
Структура реферата
Как правило, применяется ниже приведенная структура реферата. Исключение составляют некоторые работы небольшого объема, в которых разделение на структурные элементы нецелесообразно.
Титульный лист
Оглавление
Оглавление располагают на следующей после титульного листа странице. Оно представляет собой структуру реферата с указанием наименований разделов и соответствующих им номеров страниц.
Введение
Во введении приводят сведения об актуальности темы и степени ее освещенности в литературе. Возможно включение и других пунктов.
Основная часть
Этот элемент структуры реферата может включать пункты (главы) и подпункты (параграфы) в рамках которых раскрывают тему и ее отдельные положения.
Заключение
Содержит краткое изложение основных рассмотренных в реферате вопросов, подведение итогов и выводы.
Список использованной литературы
Для написания реферата требуется 5-10 источников. Согласно правилам оформления реферата в список литературы включают не только цитированные источники, но и литературу, изученную при написании работы и упомянутую в тексте.
Приложения
В случае наличия приложений их приводят после списка литературы.
Оглавление
1.Возникновение каменного строительства в Сибири во второй половине XVII в……………..
2.Строительство церквей и монастырей…………………………..
3. Особенности строительства Софийского собора. …………………..
4. Проект С. У. Ремезова «Каменный город» в Тобольске…………………
5.Указ Петра I о запрете каменного строительства……………….
6. Возведение каменных зданий в Тюмени……………………….
1.Возникновение каменного строительства в Сибири во второй половине XVII в.
С начала освоения Сибири дерево здесь являлось единственным строительным материалом для возведения всех возможных тогда типов сооружений, как оборонных и административных, так и церковных, жилых и хозяйственных. Однако беспощадным врагом деревянного строительства был огонь.
При примитивности отопительных устройств в зданиях, ночного освещения и приготовления пищи огонь наносил огромный материальный ущерб, угрожая жизни людей, животных. Оставалось только одно эффективное средство борьбы с огнем — огнестойкое каменное строительство, которое, однако, было возможно в то время при ряде определенных условий.
Такие условия в Сибири в конце XVII в. сложились на территории «треугольника» первых русских городов — Тюмени, Тобольска, Верхотурья. Здесь впервые в Сибири сложилось наиболее плотное земледельческое население, разрослись города и выросло их население, возросло и их экономическое значение. К концу XVII в. четыре уезда Западной Сибири — Тобольский, Верхотурский, Тюменский и Туринский — являлись основной житницей Сибири, в них проживало 75% всех сибирских крестьян дворохозяев
Тобольск, Верхотурье и Тюмень во второй половине XVII в. стали центрами русской администрации в Сибири, средоточием сибирского духовенства, торгового купечества и важнейшими военно-оборонными пунктами края. Здесь возникает и развивается каменное строительство [1].
2.Строительство церквей и монастырей
В Сибири в этот период церковь выступает в качестве первого заказчика каменных построек. «Сибирский летописец» сообщает, что в 1674 г. «тогож года июля в 12 день, преосвященнейший Корнилий, митрополит Сибирский и Тобольский, поставил на своем святительском дворе палату первую каменную» [2].
Но сооружение существовало недолго, всего три года и погибло в пожаре 29 мая 1677 г. вместе с деревянным Софийским собором и всем Софийским двором — резиденцией сибирских митрополитов. Постройку митрополичьего дома возобновил уже новый «владыка» Софийского двора — митрополит Павел I в 1680 г., когда для него возвели «на Софийском дворе... каменные кельи поземные». Однако и это здание существовало недолго и сгорело «от трубы» в том же году [3].
. Павел закладывает в начале 1681 г. новое, третье по счету, здание митрополичьего дома «на заложенном фундаменте прежде», строительство которого заканчивается к 1691 г. Это было, по-видимому, весьма значительное сооружение, стоявшее посередине Софийского двора, двухэтажное, с 23 палатами в нижнем и 18 палатами в верхнем этаже. При палатах находилась митрополичья домовая церковь «четыредесяти мучеников» [4].
Архиерейский дом, устроенный митрополитами Павлом I и Игнатием Римским-Корсаковым, сгорел.
На плане Тобольского кремля 1746 г. имеется «архиерейский дом» и, кроме того, «кельи монашеские» с церковью «четыредесяти мучеников» «в одной связи», обозначенные под литерами «22» (трижды) и «18», а все вместе под литерой «16» с названием «саженной домъ». Отсюда можно сделать вывод о восстановлении «келий поземных» для жительства митрополита и о сохранении третьих по счету жилых палат митрополита, но отданных под монашеские кельи. Эти первые каменные здания Софийского двора в Тобольске и первые из известных нам каменных сооружений в Сибири не простояли даже в течение XVIII в. и были разобраны в связи с дальнейшим строительством монументальных зданий Кремля.
После опустошительного пожара в Тобольске 29 мая 1677 г., когда посад, острог и Софийский двор выгорели полностью, воеводе П. В. Шереметьеву было указано «впредь город Тобольск делать каменный...»
Но воеводы тобольские вновь возвели мощный, но не каменный, а деревянный город с десятью башнями (шестой по счету со времени основания Тобольска в 1587 г.), а «верхний» посад окружили острогом. Через два года вновь отстроенный город сгорел опять в пожаре 7 августа 1680 г.
Иным путем пошло более инициативное духовное руководство Сибири, прибывшее в 1621 г. в Тобольск с первым сибирским архиепископом Киприаном. Еще первый митрополит сибирский Корнилий писал царю о своем желании «возобновить» в камне сгоревший Софийский собор в Тобольске, но, будучи уже престарелым, он не смог осуществить своего намерения, хотя и подготовил для такого строительства некоторую материальную базу, благодаря которой замысел Корнилия смог реализовать его преемник, митрополит Павел, бывший архимандрит Московского Чудова монастыря и заведующий строительством церквей и монастырей во всем государстве в патриаршем разряде. Павел энергично повел дело, прося разрешения у царя Федора Алексеевича построить в Тобольске каменное здание для Софийского собора, а в Абалацком монастыре — каменную церковь, на что и получил в 1680 г. утвердительный ответ. Видимо, еще заботами митрополита Корнилия под Тобольском уже давно были разведаны запасы сырья для строительства и даже действовали карьеры и печи для обжига кирпича и извести. Павел сообщал царю, что и свай у него приготовлено много. Таким образом, под Тобольском (также и у городов Тюмени и Верхотурья) уже имелась значительная строительная база, созданная, видимо в течение 7-8 лет, до приезда в Тобольск Павла. Этими материалами не захотели воспользоваться тобольские воеводы для постройки каменной крепости, но зато широко использовал Софийский двор для культового строительства в Тобольске и Абалацком монастыре. Павел просил также прислать в Тобольск «к строению церкви из Москвы или Устюга связного железа с обухами, да двадцать человек кирпичников, да пять человек каменьщиков».
Царь (грамота от 28 апреля 1680 г.) велел тобольским воеводам А. С. Шеину и М. В. Приклонскому соборную церковь строить каменную «против образца, какова на Москве в Кремле, в девичьем монастыре... А какова Вознесенская церковь мерою кругом и в вышину и тому посланы... к нам образцы и сметные росписи и чертежи...»
Связное железо было доставлено из Москвы в Тобольск в числе 682 пуда сыном боярским Яковом Бязевым. Из Москвы же в Тобольск прибыли каменных дел подмастерья Герасим Шарыпин и Гаврила Тютин с помощниками Савелием Ларионовым и Василием Харитоновым. Прибыли и опытные каменщики: Ф. Меркурьев, Ф. Бухарский, С. Филиппов, И. Тимофеев, Ануфрий Ларионов, Д. Иванов и другие. Испрашиваемые Павлом «пять каменыциков и двадцать кирпичников» приехали из Устюга. С. В. Копылова называет во главе московской артели В. Ларионова, а помощниками его Г. Шарыпина и Г. Тютина .
Видимо, в 1680 г. и первой половине 1681 г. продолжалось заготовление строительных материалов для стройки, а строительство началось с 3 июля 1681 г. с подготовки котлована и выемки земли из него под фундаменты. К октябрю того же года были набиты сваи, а 22 апреля 1683 г. началась кладка стен здания. Здание, возведенное «немного не до головы», т. е. до главного купола на большом барабане, «...падоша... и обломились своды и весь верх паде внутрь» 27 июня 1684 г. Причиной обвала сооружения называли «несоразмерность внутренних столбов с тяжестью главы и сводов» его. Случай обрушивания здания не первый в Сибири и на Урале и не последний. В 1687 г., например, упали своды каменной Преображенской церкви при завершении строительства в Соликамске, а в 1850 г. рухнули своды строящегося Томского кафедрального собора, возводимого по проекту академика архитектуры К. Тона. Постройку Софийского собора возобновили и довели до окончания в 1686 г. ( освящен 27 октября ).
«Образец оказался случайным»,— пишет В. И. Кочедамов по поводу выбранного образца для строительства: Вознесенской церкви, девичьего монастыря в Московском кремле». Это трудно доказать. Во-первых, «образец» сей был хорошо знаком митрополиту Павлу, который, в свою недавнюю бытность архимандритом московского Чудова монастыря мог ежедневно наблюдать его, так как он находился по «соседству» с Чудовым монастырем в Кремле.
Во-вторых, это здание, относительно недавно, в 1519 г., было построено Алевизом Новым (Фрязином) и восстановлено после пожара 1626 г. к 1680-м годам. Возможно, выбор «образца» и был подсказан Павлом, который по прежней своей должности был ответствен в какой-то мере за его осуществление. Чертежи и сметы на него, видимо, еще не затерялись в архивах царских приказов. Тобольский Успенский собор (Соборный храм Софии Премудрости) представлял собой весьма типичный образец московского культового зодчества XVI—XVII вв. Он близок по своему объемно-планировочному типу к кругу монастырских и городских храмов, построенных в XV—XVII вв., таких, как собор Новодевичьего монастыря в Москве (1524—1525 гг.), Софийский городской собор в Вологде (1568—1570 гг.), Успенский собор Троице-Сергиева монастыря (1585 г.), Успенский собор в Ростове Великом, Каргопольская Благовещенская церковь (1692 г.) и Воскресенская церковь (конец XVII в.).
Около 1807 г. на северной стороне собора появились трещины, начинавшиеся от фундамента и доходящие до сводов, которые в 1531 г. были заделаны, а к западному фасаду, к продольным стенам здания были пристроены треугольные контрфорсы, укрепившие сооружение. Таким образом, собор претерпел значительные изменения в своем внешнем облике и архитектурно-стилистической характеристике.