peculium). На этой почве складывались такие же отношения, как и по поводу рабского пекулия.
В связи с развитием института пекулия произошли и некоторые другие изменения в семейно-имущественных отношениях. Если в древнеримском праве общим принципом была недопустимость сделок между домовладыкой и подвластными, а также между подвластными одного и того же домовладыки, то в связи с практикой выделения подвластному пекулия было признано возможным установление обязательственных отношений между членами одной и той же семьи, однако они не были снабжены исковой защитой, а были лишь “натуральными”.
С течением времени количество видов пекулия расширяется, увеличивается имущественная самостоятельность подвластных лиц и их участие в гражданском обороте.
В начале принципата появляется так называемый военный пекулий (peculium castrense) – имущество, приобретенное подвластным сыном на военной службе, или в связи с военной службой.
К нему относятся – жалованье, военная добыча, подарки, полученные при поступлении на военную службу и т.д.
Военный пекулий состоял в фактическом управлении подвластного и принадлежал ему на правах собственности, но с одним ограничением: если подвластный умирал, не оставив завещательного распоряжения относительно военного пекулия, то имущество поступало к домовладыке на тех же основаниях, что и обыкновенный пекулий. С начала IV в. н.э. правовое положение военного пекулия распространяется на все приобретения сына, сделанные на государственной, придворной, духовной службе, а также на службе в качестве адвоката. Оформляется так называемый квазивоенный пекулий. В период абсолютной монархии за подвластными признали право собственности на имущество, получаемое в наследство от матери и вообще приобретаемое с материнской стороны.
Право собственности сына на имущество матери ограничивалось лишь тем, что отцу принадлежало пожизненное право пользования и управления этим имуществом.
Имущественная правоспособность подвластных детей в праве Юстиниана. При Юстиниане устанавливается правило, по которому сыну принадлежало все приобретенное им имущество, за исключением купленного на средства отца. Последнее становилось собственностью pater familias, а в отношении имущества детей он имел лишь право пользования.
Основанием для возникновения отцовской власти (patria potestas) было рождение детей от данных родителей, состоящих в законном браке, узаконение детей, рожденных вне брака, и усыновление чужих детей.
Всякий ребенок, рожденный замужней женщиной, считался сыном или дочерью ее мужа, пока не будет доказано иное.
Узаконение – признание законными детей данных родителей, рожденных ими вне законного брака.
К нему относились – дети конкубины. Узаконение могло быть проведено путем заключения законного брака родителями внебрачного ребенка, путем получения соответствующего императорского рескрипта или же путем зачисления сына в члены муниципального сената (курии), а дочери путем выдачи замуж за члена муниципального сената.
Усыновление устанавливало отцовскую власть над посторонним лицом.
Если усыновлялось лицо, не находящееся под отцовской властью (persona sui iuris), то это называлось arrogatio; если же усыновление проводилось в отношении лица, находящегося под отцовской властью, то оно называлось adoptio.
В результате arrogatio самостоятельное лицо поступало под отцовскую власть со всеми ее последствиями, в том числе и взаимным правом наследования. Последствием adoptio было прекращение родительской власти одного домовладыки и установление власти усыновителя.
При усыновлении должны были соблюдаться следующие условия:
- усыновлять мог только мужчина, женщина – лишь в исключительных случаях;
- усыновитель не должен быть подвластным, т.е. должен быть persona sui iuris;
- усыновитель должен быть старше усыновляемого не менее, чем на 18 лет; римские юристы говорили: “Adoptio naturam imitatur” – “усыновление подражает природе”.
В отношении arrogatio требовалось еще, чтобы магистрат произвел расследование обстоятельств дела и выяснил, не отразится ли отрицательно усыновление на интересах усыновляемого.
В разные исторические периоды конкретные формы arrogatio и adoptio были различны. При Юстиниане было установлено, что arrogatio совершается путем получения императорского рескрипта, а adoptio – путем занесения в судебный протокол соглашения прежнего домовладыки усыновляемого с усыновителем в присутствии самого усыновляемого. Основаниями для прекращения отцовской власти были:
- смерть домовладыки или подвластного;
- утрата свободы или гражданства домовладыкой или подвластным;
- лишение домовладыки прав отцовской власти;
- приобретение подвластным некоторых почетных званий.
Эманципация. Отцовская власть прекращалась также эманципацией (emancipatio) подвласт-ного, – освобождением из-под власти по воле домовладыки и с согласия самого подвластного.
В начале она выражалась в фиктивной троекратной продаже сына или однократной продаже дочери покупателю, который тотчас освобождал подвластного. В результате последний становился самостоятельным лицом (persona sui iuris), а отец утрачивал над ним patria potestas, будучи вправе пользоваться половиной его имущества.
В праве Юстиниана эманципация совершалась:
- получением императорского рескрипта с занесением его в протокол суда;
- заявлением домовладыки, зафиксированным в протоколе суда;
- фактическим предоставлением подвластному самостоятельного положения в течение длительного времени.
В ряде случаев, например, при нанесении тяжких обид и т.п., эманципация могла быть отменена.