
- •Модель сельского региона
- •2. Сравнительное преимущество
- •3. Эффект масштаба на транспорте и торговые города
- •4. Внутренний эффект масштаба производства
- •4.1 Эффект масштаба и ткацкая фабрика
- •4.2 Эффект масштаба и городская территория
- •4.3 Роль сравнительного преимущества и эффекта масштаба в развитии городов
- •5. Эффект концентрации производства
- •Эффект масштаба производства промежуточных факторов производства;
- •Формирование единого рынка труда ;
- •1.Эффект масштаба производства промежуточных факторов производства
- •5.2.Эффект урбанизации
- •6. Эффект концентрации в торговле: внешний эффект покупок
4.2 Эффект масштаба и городская территория
Вокруг ткацкой фабрики образуется небольшая городская территория. Предположим, что ткацкая фабрика выпускает 400 ярдов ткани, на ней работают 100 человек. Рабочие живут рядом с фабрикой, что позволяет им экономить время на дорогу и одновременно повышает стоимость прилегающей к фабрике земли. По мере роста цены на землю рабочие экономят на земле, занимая небольшие участки. Иными словами, плотность населения вокруг фабрики выше, чем на остальной территории региона.
Поскольку городом называется место с относительно высокой плотностью населения, фабрика способствует развитию небольшого фабричного города.
Фабричный город развивается потому, что удовлетворяется два условия. Первое - производительность сельскохозяйственных рабодих (производителей пшеницы) достаточно высока, чтобы прокормить себя и иметь что-то сверх этого, чтобы покормить работников ткацкой фабрики в городе. Иными словами, излишек сельскохозяйственной продукции потребляют городские рабочие. Второе — эффект масштаба достаточновелик относительно затрат на дорогу в связи с чем фабричная ткань стоит дешевле домашней.
Размер города определяется числом фабричных рабочих, которое, в свою очередь, зависит от совокупного объема производства на фабрике. Фабрика может увеличить объем выпускаемой продукции, если сможет производить ткань дешевле, чем все большее и большее количество производителей - надомников. Поэтому объем выпускаемой продукции возрастает по мере роста масштаба производства (сокращается фабричная цена) и снижения транспортных расходов (что уменьшает- чистую себестоимость фабричной ткани).
4.3 Роль сравнительного преимущества и эффекта масштаба в развитии городов
В этом разделе обсуждим роль сравнительного преимущества и эффекта масштаба в развитии городов в Англии и США. В нем используются концепции данной главы, с помощью которых делается попытка объяснить время и место появления городов
До норманнского завоевания в 1066 г. производство сукна в Англии было сугубо местным делом. Отдельные домохозяйства и деревеньки выращивали своих собственных овец, пряли шерстяную нить и вырабатывали из нее ткань. Иными словами, в вопросах производства ткани домохозяйства были абсолютно автономными, и города не участвовали ни в производстве, ни в торговле сукном. Небольшое число городков и городов участвовали в торговле на местном уровне.
Норманнское завоевание расширило масштабы взаимоотношений между Англией и континентом, подготовив почву для развития торговли сукном. Торговые барьеры исчезли, и Англия оказалась в состоянии использовать свое сравнительное преимущество в производстве шерстяной ткани. Экспорт на континент вырос, что привело к развитию небольших городов и городков на базе торговли тканями. В XII в. в нескольких английских городах, включая Линкольн, Нортхэмптон, Йорк и Бристоль, наблюдался расцвет ткацкой промышленности. Эти города развивались и как торговые, и как производственные центры. Несмотря на то что прядение, ткачество и отделка все еще осуществлялись вручную, уже просматривался, хотя и небольшой, эффект масштаба, связанный со специализацией труда, поэтому централизованное производство в городах было экономически эффективным.
Начиная с XIII в., текстильные предприятия стали перемещаться из городов в сельскую местность, где имелись источники гидравлической энергии. Процесс валки сукна включает очистку и уплотнение шерстяной ткани. До появления сукновальных машин процесс очистки и уплотнения заключался в том, что-рабочие просто топтали влажную ткань ногами. Работающая на гидроэнергии сукновальная машина заменила топтание ногами, что заставило произврдителей перевести свои отделочные операции в места, расположенные вдоль стремительных водных потоков. Перевод валяльной операции в сельскую местность привел к замене городских прядильщиков и ткачей сельскими, работавшими надомниками. Торговец одеждой и тканями передавал сырую шерсть домохозяйствам, которые пряли и ткали. Изготовление ткани (с помощью примитивных прялок и ручных ткацких станков) не было основной работой, которой, как правило, занимались женщины в сельских домохозяйствах. Торговец одеждой и тканями забирал необработанную ткань у своих сельских рабочих, доставлял ее к сукновальным машинам для очистки и уплотнения, а затем отправлял готовую продукцию своим клиентам в другие регионы и страны.
Переход к сукновальным машинам и сельской рабочей силе привел к упадку традиционных городов, связанных с производством сукна, и появлению новых деревень и небольших городков. Места размещения сукновальных машин стали удобным местом сбора ткани, изготовленной сельскими домохозяйствами, где выросло множество небольших деревушек. Поскольку большая часть работы осуществлялась сельскими домохозяйствами, значительная часть городов, связанных с текстильным производством, превратилась главным образом в торговые центры. Они отличались от традиционных сукноделательных городов, которые одновременно выполняли роль торговых и производственных центров.
Промышленная революция XIX в. привела к появлению ряда нововведений, повысивших эффект масштаба, связанного с производством сукна. В начале 1800-х годов на смену ручным прялкам пришли полуавтоматические прядильные станки, а примерно в 1830 г. появился механический ткацкий станок, который заменил ручной. Когда работающий на угле, паровой двигатель приспособили для приведения в действие прядильного и ткацкого оборудования, крупные фабрики стали появляться в местах, расположенных неподалеку от угольных месторождений (например, местечко Вест-Райдинг в Йоркшире). На суконной фабрике весь технологический процесс, включающий операции прядения, ткачества и окончательной отделки, стал проводиться под одной крышей. Эффект масштаба производства позволил фабрике выпускать сукно с гораздо меньшей себестоимостью, чем у домашних изготовителей, в связи с чем система надомничества уступила место фабричному производству. Строительство крупных фабрик привело к появлению относительно крупных фабричных городов. Самыми известными городами с суконным производством были Брэдфорд, Галифакс, Лидс, Хаддерсфилд и Уэйкфилд.
Эта краткая историческая справка об английских городах, связанных с производством сукна, показывает, как изменения в отрасли и эффекте масштаба превратили сельские территории в самые настоящие города. Открытие европейских рынков вслед за норманнским завоеванием позволило Англии воспользоваться своим сравнительным преимуществом в производстве сукна, вследствие чего стали развиваться традиционные города, связанные с его производством.
Промышленная революция позволила повысить эффект масштаба в суконном производстве, что привело к появлению швейных фабрик и крупных городов на их базе.
Швейная машина и урбанизация в США
Швейная машина, которая появилась в середине XIX в., способствовала росту эффекта масштаба в производстве одежды и, соответственно, развитию городов. Еще в начале XIX в. около 4/5 всей одежды, которую носили в США, шили вручную для членов домохозяйства, 1/5 шили портные и тоже вручную. Швейная машина позволила фабрикам шить одежду по более низкой себестоимости по сравнению с домашним производством, и к 1890 г. 9/10 американской одежды изготовлялось на фабриках. По мере, того как в США появлялись швейные фабрики, вокруг них вырастали новые города.
Швейная машина способствовала также развитию американских городов вокруг обувных фабрик. До 1700г. практически всю обувь делали дома или в местных деревнях. Стоимость перевозки была настолько высокой, что производство на месте было эффективным.
Со временем транспортные расходы снизились, что позволило использовать сравнительное преимущество в пошиве обуви. В 1700-х годах была внедрена система надомничества: производители обуви распределяли сырье между сельскими рабочими, собирали продукт их труда и завершали изготовление обуви в центральной мастерской. По мере того как создавались новые машины для пошива обуви, количество операций, выполнявшихся в Центральной мастерской, возрастало.
Швейная машина Маккея, позволившая механизировать процесс пришивания подошвы к туфлям, привела к росту эффекта масштаба обувного производства до такого уровня, что центральная мастерская превратилась в самую настоящую фабрику. Вокруг новых обувных фабрик развивались города.