
- •1. Понятие «регион». Место региона в системе международных отношений
- •2. Регионализм: сущность и типы. Регионализм, в самом общем виде, является системой разного рода взаимоотношений, связанных с влиянием в общности по горизонтали и вертикали.
- •3. История европейской интеграции до Маастрихтского договора.
- •4. Развитие европейской интеграции после Маастрихтского договора.
- •5. Региональная политика ес.
- •6. Изменение роли ес на международной арене.
- •7. Политика ес в области безопасности и обороны
- •8. Взаимодействие ес и нато в области безопасности и обороны.
- •9. Основные тенденции развития Балканского региона.
- •10. Становление современных международных отношений Балканского региона
- •11.Субрегионы и «центры силы» в атр
- •12. Территориальные конфликты в атр и их влияние на глобальную и региональную безопасность
- •13. Асеан и ее диалоговые форматы, их роль в атр
- •14. Динамика индо-пакистанского конфликта в конце хх – начале XXI в.
- •15. Динамика палестино-израильского конфликта в конце хх – начале XXI в.
- •16. Традиционные и новые угрозы безопасности в атр
- •17. Основные «горячие точки» на Африканском континенте перспективы разрешения конфликтов
- •18. Традиционные и новые угрозы безопасности на Ближнем и Среднем Востоке
6. Изменение роли ес на международной арене.
Европейский Союз все более сосредотачивается на внутренних проблемах. Сужается его роль как международного игрока. Никто не знает, что будет с Евросоюзом через несколько лет. В 2005 г. картина приоритетов граждан ЕС существенно изменилась. Значительное место занимают проблемы т. н. «личностной безопасности», такие, как борьба с безработицей, бедностью и социальной исключенностью, находятся на первых позициях. Что касается расширения Союза, то эта задача занимает 17-е место по важности из 17 возможных ответов. Данные изменения находят отражение в политике институтов ЕС.
Новые транснациональные угрозы имеют высокую приоритетность для Союза. Достаточно сказать, что Европейская комиссия финансирует 13 исследовательских проектов, направленных на борьбу с терроризмом и укрепление безопасности граждан Евросоюза, на каждый из которых выделяется 15 млн. Евро. С 2007 г. общая сумма будет существенно увеличена и достигнет 250 млн. Евро в год. Тематика проектов включает системы безопасности от терроризма на железнодорожных сетях, усиление систем наблюдения в европейских портах и на побережье, меры по интегрированию систем защиты авиаперевозок, укрепление систем защиты компьютерных сетей. По мнению заместителя Председателя Еврокомиссии Франко Фраттини, отвечающего за координацию борьбы с терроризмом, в результате нахождения необходимых технологических решений и подкрепляющих операционных концепций должен быть сделан небольшой, однако важный шаг по усилению возможностей ЕС по предотвращению и борьбе с терроризмом.
С активизацией в последние годы деятельности по практическому наполнению ОВПБ и ОЕПБ инструментарий «гражданской силы» начинает дополняться явными силовыми компонентами – полицейскими, военными и военно-промышленными. В этой связи все чаще звучит мнение о том, что Евросоюз уже утратил свой прежний имидж и гуманистический, «постмодернистский» статус и в настоящее время находится в некой «точке перехода» от «гражданской силы» к традиционной, обладающей военно-силовым потенциалом.
7. Политика ес в области безопасности и обороны
Интеграция в области ОВПБ (общей внешней политики и политики безопасности) шла со значительными трудностями. Первая попытка интеграции была предпринята в начале 1952 года, когда Франция, ФРГ, Италия и Бельгия, Нидерланды, Люксембург подписали договор об учреждении Европейского Оборонительного сообщества (ЕОС). Однако парламент Франции заблокировал создание ЕОС. Интеграция стала развиваться в направлении от экономики к политике.
В 1974 году был учреждён Европейский совет на уровне глав государств и правительств, принявший рекомендацию об учреждении Политического союза. Переговоры и консультации об учреждении Политического союза натолкнулись на традиционное противостояние защитников прерогатив национальных государств, кроме того многие страны выступали против дублирования функций НАТО.
В Милане в 1985 году Канцлер ФРГ Коль и президент Франции Миттеран выдвинули совместный проект Договора о Европейском союзе, предусматривавший проведение согласованной внешней и оборонной политики.
В июне 1992 года на совещании в Бонне страны ЗЕС (Западноевропейского союза) приняли «Петерсбергскую декларацию», касавшуюся отношений между ЗЕС, ЕС и НАТО. Декларация предусматривала расширение функций ЗЕС. Он должен был не только гарантировать оборону территорий стран-участниц, но и освоить проведение гуманитарных и спасательных операций, миротворческих миссий, а также выполнение задач по управлению кризисами, включая понуждение к миру в интересах всего ЕС и во взаимодействии с НАТО. В последующем ЗЕС бы включен в ЕС по Амстердамскому договору.
Маастрихтский договор 1993 г. впервые ввел понятие трех опор ЕС. Второй опорой является формирование Общей внешней политики и политики безопасности, в договоре провозглашаются следующие принципы:
защита общих ценностей в соответствии с Уставом ООН;
усиление безопасности ЕС;
сохранение мира и международной безопасности;
повышение единоличной роли ЕС в определении единой внешней политики;
создание Подразделения по планированию новой политики и раннему предупреждению с целью анализа международных событий и выработке решений;
введение поста Верховного представителя по вопросам общей внешней политики и политики безопасности.
ОВПБ стала новым направлением деятельности ЕС, развивающим опыт «европейского политического сотрудничества» и предусматривающим согласование и осуществление странами ЕС совместных внешнеполитических действий на основе единогласно принятых решений.
Амстердамский договор (1997 года) реформировал ОВПБ с целью повышения эффективности ее функционирования. Новации: «Общая Стратегия», возможность «конструктивного воздержания» от участия во внешнеполитических акциях, должность Верховного Представителя по ОВПБ и дополнительный аппарат внешнеполитического планирования в составе Генерального Секретариата Совета ЕС, а также положение о постепенном включении Западноевропейского союза и подчинённых ему органов в общую систему институтов ЕС.
Поворотным пунктом в решении вопроса об интеграции в ОВПБ стала встреча Ширака и Блэра в Сан-Мало в декабре 1998 г. Была сформулирована цель — обеспечить Евросоюзу военные возможности для выполнения так называемых «Петерсбергских миссий» (Это задачи, сформулированные в конце июня 1992 г. в Петерсбергской декларации по окончании заседания Совета министров Западноевропейского союза, являются неотъемлемой частью европейской политики безопасности и обороны).
В июне 1999 года на саммите в Кельне страны ЕС приняли решение об углублении ВП координации и переходе к проведению общей политики в области безопасности и обороны (ОЕПБО). Выработку и проведение этой политики вменили в обязанность верховному представителю ЕС по вопросам ВП и безопасности.
В руках верховного представителя стали концентрироваться полномочия, связанные с представительством полит. и военно-полит. интересов ЕС в отношениях с внешними партнерами.
На саммите ЕС в Хельсинки (декабрь 1999) было решено создать к 2003 г. потенциал, позволяющий в двухмесячный срок развернуть военный контингент численностью 60 тыс. человек («корпус быстрого развертывания»), способный к самостоятельным действиям по выполнению всего спектра «Петерсбергских миссий».
С 2000 года функционируют новые структуры ЕС — Комитет по политике и безопасности (для согласований по ВП и военным вопросам) и Военный комитет (в составе начальников главных военных штабов стран-участниц)
Лиссабонский договор 2009 г. расширил сферу полномочий в области внешней и оборонной политики ЕС. Был введен пост представителя ЕС в области внешней и оборонной политики.